Русский язык 4 класс
УМК «Школа XXI века»; тема «Изменение глаголов по временам»
Учитель первой категории: Губанова Евгения Михайловна
АННОТАЦИЯ
Данный урок разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по русскому языку в 4 классе (УМК «Школа XXI века»). Урок русского языка организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок используется при изучении нового материала. Данную разработку можно использовать при изучении темы «Глагол. Изменение глаголов по временам» и в другом УМК. Методическая разработка содержит подробное изложение хода урока. В ней отражены цели и задачи урока, формируемые и метапредметные УУД. В ходе урока указано детальное описание организации деятельности учителя и учащихся.
Современный ритм жизни заставляет учителя менять подходы в организации уроков русского языка. Теперь многие учителя используют в своей работе различные интересные задания, которые способствуют не только лучшему усвоению материала, но и повышают интерес к предмету. На данном уроке детям предстоит работа в парах, в группах, индивидуальная работа. Учащиеся с помощью учителя смогут ответить на вопрос: «Все ли глаголы изменяются по временам?» На этапе подведения итогов, обучающимся предлагается дидактическая игра «Почтальон Печкин» (авторская разработка), где ребята попробуют себя в роли почтальонов. Прочувствуют важность данной профессии, «доставляя по адресам» письма - глаголы в разных временных формах.
Этот урок научит ребят обобщать и делать выводы по изученному материалу, поспособствует повышению познавательной активности учащихся.
Тема урока «Изменение глаголов по временам»
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок - исследование
Цель урока: - Формировать умение различать глаголы по временам, закрепить знания о глаголе, как о части речи.
Задачи:
обучающая: систематизировать знания о временах глагола;
развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).
коррекционно-развивающие: развивать память, внимание, речь.
Формируемые УУД.
Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;
Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,
Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.
Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная, парная.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для работы на уроке и с дополнительным заданием, карточки для домашней работы, дидактическая игра.
Ход урока:
Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание:
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием проведут с нами этот урок.
- Сейчас у нас урок русского языка. Откройте тетради и запишите «число, классная работа». (Слайд 2) (Не забывайте про правильную посадку и правильное положение тетради.)
Первое февраля.
Классная работа.
Эмоциональный настрой.
- Посмотрите на доску и составьте из рассыпанных слов фразу:
(слайд 3) «начинается», «маленькой», «успех!», «с», «удачи»
- С маленькой удачи начинается успех! (слайд 4)
- Как вы понимаете эти слова? ( Д.: Каждое задание, выполненное на уроке – это маленькая удача, а из них складывается большой успех.)
- Все верно! А из успехов каждого из вас складывается успех всего класса.
- Я вам желаю, что бы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
-Улыбнемся друг другу, пожелаем успеха на уроке себе и товарищу.
-Запишите получившееся предложение к себе в тетрадь.
III. Актуализация опорных знаний.
-Отгадайте ребус и узнаете, о чем будем говорить на нашем уроке. (На доску крепится карточка с ребусом)
Д: ГЛАГОЛ!
БЛИЦ-ОПРОС (По мере ответов учащихся учитель крепит на доску опорные карточки. В итоге получается кластер по теме «ГЛАГОЛ»)
-Давайте вспомним то, что мы уже знаем о глаголе:
Что такое глагол? (Д: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать?» « что сделать?» и обозначает действие предмета.)
Каким членом предложения является глагол? ( Д: В предложении является главным членом - сказуемым.)
Назовите суффиксы глаголов в начальной форме. (Д: ть, ти, чь)
Назовите постоянные признаки глагола. (Д: Вид и спряжение)
Какого вида бывают глаголы? (Д: Совершенного и несовершенного)
Что такое спряжение? (Д: Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. Лицо и число это непостоянные признаки глагола.)
Как еще изменяются глаголы? (Д: по времени: настоящее, прошедшее, будущее)
Изменяются ли глаголы по родам? (Д: да, только в прош. времени)
Какой суффикс указывает на то, что это глагол в прошедшем времени? (-л-) Приведите примеры.
- Молодцы!
IV. Определение темы урока.
- А сейчас послушайте, ребята, что я вам расскажу:
Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:
- Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?
Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»
- А как вы думаете, ребята, правильно ли ответил Лентяйкин?
- А в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.)
- Так кто же сформулирует тему сегодняшнего урока? (Время глагола.)
- Правильно! Мы с вами продолжаем изучать время глагола и узнаем, как изменяются глаголы по временам.
-Какую поставим цель? (слайд 5)
ЦЕЛЬ: - научиться изменять глаголы по временам
Задачи: - повторить времена глаголов
- выяснить - все ли глаголы изменяются по временам?
- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола? (Д: 3)
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает? что делают?)
- Приведите примеры.
V. ФИЗМИНУТКА
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
VI. Совместное «открытие» новых знаний. Поиск решения.
Теперь, давайте, поработаем исследователями. Сейчас мы проведем исследовательскую работу.
- Давайте вернёмся к предложению, которое записали в начале урока.
Прочитайте его ещё раз. Найдите глагол. Каким членом предложения является это слово? Подчеркните!
-Выпишите его с маленькой буквы на новой строчке.
- Используя информацию на доске, укажите рядом все признаки этого слова. (3 мин)
- Проверяем! Сравните вашу запись с записью на доске. ( слайд 6)
начинается - гл., несов. вида, в ед. ч., наст. вр., в 3 лице, 1 спр.
- Исправьте, если допустили ошибки.
-Встаньте, если справились без ошибок.
-Молодцы!
-Поставьте этот глагол в начальную форму. (что делать? начинаться). Образуйте от него все временные формы глагола.
Н.Ф. | Наст. вр. | Пр.вр. | Буд.вр. |
Начинаться (что делать?) | начинается | начинался | будет начинаться |
- Проверим. (Слайд 7)
- Сколько временных форм получилось? ( 3)
- На какой вопрос отвечает глагол настоящего времени?
- На какой вопрос отвечает глагол прошедшего времени?
- На какой вопрос отвечает глагол будущего времени?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
-Теперь выполните следующее задание. (слайд 8)
Посмотрите на доску и прочитайте задание. (Спиши в тетрадь слова, вставляя пропущенные буквы.)
Что объединяет эти слова? (они словарные)
Запишите их, обозначьте орфограммы.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте написанное с записью на доске. (слайд 9)
-Какое слово будет лишним?
Выпишите его с маленькой буквы, в скобках укажите вопрос, на который отвечает слово и укажите все признаки, пользуясь схемой на доске.
-Проверим! (слайд 10)
Заморозить (что сделать?)- гл., сов. вида, в н.ф., 2 спр.
Образуйте формы времени от этого слова.
Н.Ф. | Наст. вр. | Пр.вр. | Буд.вр. |
Заморозить (что сделать?) | - | заморозил | заморозит |
- Всё ли получилось?
- Какой вывод можно сделать? (слайд 11)
- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не имеют)
VII. Закрепление изученного материала
- Определите время глаголов и запишите их в 3 столбика (слайд 12)
Переехали, зажглась, славится, заиграют, прошло, будем помнить, растет, приходит, расцветёт, зеленеют.
- Как вы думаете, все ли из предложенных глаголы имеют все 3 временные формы? (нет)
- Почему?
-Назовите глаголы, которые не имеют форму настоящего времени. (переехали, зажглась, заиграют, прошло, расцветет)
Итог урока.
-А сейчас мы с вами поиграем. И заодно проверим как вы усвоили тему урока.
Игра называется «Почтальон Печкин».
3 ряда – это 3 команды.
Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.
VIII. Рефлексия.
-Какая была тема урока?
– Цель урока? Цель урока достигнута?
– Задачи урока? Задачи урока выполнены?
Продолжи предложения: (Слайд 13 ) Я – знаю…
- запомнил …
- смог…
- научился …
Оцените себя с помощью светофора и соответствующих ему смайликов:
- Зеленый– если урок для вас прошёл плодотворно, с пользой, вы научились и может помочь другим.
- Желтый - кто понял, но еще испытывает некоторые затруднения.
- Красный – кто ничего не понял, кому нужна помощь.
- Вы очень хорошо поработали и я ставлю вам за урок следующие оценки …………..
IX . Домашнее задание. (Карточки с разным уровнем сложности) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Возьмите листочки. Перед вами 3 различных варианта заданий. Выберите тот, который вам больше нравится. Списывать текст не нужно. Выполняйте задание в карточке и подготовьте свой ответ, используя алгоритм:
1 вариант.
1. Прочитать задание.
2. Выразительно прочитать отрывок.
3. Ответить на поставленный вопрос.
Выпишите глаголы к вопросам, определите их время:
Вот скоро птички запоют,
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели. (И.Суриков)
Что сделают?_______________
Что сделали?_______________
Что сделает?__________________
Что сделают?. .запоют .
Что сделали?. . .зазеленели
Что сделает?. . .выгонит,заиграет
2 вариант.
Выписать глаголы, поставить вопрос, определить время глагола.
И вот опять пришла весна, пришла-прош.вр
И снова зеленеет поле, зеленеет-наст.вр.
Давно уж верба расцвела… расцвела-прош.вр.
Весной мир божий расцветает! расцветает-наст.вр.
Как солнце весело глядит глядит-наст.вр.
И в поле травку пригревает! (И.Суриков) пригревает-наст.вр.
3 вариант.
Выписать глаголы и определить время глагола.
Уж тает снег, бегут ручьи, бегут-наст.вр.
В окно повеяло весною... повеяло-прош.вр
Засвищут скоро соловьи, засвищут-буд.вр.
И лес оденется листвою! оденется-буд.вр.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало, стало-прош.вр.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. миновала-прош.вр.
Урок окончен.
- Всем спасибо за активную работу! (Слайд 14)
П риложение 1
Вариант 1.
АЛГОРИТМ:
1. Прочитать задание.
2. Выразительно прочитать отрывок.
3. Ответить на поставленный вопрос.
Выпишите глаголы к вопросам, определите их время:
Вот скоро птички запоют,
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели. (И.Суриков)
Что сделают?_______________
Что сделали?_______________
Что сделает?__________________
2 вариант.
АЛГОРИТМ:
1. Прочитать задание.
2. Выразительно прочитать отрывок.
3. Ответить на поставленный вопрос.
Выписать глаголы, поставить вопрос, определить время глагола.
И вот опять пришла весна,
И снова зеленеет поле,
Давно уж верба расцвела…
Весной мир божий расцветает!
Как солнце весело глядит
И в поле травку пригревает! (И.Суриков)
3 вариант.
АЛГОРИТМ:
1. Прочитать задание.
2. Выразительно прочитать отрывок.
3. Ответить на поставленный вопрос.
Выписать глаголы и определить время глагола.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.