СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на "Разряды прилагательных по значению" в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на "Разряды прилагательных по значению" в 6 классе»



Конспект урока по теме «Разряды прилагательных по значению»

Место проведения: СОШ при в/ч 2089

Предмет: русский язык

Класс: 6

Дата проведения: 26.01.2022 г.

Цели урока:

  • дать учащимся понятие о разрядах имен прилагательных, о переходе прилагательных из одного разряда в другой;

  • сформировать навыки и умения определять разряд имен прилагательных;

  • развивать орфографическую зоркость; умение рассуждать…обобщать изученный материал; делать выводы;

  • воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Формируемые УУД:

  • Предметные: Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Определять цели учебной деятельности на уроке; знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные по значению. Осуществлять самоконтроль и самопроверку, вносить необходимые изменения.

  • Регулятивные: Определять цели учебной деятельности на уроке. Планировать собственную деятельность при выполнении заданий учителя. Выдвигать версии решений.

  • Умение делать выводы по результатам выполненной работы. Взаимопроверка и оценивание правильности выполнения задания.

  • Познавательные: Структурировать информацию в виде схемы. Воспроизводить знания в устной форме. Формулировать вопросы. Устанавливать причинно – следственные связи. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Эффективно сотрудничать.

  • Коммуникативные: Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения. Выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи. Высказывать свое мнение, выслушивать мнение одноклассников.

  • Личностные: Готовность к самосовершенствованию и самообразованию на основе мотивации к обучению. Соблюдение дисциплины на уроке, уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Способность к самооценке.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку



ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, дорогие ребята! Поприветствуем наших гостей. Настроимся на наш урок, улыбнемся друг другу.



Мы красивы и умны

Знать получше все должны.

Мы ребята-просто класс,

Всё получится у нас!

2. Мотивационно-целевой этап учебной деятельности.

1.Актуализация знаний учащихся.

А) Блиц-опрос: учащиеся задают друг другу вопросы  по теме «Имя прилагательное»

– Что называется именем прилагательным?
– Как правильно определить род, число, падеж имен прилагательных?
– Синтаксическая роль имен прилагательных.
– Назовите известные способы образования прилагательных.

Б) Мини-тест с взаимопроверкой

1. Укажите способ словообразования прилагательного «железнодорожный.

а) приставочный
б) приставочно-суффиксальный
в) сложение


2. Укажите имя прилагательное, строение которого соответствует схеме «приставка + корень + суффикс + окончание

а) медовый
б) забывчивый
в) задумчивый
г) красноватый

3. Укажите имя прилагательное, строение которого соответствует схеме: «корень + суффикс + окончание

а) протяженность
б) ворчливый
в) беспечный
г) наивный


4. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в форме творительного падежа единственного числа женского рода?

а) в январские сумерки
б) майской ночью
в) возле каменного забора
г) через широкую реку

(Выполнение взаимопроверки, взаимооценка).


2. Открытие новых знаний. Работа с текстом-найдите в тексте прилагательные.

В Хохломе никакой д..ревянной п..суды и мебели не точили не р..списывали и не з..лотили. Там была самая б..льшая в заволжском крае сельская торговая площадь на которой стояли длинные кирпичные лабазы и д..ревянные ла..ки. Работала на этой площади крупнейшая в России оптовая ярмарка щепного товара, иными словами разнообразных д..ревянных изделий саней бочек топорищ мелкой мебели р..списной п..суды.

- Сгруппируйте эти прилагательные по какому-то признаку, критерию. Работаем в парах.

- Ваши версии, предположения? (Высказывают предположения. Обнаруживают неполноту своих знаний.)

- С чем столкнулись? (Не знаем ответа на вопрос).

3. Ориентировочный этап

Учитель задаёт вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы.

- Какую цель поставим перед собой? (Узнать разряды, определять разряды, находить в тексте, выучить.)

- Задачи? (Проведем наблюдения, выполним упражнения, разберем правило.)


3. Поисково-исследовательский этап

1.Выявление места и причины затруднения

- На какой вопрос нам нужно получить ответ? Какую проблему мы должны решить? (Узнать, какие разряды у прилагательных бывают)

- На столах у вас шаблоны таблиц. Вам необходимо заполнить эти таблицу. Сколько в ней колонок? (Три.) Столько же будет и разрядов имен прилагательных.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные? (Какой, чей)


- Попробуйте образовать формы от этих прилагательных, например, сравнительную и превосходную. (Показывают качественный признак).

- Образуйте краткую форму от этих прилагательных. От каких прилагательных они не образуются?

- И превосходная, и сравнительная степень, и краткая форма есть у прилагательных обозначающих…. (ответы учащихся).

2. Рассмотрите словосочетания:

Заячьи следы, мышиная норка, лисий хвост, орлиное крыло.

На какой вопрос отвечают прилагательные в этих словосочетаниях?Что обозначают?

-Итак, прилагательные можно разделить на 3 разряда. Подпишем разряды: качественные, относительные, притяжательные.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Учитель предлагает составить алгоритм действий, по которому будет легко определить разряд прилагательных.

Постройте в группах схему, алгоритм, с помощью которого будет легко определить разряд прилагательного

Разряды прилагательных

1) Если сочетается со словом очень, имеет краткую форму, степени сравнения, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей?, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, значит, относительное.

Учитель совместно с учащимися проверяет действие алгоритма:

Холодный, ледяной, тополиный


5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

С правилом познакомились. Что дальше будем делать? (Определять разряды.)

- Предлагаю выполнить задание: ниже таблицы даны словосочетания. Определите разряд прилагательных, пользуясь нашей схемой.

Зимний вечер, малиновое варенье, теплый хлеб, аленький цветочек, оловянный солдатик, заюшкина избушка, стальное колечко, тихий голос, веселое настроение, пряничный домик, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, соломенная шляпка, воронье гнездо, лебединая песня, ароматный пирог, лисий воротник, сестрицыно рукоделие, мохнатый шмель.

6. Физкульминутка.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Выполнение гимнастики для глаз ( водим глазами вверх, вниз, влево, вправо).


7. Этап самостоятельной работы. Найти в тексте прилагательные, определить их разряд. Взаимооценивание.

Идешь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. Красив зимний лес, только чуточку грустно в нем – роскошном, пустом, гулком. Следов много.

Совсем лес глухой стал. Настоящее Берендеево царство. Угрюмо горбятся в снежных балахонах вековые деревья, низкими ветвями упираются о землю.

Звериных и птичьих следов здесь еще больше. Узорной россыпью пестрят они на снегу.

Записываются правильные ответы с последующей взаимопроверкой. Взаимооценивание


8. Рефлексивно-оценочный этап

- Продолжите предложения:

Я знаю…

Я уверен…

Я не вполне усвоил…


9. Домашнее задание: сочинение – миниатюра опишите своего друга, зимнюю природу, своего домашнего питомца, используя качественные прилагательные.































Приложение 1

Тест

1. Укажите способ словообразования прилагательного «железнодорожный.

а) приставочный
б) приставочно-суффиксальный
в) сложение


2. Укажите имя прилагательное, строение которого соответствует схеме «приставка + корень + суффикс + окончание

а) медовый
б) забывчивый
в) задумчивый
г) красноватый


3. Укажите имя прилагательное, строение которого соответствует схеме: «корень + суффикс + окончание

а) протяженность
б) ворчливый
в) беспечный
г) наивный


4. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в форме творительного падежа единственного числа женского рода?

а) в январские сумерки
б) майской ночью
в) возле каменного забора
г) через широкую реку

























Приложение 2


Разряды прилагательных по значению


Качественные

Относительные

Притяжательные

Обозначают качество предмета по цвету, размеру, характеру и т.д.

Могут образовывать степени сравнения, сочетаются со словом очень.

Указывают на место, время суток, материал, из которого сделан предмет

Обозначают принадлежность предмета






















Приложение 3

Идешь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. Красив зимний лес, только чуточку грустно в нем – роскошном, пустом, гулком. Следов много.

Совсем лес глухой стал. Настоящее Берендеево царство. Угрюмо горбятся в снежных балахонах вековые деревья, низкими ветвями упираются о землю.

Звериных и птичьих следов здесь еще больше. Узорной россыпью пестрят они на снегу.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!