Предмет, класс: русский язык - 2 класс «Д»
Тема урока: «Образование слов при помощи Суффиксов»
Учитель начальных классов МКОУ Гимназия №1 Города Кизилюрта Даудова Разият Магомедовна
Дата выполнения: октябрь 2019 г.
Цель урока:
1. Образовательная – познакомить с новыми суффиксами, ввести термин «суффиксальный способ» образования слов; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма.
2. Воспитательная – привитие детям любви к родному языку, умение владеть им, совершенствовать свои знания.
3. Развивающая – расширение словаря учащегося, знакомство с новыми словами; развитие речи, мышления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
- записи на доске;
- магнитофон;
- кроссворд;
- карточки со словарным словом;
- рисунки «ягоды», «куст ягоды»;
- карточка с упражнением по чистописанию.
Структура урока:
Организационный момент
Повторение изученного
Чистописание
Словарно-орфографическая работа
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Домашнее задание
Рефлексия
Организационный момент
-Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу. Посмотрите на меня. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (веселым, интересным, узнать что-то новое)
Повторение изученного
- Откройте тетради, спишите с доски число, месяц, «Классная работа»
(я говорю и показываю на доске)
- Прочитайте написанные на доске слова: (один ученик читает вслух)
дорога
ворона
собака
работа
- Напишите их по системе СУО
(слог, ударение, орфограмма)
- Найдите в данных словах общее (Данные слова – имя существительное, словарные слова, ударение на 2 слоге, по 3 слога, во всех словах имеются только твердые согласные)
Минутка чистописания
- Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовете признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему минутки чистописания.
(работа – безударный гласный «а». Значит, мы будем писать на минутке чистописания букву «а»)
- Определите порядок следования букв в данном ряду:
абп авф агк а….
(строчная «а» чередуется с буквами, обозначающие парные согласные звуки)
- Назовите все парные согласные. Напишите этот ряд букв до конца строки, ориентируясь на алфавит или ленту памяти.
(Дети пишут. Карточку с упражнением по чистописанию даю Хореву, Шишканову, Новикову. Напоминаю о правильной посадке)
Словарно-орфографическая работа
- Приготовила задание, это кроссворд. Вы должны вписать в квадратики 5 слов по горизонтали и легко прочитаете зашифрованное слово по вертикали. Это новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (На парте у каждого ученика кроссворд) (Приложение №1).
- Какое получилось слово? (ягода, вывешиваю карточку со словом ягода)
- Какие ягоды вы знаете? (малины, черники, ежевики, клюквы, брусники, голубики, смородины, клубники, земляники, винограда, вишни, черешни, крыжовника, рябины, калины, облепихи, барбариса, кизила, боярышника, морошки, жимолости, арбуза …) Самая крупная ягода – арбуз. Вывешиваю на доску рисунок «ягоды».
- Как вы понимаете слово «ягода»? (Это плод).
- Какой это плод? (сочный, небольшой …)
- Где растут ягоды? (кустарники, полукустарники, трава)
- Скажите полностью, что такое ягода? (ягода — это небольшой сочный плод, который растет на кустарниках, травах)
- Если мы обратимся к этимологическому словарю, то узнаем очень интересную информацию об этом слове (показ словаря)
- У каждого из вас на парте находится выписка из этого словаря. Давайте прочитаем.
Происхождение. В глубочайшей древности существовало в праславянском языке слово «ага». От этого «ага» сначала было произведено при помощи суффикса – ода слово «ягода», которое затем превратилось в «ягода». Изначально оно имело значение «то, что выросло».
Другой взгляд на происхождение слова: «ягода» образовалось от «яг-«- «щечки» - с помощью суффикса – од. Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые).
- Прочитаем слово «ягода» орфографически. Как это? (читаю, четко проговаривая каждый звук)
- Прочитайте это слово орфоэпически. Как это? (читаю так, как говорю)
- Различается ли произношение и написание? (да)
- К какой части речи относится словарное слово? (это имя существительное)
- Запишите слово «ягода» в тетрадь и в словарик. (пишу на доске слово)
- Поставьте ударение.
- Определите трудность его написания. (непроверяемый безударный гласный «о»)
- Запомнить написание этого слова нам поможет карточка. (показ, Приложение №2)
- Что изображено на рисунке? (год)
- Повторяем несколько раз: год, год, год … (картинка приподнимается вверх и прочитывается слово год). Затем открывается слово ягода (читаем хором по слогам)
- Какое слово поможет запомнить написание слова «ягода». (год)
- Составим словосочетания со словом «ягода». (ягодный месяц, недозрелая, ароматная, душистая, красная, сушеная, ранняя, последняя …)
-Придумайте предложения с этим словом. (Арбуз - это самая большая ягода. Дети отправились в лес за ягодами).
Физкультминутка «Ягода».
Вот так ягода!
Она соку сладкого полна.
Руку протяните,
Ягоду сорвите.
Стал ветер веточку качать.
И трудно ягодку достать
Присяду, руку протяну
И быстро ягоду сорву.
Ах, какая ягода!
- Со словом ягода имеется довольно много пословиц.
Выполним задание 1 на карточке. Прочитаем пословицы.
Красна яг…[т]ка – да на вку[с] г…рька.
Не с каждого цв…[т]ка яг…[т]ка, не всякое дер…во даёт пл…ды.
С одной яг…[т]ки сыт не будешь.
Собирай по яг…[т]ке – наберёшь кузовок.
Вставьте пропущенные буквы. Спишите одну понравившуюся из пословиц (кто сможет – две).
Проверка выполненной работы. Объяснение написания орфограмм и смысла пословиц.
Со словом ягода есть и фразеологизмы. Задание 2. В левой стороне написаны фразеологические обороты, в правой – значения данных оборотов, но не по порядку. Объясните значение – соединив стрелками.
Одного поля ягода Это ещё ничего, дальше будет хуже
Это цветочки, а ягодки Поведение одного человека похоже на
б удут впереди поведение и поступки другого
Запретный плод Находится под запретом, вызывает
повышенный интерес
Проверка.
Изучение нового материала
Найдите однокоренные слова в задании 2. Запишем в тетрадь (ученик у доски).
Ягода, ягодка, ягодина, ягодный, ягодник, ягодница. (Приложение №3)
- Так мы называем маленькую ягоду. Как же это слово образовалось? (-к-)
- Я надела увеличительные очки и вижу не ягоду, а …. (ягодина)
- Как мы назовем куст ягоды? (ягодный)
- Место где растут, выращиваются ягоды (ягодник)
- Как мы назовем сборщика ягод или продавца (разг.) (ягодница)
(В словах выделяем только суффиксы).
- Для чего же служат суффиксы? Прочитайте вслух написанные на доске слова. Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль. (Образование слов при помощи суффиксов)
- Все слова образовали при помощи суффиксов. А как можно назвать такой способ образования слов? Кто догадался?
- Сегодня мы продолжим разговор о суффиксах и будем образовывать слова суффиксальным способом.
Физкультминутка
- подготовим пальчики к работе
1,2,3,4,5
Вышли пальцы погулять
- этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой;
- этот пальчик для того ….
Чтоб показывать его;
- этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине;
- этот пальчик безымянный
Он избалованный самый;
- а мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал.
Работа по учебнику
- Учебник страничка 120. Прочитаем правило.
Закрепление материала
- Страничка 120, упр. 2. (по вариантам)
1 вариант 2 вариант
Голос + ист = голосистый Серебро + ист = серебристый
Дети + ск = детский Февраль + ск = февральский
Сад + ов = садовый Береза + ов = березовый
Коллективная проверка
- Страничка 121, упр. 5 (работа в паре)
Дружить + б = дружба
Ходить + б = ходьба
Косить + б = косьба
Стрелять + б = стрельба
(Приложение №4, №5)
Домашнее задание
- Страница 121, упр. 6, правило
6