Урок: русского языка
Учитель: Даудова Разият Магомедовна
2 «Д» класс.
Тема: наша речь. предложение
Цели: обобщить представления о предложении как единице высказывания; развивать умения делить предложения на слова, составлять предложения из слов и оформлять его на письме; воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход урока
I. Знакомство с учебником. Сообщение темы урока.
– Прочитайте название учебника, по которому мы будем работать на уроках.
– Он называется «Русский язык». Это серьезная книга. Тот, кто еще не учился в школе, не сможет ее понять. А вы сможете?
– Ведь вы узнали кое-что о том, как устроен наш язык. Теперь вам предстоит открыть другие секреты языка. На уроках вы узнаете много нового о русских словах, поймете важные тайны нашего письма. Во всех этих открытиях вашим верным помощником станет учебник. Берегите его! В классе и дома работайте с ним так же аккуратно, как и с другими книгами.
– Полистайте учебник. Какие условные обозначения вы увидели?
– Весь учебник поделен на части, и каждая часть озаглавлена. Прочитайте, как называется первая часть. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, из чего состоят предложения, для чего они нужны в речи.
II. Актуализация опорных знаний.
На доске записаны предложение и схема:
С помощью русского языка мы общаемся с другими людьми.
– Что записано на доске? Почему вы решили, что это предложение?
– Из чего состоит предложение? (В схему вставляется карточка с записью «Слово».) Слитно или раздельно пишутся слова в предложениях?
– Приведите примеры способов общения людей (беседа, письмо). Какой бывает речь? (в схему добавляются карточки с записью «письменная», «устная».)
– Чем устная речь отличается от письменной?
– Спишите предложение. С маленькой или большой буквы пишется первое слово в предложении? Какое словарное слово встретилось в этом предложении? (Русского.)
III. Составление рассказа по рисунку.
Выполнение упражнения 1.
– Какую сказку вспомнили, посмотрев на этот рисунок? Чем она закончилась?
– Придумайте свое окончание сказки «Теремок». Какую речь использовали при составлении рассказов?
Физкультминутка
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?
IV. Работа по учебнику.
Выполнение упражнений 3, 4 (с. 4–5) устно.
Вывод: предложение выражает законченную мысль.
V. Итог урока.
Тест. Из двух утверждений выберите верное.
1. а) речь бывает устная и печатная;
б) речь бывает устная и письменная.
2. а) предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль;
б) предложение – группа слов, которые не связаны между собой по смыслу.
3. а) речь – это шум волн, шорох листьев, звон капель;
б) речь – это разговор, беседа, вопрос.
Домашнее задание: упражнение 2, с. 4.