СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 9 класс. Тема: Понятие о сложносочиненном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 9 класс. Тема: Понятие о сложносочиненном предложении»

Урок русского языка

Учитель русского языка и литературы: Балкаева Полина Павловна

Тема. Понятие о сложносочиненном предложении

Цели:

- деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

- содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки сложносочиненного предложения, пунктуационно оформлять их.

Оборудование: учебник, тексты произведений.

Учебник: Русский язык 9 класс, учеб. общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова / Просвещение, 2016 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Сценарий урока

Мотивационный этап

Вспомните расположение букв в алфавите и прольёте свет на тему урока.

Шаг первый

19 10 15 20 1 12 19 10 19 10 17 21 15 12 20 21 1 24 10 33

(синтаксис и пунктуация).

Что изучает синтаксис? Пунктуация?


Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.


  1. Наблюдения и выводы

Работа у доски

Найдите грамматическую основу, составьте схему.

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит через дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. (А. Чехов)

[= –], или [= –], или [= –], и [= – – –]


Шаг второй: «Перевертыши»

Правильно постройте словосочетание для окончательного выяснения урока.

нен – Слож – но – со – но – чи – е

же – ло – пред – ние (сложносочиненное предложение)

Что вы знаете о сложносочинённом предложении?

Какую информацию о сложном предложении сообщает схема на доске?


  1. Работа с учебником

§11, стр. 36 – 37

Упражнение 60. Из двух простых предложений составить несколько сложных с разными сочинительными союзами, объясните выбор союзов для связи простых предложений в сложном.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

Сложное предложение, составные части которого объединены в одно смысловое и грамматическое целое посредством сочинительных союзов, называется сложносочиненным (ССП).

Каждая из частей ССП сохраняет значение отдельного утверждения и известную синтактическую независимость. Так, предложение Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце. (А.С. Пушкин) состоит из двух утверждений, обе части относительно независимы и могут образовать отдельные предложения. Однако смысловая самостоятельность и синтаксическая независимость частей ССП является весьма относительной. Только его первая часть строится более или менее свободно, вторая же и последующие части в своем лексическом составе и построении обусловлены включением их в единое целое с первой частью.

Начиная с сегодняшнего дня, мы будем работать над деталями проекта: составление пособия по теме: «Сложносочиненное предложение», в конце изучения темы – защита проекта. Каждый из вас работает в творческой группе (группы учащихся равносильны).


Реализация выбранного плана по разрешению затруднений.

Первичное закрепление новых знаний.

  1. Работа в парах.

Выполнить задание и прокомментировать: доказать, что это ССП.

  1. Звезда дрожит в огнях заката. Любви прекрасная звезда, а на душе легко и свято, легко, как в детские года. (И.С. Тургенев)

  2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф.И. Тютчев)

  3. Знание – дерево, а дело – плоды. (Пословицы)

  4. То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, то выронит она платок. (А.С. Пушкин)



Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Ф.И. Тютчев


Включение в систему знаний и умений

«Выпуск продукции».

Получен заказ на выпуск лингвистической продукции: по предложенной схеме составить предложения, доказать, что это ССП.


Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств, и эмоций.

  1. Взаимопроверка. Диалог

Подобрать из учебника предложение, рассказать о нем в рамках темы урока собеседнику.


Домашнее задание

§ 11, упражнение 61 (устно), упражнение 62 (письменно).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!