СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Обобщение изученного по теме имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Обобщение изученного по теме имя прилагательное"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Невинномысска





Открытый урок русского языка в 6 классе

«Имя прилагательное. Обобщение изученного»















Выполнила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 11

Гамидова Э. Б.









2020 год.

Тема урока: Имя прилагательное. Обобщение изученного (6 класс)

Тип урока: контрольно-обобщающий

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания, полученные учащимися при изучении раздела «Имя прилагательное»; выявить степень усвоения учащимися знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела; обеспечить развитие связной устной речи  учащихся, их творческих способностей, памяти, внимания, наблюдательности, выработку орфографической зоркости ; воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь подбирать прилагательные к сущ. по смыслу, учитывая его грамматические признаки; 

образовывать краткую форму прилагательных и грамотно писать прилагательные с основой  на  шипящий;

 определять разряды прилагательных;

уметь правильно образовывать формы степеней сравнения;

реализовывать авторский замысел через подбор прилагательных;

развивать внимание, память, мышление, устную речь учащихся и их творческие

способности, повышать интерес к предмету ;

воспитывать уважение к русскому языку и носителям языка, воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости, слочённости, взаимовыручки и взаимоподдержки.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию., учитывать позицию других людей. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы  (Познавательные УУД)

Личностные: уметь проводить самооценку, мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности.

Вид урока: урок-игра

Метод: частично-поисковый, игровой.

Технология: элементы игровой технологии, интерактивные  технологии

Оборудование урока:

- мультимедийная доска (презентация, видеоролик);

-раздаточный материал;

- карточки с домашним заданием;



Ход урока:

Организационный момент (перед тем, как зайти на урок, учащиеся выбирают листочек из волшебной шляпы и садятся за тот стол, который указан на нем)

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Позвольте пожелать вам здоровья, удачи, успехов нам и вам во всех ваших делах и оптимизма!!! Последнее нам очень пригодится на уроке!


Чтобы понять, куда мы с вами попали, предлагаю просмотреть видеоролик.

(3 мин 30 сек.)


Ребята, догадались ли вы, куда мы с вами попали? Правильно (В Хогвартс)(2 слайд), Сова букля принесла письмо от профессора Дамблдора (3 слайд): «Дорогие дети, Гарри Поттер и все его друзья выросли, и в нашем замке стало так скучно. Поэтому я, профессор Дамблдор приглашаю вас в свой замок, где мы с вами будем учиться магии. А чтобы убедиться, что мы попали в замок Хогвартс, нужно взять волшебные палочки, взмахнуть ими 3 раза и сказать волшебные слова «Экспекто патронум»» (4 слайд).

Чтобы стать настоящими волшебниками вам нужно пройти испытания.Я, как и вы, тоже буду волшебницей, и зовут меня Минерва Макгонагалл, надеюсь, вы уже убедились в этом. Моя шляпа умеет говорить, поэтому чтобы вас не отвлекать, я отложу ее в сторону. Итак, вот вам первое задание, назовите трех основных персонажей фильма. (Гарри, Рон, Гермиона). (5 слайд) Так как волшебная шляпа уже распределила Вас по факультетам, то каждому достается свой персонаж. Ваша задача сейчас описать этих героев при помощи трех слов. Первый стол – Гарри, 2-Рон, 3-Гермиона. (30 сек.)



Итак, как вы их охарактеризовали?



Вы слово нашли, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его……………………….(прилагательное)

Правильно ли мы определили часть речи, при помощи которой охарактеризовали наших героев? (Да) Вы большие молодцы!

Обобщение и систематизация знаний.

Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для закрепления изученного материала.

Слайд 6

Как вы понимаете, моя задача помочь вам, но для этого мне нужно проверить вас, иначе остальные учителя просто не допустят к урокам. Подумайте в группах над следующими вопросами: (7 слайд)

- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется? С какой частью речи связано?

- Какова синтаксическая роль имени прилагательного? (10 сек.)





Итак, факультет Гриффиндор, что такое имя прилагательное?

Пуффендуй, как изменяется имя прилагательное и с какой частью речи оно связано?

Факультет Когтерван, какова синтаксическая роль имени прилагательного?

Ребята, я думаю, вы готовы отправиться в путешествие по волшебным урокам, для этого у вас есть все, что нужно.

Работа по теме урока.

Первый урок у профессора Снегга – разряды имен прилагательных.

В замке Шармбатон живет профессор Снегг. И он умеет делать разные волшебства. Хотите им научиться?Перед нами текст, послушайте его внимательно: (8 слайд)

В это утро лес казался таким и , что напугал волшебников. Они знали, что где-то рядом с горой живет профессор, который поможет разгадать им тайну камня, который они нашли в пещере. Друзья прошли расстояние, но никого не было видно. Рон случайно зацепился за ветку, порвал свитер и выронил пуговицу, которую считал талисманом.

- Ребята, подождите, мне нужно найти пуговицу. Смотрите, тут следы, значит мы уже близко…, - произнес мальчик.

Понравился ли вам текст? Понятный ли он? (Серый, скучный)

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он был красочнее? (подставить прилагательные)

Исправленный вариант: (9 слайд)

В это январское утро волшебный лес казался таким большим и дремучим, что напугал юных волшебников. Они знали, что где-то рядом с волчьей горой живет добрый профессор, который поможет разгадать им страшную тайну белого камня, который они нашли в медвежьей пещере. Друзья прошли далекое расстояние, но никого не было видно. Рон случайно зацепился за сухую ветку, порвал папин свитер и выронил деревянную пуговицу, которую считал маминым талисманом.

- Ребята, подождите, мне нужно найти пуговицу. Смотрите, тут заячьи следы, значит мы уже близко…,- произнес мальчик.


Изменился ли текст? Каким он стал (красочным, интересным)

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

- Стихотворение подтвердило ваши слова?

(10 слайд) К какому выводу мы можем прийти, для чего нам нужны имена прилагательные? (ответы учеников). Абсолютно верно, имена прилагательные настолько обогащают нашу речь, что именно они относятся к самому распространенному художественно-выразительному средству литературы, к эпитету!

Молодцы, ребята. Как я уже говорила, профессор Снегг творит чудеса, давайте, и мы ему поможем. На какие три разряда делятся имена прилагательные? (качественные, относительные, притяжательные). На ваших столах лежат волшебные конверты, в них все прилагательные из данного текста. Факультет Гриффиндор находит все качественные, Пуффендуй – относительные, Когтерван – все притяжательные прилагательные из данного текста. Работаем в группах, затем один из юных волшебников вашего факультета распределит прилагательные на доске.

Волшебники, объясните, пожалуйста, в чем отличие ваших прилагательных от других разрядов?

Качественные – имеют краткую форму, степень сравнения, употребляются с наречием очень.

Относительные – имеют пространственное, временное, материальное значение.

Притяжательные – обозначают принадлежность к какому-либо лицу или животному.

Поздравляю, профессор вами доволен! Садитесь, пожалуйста.

Физкультминутка. Охотничий домик. (11 слайд)

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик профессора Хагрида, отдохнем. Все встали, послушайте задание. Как вы помните, Хагрид очень любил волшебных животных.Однажды Гарри довелось полетать на Гиппогрифе. Вы тоже юные волшебники, возьмите в руки волшебную палочку, закройте глаза, откройте глаза, взмахните ею, повторяем за мной и представляем путешествие на Гиппогрифе. Задание понятно? Тогда выполняем.

Понравился Вам полет? Замечательно, садитесь.



Повторение степеней сравнения.

А вы знаете, что в Хогвартсе есть привидение? Зовут его профессор Биннс, он любит подшутить над учениками. Вот и сейчас он запутал нас, исправил слова на страницах учебника. Чтобы понять, о чем идет речь, нам нужно исправить ошибки. (12 слайд)



«Сегодня обед менее вкуснее, чем вчера»,- начал возмущаться Рон. На что Гермиона строже голосом ответила: «А ты стал менее терпеливее! Мог бы и промолчать!»

- Хватит ругаться,- более строже голосом возразил Гарри, - нам не об этом нужно думать. В самой дальнейшей комнате спрятан плащ-невидимка, нам нужно туда пробраться.

- А нам более хуже не будет, итак всегда ругают только нас?! Я не хочу, чтобы родителям отправили еще одно письмо, но с более серьезнейшим предупреждением о нарушении дисциплины, - чуть менее спокойнее произнес Рон.


Что же здесь не так? (неправильное использование степеней сравнения)

Исправленный вариант: (13 слайд)

«Сегодня обед менее вкусный, чем вчера»,- начал возмущаться Рон. На что Гермиона строжайшим голосом ответила: «А ты стал менее терпелив! Мог бы и промолчать!»

- Хватит ругаться,- очень строгим голосом возразил Гарри, - нам не об этом нужно думать. В самой дальней комнате спрятан плащ-невидимка, нам нужно туда пробраться.

- А нам хуже не будет, итак всегда ругают только нас. Я не хочу, чтобы родителям отправили еще одно письмо, но с более серьезным предупреждением о нарушении дисциплины, - чуть спокойнее произнес Рон.


Потрясающе, я рада, что вы справились с этим заданием, вы повторили степени сравнения имен прилагательных. Бинну не удалось вам помешать.

Домашнее задание. (14 слайд)

Теперь мы попали в волшебную библиотеку, где скрываются самые невероятные тайны всего мира, но, к сожалению, у нас практически не осталось времени, волшебная шляпа итак предупреждает меня об этом. На ваших столах лежат свитки из библиотеки с домашним заданием. Каждый из вас вправе выбрать то задание, которое он сможет и пожелает выполнить.


Рефлексия. Вручение дипломов. (15 слайд)

Итак, ребята, мы завершили весь учебный курс по теме «Прилагательное». Понравился ли он вам? Думаю, профессор Дамблдор должен быть нами доволен. Букля говорит, что профессор уже прислал нам послание: «Мои юные волшебники, наши преподаватели остались очень довольны вашей работой и попросили принять вас в нашу школу».

Профессор Дамблдор очень строгий и справедливый, он прислал вам дипломы об окончании учебного курса, но они трех цветов, каждый из вас возьмет тот, на сколько он оценивает полученные знания по предмету.

Красный цвет – отлично!

Зеленый – хорошо!

Белый – есть над чем поработать! Будьте честны с собой и перед профессором, это поможем вам в будущем!

(16 слайд) Спасибо Вам за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!