СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка Фразеология

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Фразеология»

Урок на тему ФРАЗЕОЛОГИЯ  6 класс Нурутдинова Салихат Магомедовна МКОУ СОШ№7 Буйнакска
  • Урок на тему
  • ФРАЗЕОЛОГИЯ
  • 6 класс
  • Нурутдинова Салихат Магомедовна
  • МКОУ СОШ№7 Буйнакска
  Тринадцатое октября  Классная работа

Тринадцатое октября

Классная работа

2.Синтаксическая пятиминутка. 1)Составьте предложение (письменно) Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг . Взять существительное , обозначающее обстоятельство времени, употребите его в именительном падеже единственного числа.

2.Синтаксическая пятиминутка.

1)Составьте предложение (письменно)

Из предложения

Поздней осенью птицы улетают на юг .

Взять

существительное , обозначающее

обстоятельство времени,

употребите его в именительном

падеже единственного числа.

2.Синтаксическая пятиминутка. 1)Составьте предложение Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг . взять существительное ,обозначающее обстоятельство времени, употребите его в именительном падеже единственного числа.  Осень

2.Синтаксическая пятиминутка.

1)Составьте предложение

Из предложения

Поздней осенью птицы улетают на юг .

взять существительное ,обозначающее обстоятельство времени, употребите его в именительном падеже единственного числа.

Осень

2.Синтаксическая пятиминутка. 2)Составьте предложение Из предложения  Мороз румянил щеки   взять сказуемое, употребив его без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени

2.Синтаксическая пятиминутка.

2)Составьте предложение

Из предложения

Мороз румянил щеки

взять сказуемое, употребив его

без приставки в 3-м лице

единственного числа настоящего

времени

2.Синтаксическая пятиминутка. 2)Составьте предложение Из предложения  Мороз румянил щеки  Взять сказуемое, употребив его Без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени Румянит

2.Синтаксическая пятиминутка.

2)Составьте предложение

Из предложения

Мороз румянил щеки

Взять сказуемое, употребив его

Без приставки в 3-м лице

единственного числа настоящего

времени

Румянит

2.Синтаксическая пятиминутка. 3)Составьте предложение Из предложения Кисти винограда свисали до земли взять слово, обозначающее подлежащее, употребив его как дополнение

2.Синтаксическая пятиминутка.

3)Составьте предложение

Из предложения

Кисти винограда свисали до земли

взять слово, обозначающее подлежащее, употребив его как дополнение

2.Синтаксическая пятиминутка. 3)Составьте предложение Из предложения Кисти винограда свисали до земли взять слово, обозначающее подлежащее, употребив его как дополнение кисти

2.Синтаксическая пятиминутка.

3)Составьте предложение

Из предложения

Кисти винограда свисали до земли

взять слово, обозначающее подлежащее, употребив его как дополнение

кисти

2.Синтаксическая пятиминутка. 4)Составьте предложение Из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающего в роли подлежащего, сделав его дополнением , употребив его в родительном падеже.

2.Синтаксическая пятиминутка.

4)Составьте предложение

Из предложения

Рябины украшают наши леса

взять

существительное, выступающего в

роли подлежащего, сделав его

дополнением , употребив его в

родительном падеже.

2.Синтаксическая пятиминутка. 4)Составьте предложение Из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающего в роли подлежащего, сделав его дополнением ,употребив его в родительном падеже рябин

2.Синтаксическая пятиминутка.

4)Составьте предложение

Из предложения

Рябины украшают наши леса

взять существительное,

выступающего в роли подлежащего,

сделав его дополнением ,употребив

его в родительном падеже

рябин

2.Синтаксическая пятиминутка Полученное предложение Осень румянит кисти рябин.

2.Синтаксическая пятиминутка

Полученное предложение

Осень румянит кисти рябин.

2.Синтаксическая пятиминутка Полученное предложение Осень румянит кисти рябин. Составьте схему предложения Дайте характеристику предложению

2.Синтаксическая пятиминутка

Полученное предложение

Осень румянит кисти рябин.

  • Составьте схему предложения
  • Дайте характеристику предложению
2.Синтаксическая пятиминутка Полученное предложение Осень румянит кисти рябин. Простое,  распространенное, двусоставное, невосклицательное , Повествовательное.

2.Синтаксическая пятиминутка

Полученное предложение

Осень румянит кисти рябин.

Простое,

распространенное,

двусоставное,

невосклицательное ,

Повествовательное.

В Дагестане Расул Гамзатов – поэт первой величины.

В Дагестане Расул Гамзатов – поэт первой величины.

Тест 3.Тест по лексике русского языка 1)Найдите правильное утверждение: а)Омонимы-это близкие по значению слова б)Омонимы-это противоположные по значению слова в)Омонимы-это разные по значению слова,но совпадающие по звучанию,по написанию г)Омонимы-это професиональные слова
  • Тест

3.Тест по лексике русского языка

1)Найдите правильное утверждение:

а)Омонимы-это близкие по значению слова

б)Омонимы-это противоположные по значению слова

в)Омонимы-это разные по значению слова,но совпадающие по звучанию,по написанию

г)Омонимы-это професиональные слова

1)Найдите правильное утверждение: а)Омонимы-это близкие по значению слова б)Омонимы-это противоположные по значению слова в)Омонимы-это разные по значению слова,но совпадающие по звучанию,по написанию г)Омонимы-это професиональные слова

1)Найдите правильное утверждение:

а)Омонимы-это близкие по значению слова

б)Омонимы-это противоположные по значению слова

в)Омонимы-это разные по значению слова,но совпадающие по звучанию,по написанию

г)Омонимы-это професиональные слова

2)Слова кокого ряда будут синонимами слова вежливый? а)блогозвучный,приятный для слуха б)учтивый,корректный в)образованный,умный г)звучающий согласно,гармоничный

2)Слова кокого ряда будут синонимами слова вежливый?

а)блогозвучный,приятный для слуха

б)учтивый,корректный

в)образованный,умный

г)звучающий согласно,гармоничный

2)Слова кокого ряда будут синонимами слова вежливый? а)блогозвучный,приятный для слуха б)учтивый,корректный в)образованный,умный г)звучающий согласно,гармоничный

2)Слова кокого ряда будут синонимами слова вежливый?

а)блогозвучный,приятный для слуха

б)учтивый,корректный

в)образованный,умный

г)звучающий согласно,гармоничный

3)Какие из данных пар слов являются синонимами? а)горячий-холодный б)разговорчивый-молчеливый в)горячий-жаркий г)рыдать-смеяться

3)Какие из данных пар слов являются синонимами?

а)горячий-холодный

б)разговорчивый-молчеливый

в)горячий-жаркий

г)рыдать-смеяться

3)Какие из данных пар слов являются синонимами? а)горячий-холодный б)разговорчивый-молчеливый в)горячий-жаркий г)рыдать-смеяться

3)Какие из данных пар слов являются синонимами?

а)горячий-холодный

б)разговорчивый-молчеливый

в)горячий-жаркий

г)рыдать-смеяться

4)Какие из этих слов являются устаревшими? а)чужестранный б)заморский в)иностранный г)зарубежный

4)Какие из этих слов являются устаревшими?

а)чужестранный

б)заморский

в)иностранный

г)зарубежный

4)Какие из этих слов являются устаревшими? а)чужестранный б)заморский в)иностранный г)зарубежный

4)Какие из этих слов являются устаревшими?

а)чужестранный

б)заморский

в)иностранный

г)зарубежный

5)Какие из этих слов являются иноязычными? а)лайнер б)дерево в)путешествие г)агрессор

5)Какие из этих слов являются иноязычными?

а)лайнер

б)дерево

в)путешествие

г)агрессор

5)Какие из этих слов являются иноязычными? а)лайнер б)дерево в)путешествие г)агрессор

5)Какие из этих слов являются иноязычными?

а)лайнер

б)дерево

в)путешествие

г)агрессор

6)Какие из этих слов являются устаревшими? а)доктор б)врач в)лекарь г)знахарь

6)Какие из этих слов являются устаревшими?

а)доктор

б)врач

в)лекарь

г)знахарь

6)Какие из этих слов являются устаревшими?  а)доктор б)врач в)лекарь г)знахарь

6)Какие из этих слов являются устаревшими?

а)доктор

б)врач

в)лекарь

г)знахарь

7)Укажите значения слова ланиты а)напёрсток б)перстень в)щёки г)платье

7)Укажите значения слова ланиты

а)напёрсток

б)перстень

в)щёки

г)платье

7)Укажите значения слова ланиты а)напёрсток б)перстень в)щёки г)платье

7)Укажите значения слова ланиты

а)напёрсток

б)перстень

в)щёки

г)платье

8)Какие из данных пар являются синонимами? а)трусливый-несмелый б)длинный-короткий в)громадный маленький г)громадный-крошечный  

8)Какие из данных пар являются синонимами?

а)трусливый-несмелый

б)длинный-короткий

в)громадный маленький

г)громадный-крошечный

 

8)Какие из данных пар являются синонимами? а)трусливый-несмелый б)длинный-короткий в)громадный маленький г)громадный-крошечный  

8)Какие из данных пар являются синонимами?

а)трусливый-несмелый

б)длинный-короткий

в)громадный маленький

г)громадный-крошечный

 

9)Найдите правильное удтверждение а)Антонимы-это близкие по смыслу слова б)Антонимы-это противоположные по смыслу слова в)Антонимы-это слова в переносном значении г)Антонимы-это разные по смыслу слова

9)Найдите правильное удтверждение

а)Антонимы-это близкие по смыслу слова

б)Антонимы-это противоположные по смыслу слова

в)Антонимы-это слова в переносном значении

г)Антонимы-это разные по смыслу слова

9)Найдите правильное удтверждение а)Антонимы-это близкие по смыслу слова б)Антонимы-это противоположные по смыслу слова в)Антонимы-это слова в переносном значении г)Антонимы-это разные по смыслу слова

9)Найдите правильное удтверждение

а)Антонимы-это близкие по смыслу слова

б)Антонимы-это противоположные по смыслу слова

в)Антонимы-это слова в переносном значении

г)Антонимы-это разные по смыслу слова

10)Какие из данных пар являются антонимами? а)глубокий- бездонный б)вьюга-метель в)дряхлый- обветшалый г)труд-безделье  

10)Какие из данных пар являются антонимами?

а)глубокий- бездонный

б)вьюга-метель

в)дряхлый- обветшалый

г)труд-безделье

 

10)Какие из данных пар являются антонимами? а)глубокий- бездонный б)вьюга-метель в)дряхлый-обветшалый г)труд-безделье  

10)Какие из данных пар являются антонимами?

а)глубокий- бездонный

б)вьюга-метель

в)дряхлый-обветшалый

г)труд-безделье

 

11)какое словосочетание употреблено в переносном значении? а)голубая мечта б)голубые глаза в)голубые незабудки г)голубое небо

11)какое словосочетание употреблено в переносном значении?

а)голубая мечта

б)голубые глаза

в)голубые незабудки

г)голубое небо

11)какое словосочетание употреблено в переносном значении? а)голубая мечта б)голубые глаза в)голубые незабудки г)голубое небо

11)какое словосочетание употреблено в переносном значении?

а)голубая мечта

б)голубые глаза

в)голубые незабудки

г)голубое небо

12)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм а)Снявший голову б)Близок локуток,да не укусишь в)Все работали спустя рукава г)Не всё коту масленица

12)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм

а)Снявший голову

б)Близок локуток,да не укусишь

в)Все работали спустя рукава

г)Не всё коту масленица

12)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм а)Снявший голову б)Близок локуток,да не укусишь в)Все работали спустя рукава г)Не всё коту масленица

12)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм

а)Снявший голову

б)Близок локуток,да не укусишь

в)Все работали спустя рукава

г)Не всё коту масленица

13)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм а)Бригада работала засучив рукава б)Жизнь прожить-не поле перейти в)Слово не воробей,вылетит —  не поймаешь г)Светало

13)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм

а)Бригада работала засучив рукава

б)Жизнь прожить-не поле перейти

в)Слово не воробей,вылетит —  не поймаешь

г)Светало

13)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм а)Бригада работала засучив рукава б)Жизнь прожить-не поле перейти в)Слово не воробей,вылетит —  не поймаешь г)Светало

13)Укажите предложение,в котором есть фразеологизм

а)Бригада работала засучив рукава

б)Жизнь прожить-не поле перейти

в)Слово не воробей,вылетит —  не поймаешь

г)Светало

Что такое фразеология?

Что такое фразеология?

Что такое фразеология? Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Устойчивые выражения делятся на несколько групп: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ; ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ; КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И  ВЫРАЖЕНИЯ

Что такое фразеология?

Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Устойчивые выражения делятся на несколько групп:

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ;

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ;

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И

ВЫРАЖЕНИЯ

Тема урока: Фразеологизмы

Тема урока:

Фразеологизмы

Фразеологизмы – это: устойчивые словосочетания, обладающие обычно целостным значением.

Фразеологизмы – это:

устойчивые словосочетания, обладающие обычно целостным значением.

Вывод по учебнику Параграф 22 стр.44

Вывод по учебнику

Параграф 22 стр.44

Вывод : Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.  Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Вывод :

Русский язык очень богат фразеологическими

оборотами.

К ним относятся пословицы, поговорки,

меткие яркие выражения, ставшие

крылатыми. 

Фразеологические обороты украшают

речь, делают её выразительной,

образной.

Чем богаче словарный запас, тем

интереснее, ярче выражает человек свои

мысли.

6.Фразеологизмы - синонимы Бездельничать Опытный человек Очень много

6.Фразеологизмы - синонимы

Бездельничать

Опытный человек

Очень много

6.Фразеологизмы - синонимы Бездельничать – бить баклуши,  работать спустя рукава,  сидеть сложа руки,  лодыря корчить. Опытный человек – стреляный воробей,  тёртый калач. Очень много – куры не клюют,  хоть пруд пруди,  тьма- тьмущая

6.Фразеологизмы - синонимы

Бездельничать – бить баклуши,

работать спустя рукава,

сидеть сложа руки,

лодыря корчить.

Опытный человек – стреляный воробей,

тёртый калач.

Очень много – куры не клюют,

хоть пруд пруди,

тьма- тьмущая

7.Фразеологизмы - антонимы (быстро ) (медленно) ( близко ) ( очень далеко ) ( очень мало ) ( очень много ) ( далеко ) ( близко)

7.Фразеологизмы - антонимы

(быстро ) (медленно)

( близко ) ( очень далеко )

( очень мало ) ( очень много )

( далеко ) ( близко)

7.Фразеологизмы - антонимы Одним махом – в час по чайной ложке  (быстро ) ( медленно) В двух шагах -  за тридевять земель  (  близко ) ( очень далеко ) Кот наплакал – куры не клюют  (  очень мало ) ( очень много ) У чёрта на куличиках – рукой подать  ( далеко ) ( близко )

7.Фразеологизмы - антонимы

Одним махом – в час по чайной ложке

(быстро ) ( медленно)

В двух шагах - за тридевять земель

( близко ) ( очень далеко )

Кот наплакал – куры не клюют

( очень мало ) ( очень много )

У чёрта на куличиках – рукой подать

( далеко ) ( близко )

просмотр фразеологизмов в картинках с комментариями

просмотр фразеологизмов

в картинках с

комментариями

8.Сказка(устно) Найдите и выпишите 10 фразеологизмов. Кашу маслом не испортишь. Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

8.Сказка(устно)

Найдите и выпишите 10 фразеологизмов.

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А

Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша

стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть

кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит.

Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла

прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как

своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка:

Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он

про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком

сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну,

хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал:

Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами

пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А

бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

8.Сказка(устно) Найдите и выпишите 10 фразеологизмов. Кашу маслом не испортишь. Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох , - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши , а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано ! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей ! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому . Да ты как с Луны свалился . Русским языком сказано , поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь . Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

8.Сказка(устно)

Найдите и выпишите 10 фразеологизмов.

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А

Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша

стучит. Как об стенку горох , - говорит бабушка. Ему хоть

кол на голове теши , а он всё своё. Отберу молоток! Стучит.

Сказано – сделано ! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла

прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как

своих ушей ! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка:

Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он

про Фому . Да ты как с Луны свалился . Русским языком

сказано , поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну,

хватит воду в ступе толочь . Марш в кровать. Папа сказал:

Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами

пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А

бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

7.Фразеологизмы:  значение  и  происхождение  (письменно)

7.Фразеологизмы:

значение

и

происхождение

(письменно)

8.Замените фразеологизм одним словом (устно) 1) Рог изобилия … 2) Обвести вокруг пальца 3) Вешать нос  4) Намотать себе на ус  5) Пальцем в небо 6) Во всю глотку 7) Как по маслу 8) Перегнуть палку 9) Сесть в калошу 10) Тянуть кота за хвост

8.Замените фразеологизм одним словом (устно)

1) Рог изобилия …

2) Обвести вокруг пальца

3) Вешать нос

4) Намотать себе на ус

5) Пальцем в небо

6) Во всю глотку

7) Как по маслу

8) Перегнуть палку

9) Сесть в калошу

10) Тянуть кота за хвост

Замените фразеологизм одним словом: (устно) 1) Рог изобилия … (богатство) 2) Обвести вокруг пальца (обмануть) 3) Вешать нос (унывать) 4) Намотать себе на ус (запомнить)  5) Пальцем в небо (наугад) 6) Во всю глотку (громко) 7) Как по маслу  (легко, складно) 8) Перегнуть палку (перестараться) 9) Сесть в калошу (опозориться) 10) Тянуть кота за хвост (медлить)

Замените фразеологизм одним словом: (устно)

1) Рог изобилия … (богатство)

2) Обвести вокруг пальца (обмануть)

3) Вешать нос (унывать)

4) Намотать себе на ус (запомнить)

5) Пальцем в небо (наугад)

6) Во всю глотку (громко)

7) Как по маслу (легко, складно)

8) Перегнуть палку (перестараться)

9) Сесть в калошу (опозориться)

10) Тянуть кота за хвост (медлить)

9.Закончите предложения фразеологизмами (устно) Он выделялся в толпе, был каким-то другим, слыл… Это произведение я знаю, как …. Я так ждала этого письма! Получив его, я была на … Что-то я ужасно проголодался, надо бы … Темные тучи сгущались, раздался гром, началсясильный ливень, мы попали под дождь и … Целый день на ногах, некогда и присесть, кручусь, как …

9.Закончите предложения фразеологизмами (устно)

Он выделялся в толпе, был каким-то другим,

слыл…

Это произведение я знаю, как ….

Я так ждала этого письма! Получив его, я была на …

Что-то я ужасно проголодался, надо бы …

Темные тучи сгущались, раздался гром,

началсясильный ливень, мы попали под дождь и …

Целый день на ногах, некогда и присесть, кручусь, как …

9.Закончите предложения фразеологизмами Он выделялся в толпе, был каким-то другим, слыл… (белой вороной) Это произведение я знаю, как …. (свои пять пальцев) Я так ждала этого письма! Получив его, я была на … (седьмом небе от счастья) Что-то я ужасно проголодался, надо бы … (заморить червячка) Темные тучи сгущались, раздался гром, начался сильный ливень, мы попали под дождь и … (промокли до нитки) Целый день на ногах, некогда и присесть, кручусь, как … (белка в колесе)

9.Закончите предложения фразеологизмами

Он выделялся в толпе, был каким-то другим, слыл…

(белой вороной)

Это произведение я знаю, как ….

(свои пять пальцев)

Я так ждала этого письма! Получив его, я была на …

(седьмом небе от счастья)

Что-то я ужасно проголодался, надо бы …

(заморить червячка)

Темные тучи сгущались, раздался гром, начался сильный ливень, мы попали под дождь и …

(промокли до нитки)

Целый день на ногах, некогда и присесть, кручусь, как …

(белка в колесе)

10.Работа по вариантам.  «С головы до ног». Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги. 1ряд- Голова                  2ряд- Глаз 3ряд- Ноги.

10.Работа по вариантам.

«С головы до ног».

Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги.

1ряд- Голова                 

2ряд- Глаз

3ряд- Ноги.

10.Работа по вариантам. «С головы до ног». Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги.            Голова:                    Человек с головой  Морочить голову  Вскружить голову  Потерять голову  Не сносить головы  Отвечать головой  Как снег на голову  Голова идёт кругом  Сломя голову .

10.Работа по вариантам. «С головы до ног».

Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги.

          Голова:                   Человек с головой Морочить голову Вскружить голову Потерять голову Не сносить головы Отвечать головой Как снег на голову Голова идёт кругом Сломя голову .

10.Работа по вариантам. «С головы до ног». Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги. Глаз.  Мозолить глаза  Хлопать глазами  Говорить в глаза  Пускать пыль в глаза  Глазом не моргнуть  С глазу на глаз  Хоть глаз выколи  Открыть глаза  Как бельмо в г лазу.

10.Работа по вариантам. «С головы до ног».

Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги.

Глаз. Мозолить глаза Хлопать глазами Говорить в глаза Пускать пыль в глаза Глазом не моргнуть С глазу на глаз Хоть глаз выколи Открыть глаза Как бельмо в г лазу.

10.Работа по вариантам. «С головы до ног». Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги.           Ноги.  Со всех ног  Встать на ноги  Встать с левой ноги  Падать с ног  Потерять почву под ногами  Сбиться с ног  Идти в ногу  Путаться под ногами  Ног под собой не чуять.

10.Работа по вариантам. «С головы до ног».

Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги.

          Ноги. Со всех ног Встать на ноги Встать с левой ноги Падать с ног Потерять почву под ногами Сбиться с ног Идти в ногу Путаться под ногами Ног под собой не чуять.

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

11. Вспомните фразеологизмы

12.Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. (устно) 1.О том кто часто меняет свои решения. 2.О кротком и безобидном человеке. 3.О болтливом человеке. 4.О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

12.Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. (устно)

1.О том кто часто меняет свои решения.

2.О кротком и безобидном человеке.

3.О болтливом человеке.

4.О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

12.Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. (устно) 1.О том кто часто меняет свои решения. У него семь пятниц на неделе. 2.О кротком и безобидном человеке. Мухи не обидит. 3.О болтливом человеке. У него язык без костей. 4.О положении, когда опасность грозит с двух сторон. Между двух огней.

12.Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. (устно)

1.О том кто часто меняет свои решения.

У него семь пятниц на неделе.

2.О кротком и безобидном человеке.

Мухи не обидит.

3.О болтливом человеке.

У него язык без костей.

4.О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

Между двух огней.

13.Что я люблю и что не люблю .

13.Что я люблю и что не люблю .

 13.Что я люблю  и что не люблю.(письменно) Бить баклуши Ломать голову Точить лясы Лезть на рожон Считать ворон Витать в облаках Вставлять палки в колёса Раздувать из мухи слона Задирать нос Жить на широкую ногу Работать, засучив рукава Держать язык за зубами Плясать под чужую дудку Метать громы и молнии Выводить на чистую воду Расхлёбывать кашу Доводить до белого каления

13.Что я люблю и что не люблю.(письменно)

Бить баклуши

Ломать голову

Точить лясы

Лезть на рожон

Считать ворон

Витать в облаках

Вставлять палки в колёса

Раздувать из мухи слона

Задирать нос

Жить на широкую ногу

Работать, засучив рукава

Держать язык за зубами

Плясать под чужую дудку

Метать громы и молнии

Выводить на чистую воду

Расхлёбывать кашу

Доводить до белого каления

14.Узнайте слово по фразеологизмам. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно договориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.

14.Узнайте слово по фразеологизмам.

  • Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное,

хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая

это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно

договориться; ее просит рваная обувь; она в голове у

путаников.

14.Узнайте слово по фразеологизмам. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно договориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников. Каша

14.Узнайте слово по фразеологизмам.

  • Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное,

хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая

это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно

договориться; ее просит рваная обувь; она в голове у

путаников.

Каша

14.Узнайте слово по фразеологизмам. 2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.

14.Узнайте слово по фразеологизмам.

2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто

занимается бесполезным делом; ее берут в рот, когда

молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее

прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из

нее сухими.

14.Узнайте слово по фразеологизмам . 2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. Вода

14.Узнайте слово по фразеологизмам .

2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто

занимается бесполезным делом; ее берут в рот, когда

молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее

прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из

нее сухими.

Вода

14.Узнайте слово по фразеологизмам. 3. Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

14.Узнайте слово по фразеологизмам.

3. Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими

хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а

их развешивают чрезмерно доверчивые и

любопытные.

14.Узнайте слово по фразеологизмам. 3. Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Уши

14.Узнайте слово по фразеологизмам.

3. Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими

хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а

их развешивают чрезмерно доверчивые и

любопытные.

Уши

14.Узнайте слово по фразеологизмам. 4.  Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит.

14.Узнайте слово по фразеологизмам.

4.  Он в голове у легкомысленного, несерьезного

человека; его советуют искать в поле, когда кто

нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и

слова, кто их не ценит.

14.Узнайте слово по фразеологизмам. 4.  Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. Ветер

14.Узнайте слово по фразеологизмам.

4.  Он в голове у легкомысленного, несерьезного

человека; его советуют искать в поле, когда кто

нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и

слова, кто их не ценит.

Ветер

15.Заключение «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» И.С. Тургенев

15.Заключение

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние, переданное нам нашими

предшественниками…

Обращайтесь почтительно с

этим могущественным оружием: в руках умелых оно в

состоянии совершить чудеса!» И.С. Тургенев

15.Заключение Много слов на земле. Есть дневные слова, – В них весеннего неба сквозит синева.  Есть слова – словно раны, слова – словно суд, – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.  Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.  Пусть разменной монетой не служат они, – Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту – Береги изначальную их чистоту...    

15.Заключение

Много слов на земле.

Есть дневные слова, –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, –

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту...

 

 

16.Работа с учебником (письменно) Упражнение №99

16.Работа с учебником (письменно)

Упражнение №99

16.Итог урока Что нового узнали на уроке? Что такое фразеология ? Что называют фразеологизмами ?

16.Итог урока

Что нового узнали на уроке?

Что такое фразеология ?

Что называют фразеологизмами ?

Что такое фразеология? Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Устойчивые выражения делятся на несколько групп: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ; ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ; КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И  ВЫРАЖЕНИЯ

Что такое фразеология?

Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Устойчивые выражения делятся на несколько групп:

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ;

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ;

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И

ВЫРАЖЕНИЯ

Фразеологизмы – это: устойчивые словосочетания, обладающие обычно целостным значением.

Фразеологизмы – это:

устойчивые словосочетания, обладающие обычно целостным значением.

17.Домашнее задание 1.Упражнение 100 Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами. Определите каким членом предложения являются фразеологизмы . Параграф 22  стр.44-46

17.Домашнее задание

1.Упражнение 100

Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами.

Определите каким членом предложения являются фразеологизмы .

Параграф 22

стр.44-46

 Используйте в своей речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения  и тогда наша речь станет более яркой, выразительной, живой и образной! желаем удачи!

Используйте в своей речи

фразеологизмы,

пословицы, поговорки, крылатые выражения

и тогда наша речь станет более яркой, выразительной, живой и образной!

желаем удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!