СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Безударные личные окончания глаголов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний о глаголе. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Безударные личные окончания глаголов"»

Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Предмет: Русский язык, УМК «Школа России»

Класс: 4 а. 27 апреля 2022

Татуревич Нинель Владимировна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение: МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ»

Тип урока: Урок – систематизация и обобщение знаний

Педагогические задачи: Создать условия для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов; совершенствовать умение определять лицо, число, спряжение глаголов; способствовать развитию навыка выполнять морфологический разбор глагола; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты: Познакомятся с памяткой о правописании безударных личных окончаний глаголов; научатся правильно писать безударные личные окончания глаголов; выполнять морфологический разбор глагола; определять лицо, число, спряжение глаголов

Метапредметные УУД: познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные результаты: Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор; индивидуальные раздаточные карточки; поезд-домино (локомотив + вагончики).

Ход и содержание урока

1. Организационный этап.

Всегда оставайся удачливым, смелым,

Пусть только попутные дуют ветра!

Но главное – что бы

Ты в жизни ни делал,

Пусть всё это будет во имя добра!

Оценивать себя при выполнении каждого задания мы будем следующими символами:

«!» – у меня всё получилось,

«+» – некоторые задания вызывали затруднения,

«– я допустил много ошибок, надо тренироваться


2.Сообщение темы, целей урока 1-3 слайд

Тему урока вы определите и сформулируете самостоятельно.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор. Слайд 1

- Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

- Какая это часть речи? (глагол). Слайд 2

На уроках русского языка мы много говорили об этой части речи, многому научились.

Поставим цели урока: - Сегодня будем обобщать, и систематизировать знания о глаголе.

– Сегодня на уроке будем упражняться в правописании безударных личных окончаний глаголов.

В путешествие мы отправимся на поезде. Работать будем в группах. Повторим правила работы в группах.

2. Актуализация знаний. Что бы приобрести билет, надо ответить на вопросы.

Цель: проверить знания правил о глаголе.

- Как изменяются глаголы?

(по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам, глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам) Это непостоянные признаки глаголов.

Назовите постоянные признаки глаголов (Спряжение, вид)

- Какого вида бывают глаголы?

(Совершенного: действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать?

Несовершенного: действие не закончено что делает?)

- Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)

- Как определить спряжение глагола? (по н.ф.)


3. Проспект Неопределенной формы. Слайд 5

Цель: развивать умение образовывать глаголы неопределённой формы и умение определять спряжение по н.ф.

-Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы и определите спряжение: обед, черный, беседа, свобода, победа. Устно - вид глаголов.

Проверка. Девочки, назовите глаголы 1 спряжения, мальчики – 2.

- Особенности глаголов 1 спряжения? (е) 2 спряжения? (и)

4. Улица спряжения. Слайд 6-7

Цель: формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов.

- Поставьте глаголы 1 группа в 1 лицо, мн.ч., 2 группа во 2 лицо, ед.ч., выделите окончание, определите спряжение; 3 группа – разберите слова по составу, 4 группа – вставьте окончания глаголов, докажите

1 группа - 1 лицо, мн.ч.

2 группа - 2 лицо, ед.ч.

Связать -

Отдыхать -

Танцевать -

Зимовать -

Перебирать -

Купить -

3 группа – разберите слова по составу

4 группа – вставьте окончания глаголов, докажите

Завертит

Верт..м

Рассмотришь

Свяж..м

Вылетает

Услыш..м


- Как правильно написать безударное личное окончание глагола? (алгоритм)

Взаимопроверка. Дети объясняют написание окончания.

5. Физминутка

6.Переулок Тупиковый

  • Слайды 8-9

Найдите ошибки в правописании безударных личных окончаний глаголов.

1. Верешь другу, отправляешь посылку.

2. Всходет солнце, пишешь письмо.

3. Держит зонтик, греишься на солнышке.

4. Желаим счастья, встречаем гостей.

- Как правильно написать безударное личное окончание глагола? (алгоритм)

7. Улица Предложения Слайд 10-11

Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие запятые, выделите окончания глаголов, определите спряжение, выполните синтаксический разбор предложения.

По вечерам мы чита…м3, смотр…м телевизор, гуля…м, дел…мся3 впечатлениями.


8.Таможня Глагола Глаголыча. Слайд 16

Цель: тестовая проверка знаний о глаголе, самооценка.


На этой остановке нам надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График» (детям раздаются листочки с системой координат)

- Я вам буду читать слова по вариантам, а вы ставьте точку на графике.

1.В.
смотрит
строишь
едем
думает
красит
бегаешь
чертит
сияет
ругает
зеленеет

2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет
схватит
плавает
делает
оденут

- Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть так:


9.Глагол Глаголыч оценивает. Слайд 17


- Если все ответы совпали, то вы получаете 5, одна-две ошибки 4, три-четыре ошибки 3, пять и более 2.

Встаньте, кто получил 5, 4, 3. Молодцы. (Определяют уровень усвоения материала по теме)

10. Работа в группах. Приложение


11.Площадь торжеств и наград Слайд 13

Дети и педагог подводят итоги урока, получают награду за свою работу на уроке.


12. Домашнее здание (1 мин) Слайд 14

На выбор: учебник стр.101 упр. 208; задание на карточке (приложение 1);

Творческое задание: Сочинить сказку для Глагола Глаголыча о глаголе.


Наш урок мне бы хотелось закончить словами персидского философа Омар Хайяма

«Чтоб зло тебя на злой земле не поразило,
Злу не учись, злу не учи, зло не лелей!»



















Приложение 1



Составь из слов предложения, употребляя выделенные глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени. Запишите предложения.

1.Живёт, глухом, разбойница-рысь, лесу, в. 2.В, хорошо, лесной, видеть, рысьи, темноте, глаза. 3.Тихо, по, её, лапы, ступать, земле, кошачьи. 4.Хорошо, украшенные, слышать, уши, рысьи, кисточками.




























Приложение


Задания

Проспект Неопределенной формы.

Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы и определите спряжение:

.бед -

ч.рный -

б.седа -

св.бода -

п.беда -


Улица спряжения

Поставьте глаголы 1- 2 группы - 1 лицо, мн.ч., 3 – 4 группы - 2 лицо, ед.ч. (по вариантам), выделите окончание, определите спряжение.


1 группа - 1 лицо, мн.ч.

3 группа - 2 лицо, ед.ч.

Связать -

Отдыхать -

Танцевать -

Зимовать -

Перебирать -

Купить -


2 группа - 1 лицо, мн.ч.


4 группа - 2 лицо, ед.ч.

Рисовать -

Платить -

Усвоить -

Мечтать -

Варить -

Загорать -

- Как правильно написать безударное личное окончание глагола? (алгоритм)


Переулок Тупиковый

Найдите ошибки в правописании безударных личных окончаний глаголов.

1. Верешь другу, отправляешь посылку.

2. Всходет солнце, пишешь письмо.

3. Держит зонтик, греишься на солнышке.

4. Желаим счастья, встречаем гостей.

- Как правильно написать безударное личное окончание глагола? (алгоритм)


Улица Предложения

Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие запятые, выделите окончания глаголов, определите спряжение, выполните синтаксический разбор предложения.


По вечерам мы чита…м3 смотр…м телевизор гуля…м дел…мся3 впечатлениями.












- Как изменяются глаголы?

по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам, глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам

- Какого вида бывают глаголы?

Совершенного: действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать?

Несовершенного: действие не закончено что делает?

Постоянные признаки глаголов: Спряжение, вид

Непостоянные признаки глаголов: число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени


- Как изменяются глаголы?

по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам, глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам

- Какого вида бывают глаголы?

Совершенного: действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать?

Несовершенного: действие не закончено что делает?

Постоянные признаки глаголов: Спряжение, вид

Непостоянные признаки глаголов: число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени


- Как изменяются глаголы?

по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам, глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам

- Какого вида бывают глаголы?

Совершенного: действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать?

Несовершенного: действие не закончено что делает?

Постоянные признаки глаголов: Спряжение, вид

Непостоянные признаки глаголов: число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени


- Как изменяются глаголы?

по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам, глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам

- Какого вида бывают глаголы?

Совершенного: действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать?

Несовершенного: действие не закончено что делает?

Постоянные признаки глаголов: Спряжение, вид

Непостоянные признаки глаголов: число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени







Работа в группах

1 группа «Поезд - домино» по правилам о глаголе

Цель: проверить знания правил о глаголе.

- У вас на столах есть локомотив и вагоны. На каждом вагончике написан вопрос. Правильно ответьте на вопросы и у вас получится план рассказа о глаголе

2 группа

Оформить схематично постоянные и непостоянные признаки глагола

3 группа Тест «Что мы знаем о глаголе?»

1. Глагол обозначает:

1) признак предмета;

2) действие предмета;

3) предмет.

2. В предложении глагол обычно является:

1) сказуемым;

2) существительным;

3) подлежащим.

3. Глаголы в неопределенной форме имеют окончания:

1) –ам,-ям;

2) -ти, -ть;

3) -ат, -ят.

4. В глаголах неопределенной формы после ч пишется:

1) ничего не пишется;

2) е;

3) ь.

5. Не с глаголами пишется:

1) раздельно;

2) и слитно и раздельно;

3) слитно.

6. Глаголы в прошедшем времени изменяются:

1) не изменяются;

2) по падежам;

3) по числам, в единственном числе по родам.

4 группа

– Восстановите правило.

Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение определяется
по _____________________________________.

Ко II спряжению относятся глаголы,
которые в начальной форме оканчиваются на ________ (кроме глаголов _______________________________) и

11 глаголов-исключений:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

К I спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на ______________________________________________________________________.


Задания

Проспект Неопределенной формы.

Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы и определите спряжение:

ответ -

синий -

оценка -

читатель -


Улица спряжения

Поставьте глаголы 1 группа - 1 лицо, мн.ч., 3 – 4 группы - 2 лицо, ед.ч. (по вариантам), выделите окончание, определите спряжение.


1 группа - 1 лицо, мн.ч.

3 группа - 2 лицо, ед.ч.

делить -

Беспокоить -

бросить -

Прыгать -

резать -

Плавать -

2 группа - Разберите слова по составу

4 группа - 2 лицо, ед.ч.

завертит -

Тревожить -

насмотришься -

Делать -

вылетают -

Тратить -

- Как правильно написать безударное личное окончание глагола? (алгоритм)


Переулок Тупиковый

Найдите ошибки в правописании безударных личных окончаний глаголов.

1. Стираишь костюм, подметает пол.

2. Расцветаит черемуха, освещает поляну.

3. Прилетит воробей, приносет добычу.

4. Улетаит на юг, встречаем гостей.

- Как правильно написать безударное личное окончание глагола? (алгоритм)


Улица Предложения

Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие запятые, выделите окончания глаголов, определите спряжение, выполните синтаксический разбор предложения.


Лед на реке весной намокает3 темнеет3.

Проснулась ожила река и затопила кусты у берега.










11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!