Тема : «Согласный звук [Й] и буква «И краткое»
Цели: уточнение представлений учащихся о согласном звуке [й’]; научить слышать звук [й,]; обозначать звук [й,] буквами й,е,ё,ю,я; развивать умения различать гласный звуки и согласный звук й, правильно писать слова с й; конкретизировать представление об особенностях звука [й’] и буквы й; правильно произносить данный звук и верно записывать слова с этой буквой.
Оборудование: зайчик
Ход урока.
IОрганизационный момент.
IIСамоопределение к деятельности.
-Кто пришел к нам на урок? Отгадайте загадку.
Из леса прискакал зверёк.
Он пушистый, длинноухий,
Хвост его - комочек пуха.
Кто же это, угадай-ка.
Ну, конечно, это… (зайка).
Он, узнав, какую тему
Будет класс наш изучать
Заявил, что он не прочь
В этом деле нам помочь.
Предложенье принимаем?
Ну, тогда мы продолжаем!
- Вспомните, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке.
- Сколько согласных букв в русском языке? (21)
- Назовите правильно согласные буквы поочерёдно. (Друг за другом перечисляют)
- Наш Зайка с помощью своих следов закодировал тему нашего урока. «Прочитайте» его следы.
(открываются буквы З В У К [Й'])
- Какой буквой мы обозначаем звук [Й']?
- Какова же тема урока, кто догадался?
- Является ли эта тема совершенно новой для нас?
- Да, мы уточним некоторые сведения по этой теме. В этом нам хочет помочь Зайка.
3.Чистописание.
- Но сначала давайте вспомним, как пишется буква Й.
- Письмо соединения: Йй (показ учителя)
- Какие слова начитаются с й? ( Йод, йогурт)
-Запишите их.
IV. Изучение нового материала
- Упражнение 183, с. 114
- Прочитайте стихотворение медленно и скажите в каких словах есть звук Й’.
- В словах «иней» и «ели»
- Каким буквами обозначен звук Й’?
- Й, Е.
- Сделайте вывод: как на письме может обозначаться звук Й’?
- Напишите предложение по памяти. Приготовьтесь к письму самостоятельно.
- Закройте учебники, напишите предложение.
-Проверьте по учебнику.
-Оцените себя: «!»- отлично, ошибок нет;
«+»- хорошо, 1-2 ошибки; «-» - много ошибок.
- Сделайте вывод: как на письме может обозначаться звук Й’?
- Буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.
-Упражнение 184, с 115.
-Прочитайте .Какая буква пропущена в каждом слове?
-Какой звук или звуки она обозначает?
- Буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.
-Запишите слова вставляя пропущенные звуки. Подчеркните слова, в котором два согласных звука[ й’]
- Назовите слово, в котором 2 согласных звука Й.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала.
- Можно ли утверждать, что звук [й,] невидимка? Прочтите информацию на страничке для любознательных и обоснуйте свое мнение.
- В каких буквах прячется невидимка?
- Какие правила мы должны вспомнить, когда звук [й,] прячется в эти буквы?
1.Учебник, упр.186
- Прочитайте и определите, какое правило необходимо использовать в этом упражнении при переносе слов?
- Как еще можно перенести эти слова?
- Спишите, разделяя слова для переноса.
(Дети читают текст на с. 116 учебника)
(Дети делают вывод ,что буква «и краткая» остается на строке с предыдущей буквой.)
(Разбираются все варианты.
Ученики по цепочке выполняют упражнение у доски.)
Развитие речи (конструирование предложения). Составьте распространенное предложение со словом ХОЗЯЙКА. Запишите его в тетрадь. Выделите основу предложения
2.Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные буквы.
Прошли д__жди. Выросла высокая тр__ва. Расцвели яркие цв__ты на п__лях. На з__мле видны заячьи сл__ды. А вот в н__ре прячется л__са.
Сколько раз спрятался [ й′ ]? Найдите и подчеркните эти буквы.
VII. Рефлексивная деятельность
- Что на уроке вам понравилось?
- Какая работа показалась сложной?
- Оцените свою работу на уроке.
Высказывания учеников
VIII. Подведение итогов урока
- Что вспомнили на уроке?
- Какими буквами он обозначается на письме?
- Почему согласный звук [Й'] называют звуком - невидимкой?
IX.Домашнее задание упр. 185, с. 115.