СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме «Изменение глаголов по временам»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по русскому языку в 4 классе (УМК «Школа XXI века»). Урок русского языка организован в соответствии с требованиями федерального  государственного образовательного стандарта. Данный урок используется при изучении нового материала. Данную разработку можно использовать при изучении темы «Глагол. Изменение глаголов по временам» и в другом УМК. Методическая разработка содержит  подробное изложение хода урока. В ней отражены цели и задачи урока, формируемые  и метапредметные УУД. В ходе урока указано детальное описание организации деятельности учителя и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Изменение глаголов по временам»»


Русский язык 4 класс

УМК «Школа XXI века»; тема «Изменение глаголов по временам»

Учитель первой категории: Губанова Евгения Михайловна


АННОТАЦИЯ

Данный урок разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по русскому языку в 4 классе (УМК «Школа XXI века»). Урок русского языка организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок используется при изучении нового материала. Данную разработку можно использовать при изучении темы «Глагол. Изменение глаголов по временам» и в другом УМК. Методическая разработка содержит подробное изложение хода урока. В ней отражены цели и задачи урока, формируемые и метапредметные УУД. В ходе урока указано детальное описание организации деятельности учителя и учащихся.

Современный ритм жизни заставляет учителя менять подходы в организации уроков русского языка. Теперь многие учителя используют в своей работе различные интересные задания, которые способствуют не только лучшему усвоению материала, но и повышают интерес к предмету. На данном уроке детям предстоит работа в парах, в группах, индивидуальная работа. Учащиеся с помощью учителя смогут ответить на вопрос: «Все ли глаголы изменяются по временам?» На этапе подведения итогов, обучающимся предлагается дидактическая игра «Почтальон Печкин» (авторская разработка), где ребята попробуют себя в роли почтальонов. Прочувствуют важность данной профессии, «доставляя по адресам» письма - глаголы в разных временных формах.

Этот урок научит ребят обобщать и делать выводы по изученному материалу, поспособствует повышению познавательной активности учащихся.

Тема урока «Изменение глаголов по временам»

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок - исследование

Цель урока: - Формировать умение различать глаголы по временам, закрепить знания о глаголе, как о части речи.

Задачи:

  • обучающая: систематизировать знания о временах глагола;

  • развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;

  • воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).

  • коррекционно-развивающие: развивать память, внимание, речь.

Формируемые УУД.

  • Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;

  • Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;

  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,

  • Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для работы на уроке и с дополнительным заданием, карточки для домашней работы, дидактическая игра.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание:

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием проведут с нами этот урок.

- Сейчас у нас урок русского языка. Откройте тетради и запишите «число, классная работа». (Слайд 2) (Не забывайте про правильную посадку и правильное положение тетради.)

Первое февраля.

Классная работа.

  1. Эмоциональный настрой.

- Посмотрите на доску и составьте из рассыпанных слов фразу:

(слайд 3) «начинается», «маленькой», «успех!», «с», «удачи»

- С маленькой удачи начинается успех! (слайд 4)

- Как вы понимаете эти слова? ( Д.: Каждое задание, выполненное на уроке – это маленькая удача, а из них складывается большой успех.)

- Все верно! А из успехов каждого из вас складывается успех всего класса.

- Я вам желаю, что бы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

-Улыбнемся друг другу, пожелаем успеха на уроке себе и товарищу.

-Запишите получившееся предложение к себе в тетрадь.

III. Актуализация опорных знаний.

-Отгадайте ребус и узнаете, о чем будем говорить на нашем уроке. (На доску крепится карточка с ребусом)

Д: ГЛАГОЛ!

БЛИЦ-ОПРОС (По мере ответов учащихся учитель крепит на доску опорные карточки. В итоге получается кластер по теме «ГЛАГОЛ»)

-Давайте вспомним то, что мы уже знаем о глаголе:

  1. Что такое глагол? (Д: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать?» « что сделать?» и обозначает действие предмета.)

  2. Каким членом предложения является глагол? ( Д: В предложении является главным членом - сказуемым.)

  3. Назовите суффиксы глаголов в начальной форме. (Д: ть, ти, чь)

  4. Назовите постоянные признаки глагола. (Д: Вид и спряжение)

  5. Какого вида бывают глаголы? (Д: Совершенного и несовершенного)

  6. Что такое спряжение? (Д: Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. Лицо и число это непостоянные признаки глагола.)

  7. Как еще изменяются глаголы? (Д: по времени: настоящее, прошедшее, будущее)

  8. Изменяются ли глаголы по родам? (Д: да, только в прош. времени)

  9. Какой суффикс указывает на то, что это глагол в прошедшем времени? (-л-) Приведите примеры.

- Молодцы!

IV. Определение  темы урока.

- А сейчас послушайте, ребята,  что я вам расскажу:

Однажды на уроке русского языка учительница спросила  Лентяйкина:
 - Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы  умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»

- А как вы думаете, ребята, правильно ли ответил Лентяйкин?

- А в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.)

- Так кто же сформулирует тему сегодняшнего урока? (Время глагола.)

- Правильно! Мы с вами продолжаем изучать время глагола и узнаем, как изменяются глаголы по временам.

-Какую поставим цель? (слайд 5)

ЦЕЛЬ: - научиться изменять глаголы по временам

Задачи: - повторить времена глаголов

- выяснить - все ли глаголы изменяются по временам?



- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола? (Д: 3)

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает? что делают?)

- Приведите примеры.


V. ФИЗМИНУТКА

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните.





VI. Совместное «открытие» новых знаний. Поиск решения.

  • Теперь, давайте, поработаем исследователями. Сейчас мы проведем исследовательскую работу.

- Давайте вернёмся к предложению, которое записали в начале урока.

Прочитайте его ещё раз. Найдите глагол. Каким членом предложения является это слово? Подчеркните!

-Выпишите его с маленькой буквы на новой строчке.

- Используя информацию на доске, укажите рядом все признаки этого слова. (3 мин)

- Проверяем! Сравните вашу запись с записью на доске. ( слайд 6)

начинается - гл., несов. вида, в ед. ч., наст. вр., в 3 лице, 1 спр.

- Исправьте, если допустили ошибки.

-Встаньте, если справились без ошибок.

-Молодцы!

-Поставьте этот глагол в начальную форму. (что делать? начинаться). Образуйте от него все временные формы глагола.

Н.Ф.

Наст. вр.

Пр.вр.

Буд.вр.

Начинаться

(что делать?)

начинается

начинался

будет начинаться












- Проверим. (Слайд 7)

- Сколько временных форм получилось? ( 3)

- На какой вопрос отвечает глагол настоящего времени?

- На какой вопрос отвечает глагол прошедшего времени?

- На какой вопрос отвечает глагол будущего времени?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • Работа в парах:

-Теперь выполните следующее задание. (слайд 8)

Посмотрите на доску и прочитайте задание. (Спиши в тетрадь слова, вставляя пропущенные буквы.)

Что объединяет эти слова? (они словарные)

Запишите их, обозначьте орфограммы.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте написанное с записью на доске. (слайд 9)

-Какое слово будет лишним?

Выпишите его с маленькой буквы, в скобках укажите вопрос, на который отвечает слово и укажите все признаки, пользуясь схемой на доске.

-Проверим! (слайд 10)

Заморозить (что сделать?)- гл., сов. вида, в н.ф., 2 спр.

Образуйте формы времени от этого слова.

Н.Ф.

Наст. вр.

Пр.вр.

Буд.вр.

Заморозить

(что сделать?)

-

заморозил

заморозит


- Всё ли получилось?

- Какой вывод можно сделать? (слайд 11)

- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не имеют)

VII. Закрепление изученного материала

- Определите время глаголов и запишите их в 3 столбика  (слайд 12)

Переехали, зажглась, славится, заиграют, прошло, будем помнить, растет, приходит, расцветёт, зеленеют. 

- Как вы думаете, все ли из предложенных глаголы имеют все 3 временные формы? (нет)

- Почему?

-Назовите глаголы, которые не имеют форму настоящего времени. (переехали, зажглась, заиграют, прошло, расцветет)

Итог урока.

-А сейчас мы с вами поиграем. И заодно проверим как вы усвоили тему урока.

Игра называется «Почтальон Печкин».

3 ряда – это 3 команды.
Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с  соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает  команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

VIII. Рефлексия.

-Какая была тема урока?

– Цель урока? Цель урока достигнута?

– Задачи урока? Задачи урока выполнены?

  1. Продолжи предложения: (Слайд 13 ) Я – знаю…

- запомнил …

- смог…

- научился …



  1. Оцените себя с помощью светофора и соответствующих ему смайликов:

- Зеленый– если урок для вас прошёл плодотворно, с пользой, вы научились и может помочь другим.

- Желтый - кто понял, но еще испытывает некоторые затруднения.

- Красный – кто ничего не понял, кому нужна помощь.





  1. - Вы очень хорошо поработали и я ставлю вам за урок следующие оценки …………..

IX . Домашнее задание. (Карточки с разным уровнем сложности) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Возьмите листочки. Перед вами 3 различных варианта заданий. Выберите тот, который вам больше нравится. Списывать текст не нужно. Выполняйте задание в карточке и подготовьте свой ответ, используя алгоритм:

1 вариант.

1. Прочитать задание.

2. Выразительно прочитать отрывок.

3. Ответить на поставленный вопрос.

Выпишите глаголы к вопросам, определите их время:

Вот скоро птички запоют,
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели. (И.Суриков)

Что сделают?_______________

Что сделали?_______________

Что сделает?__________________

Что сделают?. .запоют .

Что сделали?. . .зазеленели

Что сделает?. . .выгонит,заиграет

2 вариант.

Выписать глаголы, поставить вопрос, определить время глагола.

И вот опять пришла весна, пришла-прош.вр
И снова зеленеет поле, зеленеет-наст.вр.
Давно уж верба расцвела… расцвела-прош.вр.
Весной мир божий расцветает! расцветает-наст.вр.
Как солнце весело глядит глядит-наст.вр.
И в поле травку пригревает! (И.Суриков) пригревает-наст.вр.





3 вариант.

Выписать глаголы и определить время глагола.

Уж тает снег, бегут ручьи, бегут-наст.вр.
В окно повеяло весною... повеяло-прош.вр
Засвищут скоро соловьи, засвищут-буд.вр.
И лес оденется листвою! оденется-буд.вр.

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало, стало-прош.вр.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. миновала-прош.вр.



Урок окончен.

- Всем спасибо за активную работу! (Слайд 14)





















































П риложение 1

Вариант 1.

АЛГОРИТМ:

1. Прочитать задание.

2. Выразительно прочитать отрывок.

3. Ответить на поставленный вопрос.

Выпишите глаголы к вопросам, определите их время:

Вот скоро птички запоют,
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели. (И.Суриков)

Что сделают?_______________

Что сделали?_______________

Что сделает?__________________



2 вариант.

АЛГОРИТМ:

1. Прочитать задание.

2. Выразительно прочитать отрывок.

3. Ответить на поставленный вопрос.



Выписать глаголы, поставить вопрос, определить время глагола.

И вот опять пришла весна,
И снова зеленеет поле,
Давно уж верба расцвела…
Весной мир божий расцветает!
Как солнце весело глядит
И в поле травку пригревает! (И.Суриков)













3 вариант.

АЛГОРИТМ:

1. Прочитать задание.

2. Выразительно прочитать отрывок.

3. Ответить на поставленный вопрос.



Выписать глаголы и определить время глагола.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.



























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!