Урок русского языка
Учитель русского языка и литературы: Балкаева Полина Павловна
Тема. Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения.
Цели:
- деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему, и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
- содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять сложносочиненные предложения в тексте, соблюдать интонацию сложносочиненного предложения.
Оборудование: учебник, тексты произведений.
Учебник: Русский язык 9 класс, учеб. общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова / Просвещение, 2016 г.
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
Сценарий урока
Самоопределение
Учитель.
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Какое отношение, на ваш взгляд, он имеет к сегодняшней теме урока? Какова она?
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Учитель.
- Каков главный признак предложения?
Главным признаком предложения является его способность выражать и сообщать определенную мысль. Высказывание с помощью предложений мысли помогают нам сообщать, познавать, просить, заставлять, спрашивать,– словом, ориентироваться в окружающей обстановке, в общении с другими людьми.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Беседа на тему «Культура речи».
Культура речи – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
В культуре речи выделяются две стороны: 1) правильность речи;
2) речевое мастерство.
«Интуиция»
Путем подбора букв определите следующий шаг в работе над темой.
__ __ __ __ __ __ __ __ __ (интонация)
Кто назовет слово сразу?
- Что вы знаете об интонации?
Интонация – совокупность важнейших фонетических средств языка, оформляющих высказывание.
Основная функция интонации и состоит в том, чтобы превращать слова и словосочетания в высказывания.
Реализация выбранного проекта
«Реши проблему»
Сложносочиненное предложение состоит из простых предложений. В чем особенность интонации ССП?
Творческое наблюдение
Выразительно прочитайте предложения, проследите за интонацией в ССП.
«Узнай меня»
На столе учителя лежат пять стопок карточек, на которых написаны сложные предложения различных видов.
Задача: найти среди них пять сложносочиненных и рассказать эксперту, рисуя схемы на доске, произнести их, соблюдая интонацию.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Коллективное сочинение – миниатюра по вариантам:
1) «Люблю я пышное природы увяданье».
2) «Поздняя осень. Грачи улетели…».
3) «Дни поздней осени бранят обыкновенно…».
(учащиеся по очереди вписывают одно сложносочиненное предложение).
Коллективное обсуждение сочинений…
Этап рефлексии деятельности
«Опрос – итог»
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нашими предшественниками, в числе которых блистает опять – таки Пушкин!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии творить чудеса …. Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)
Домашнее задание
§10. Подготовить публичное выступление, используя сложносочиненные предложения (темы на карточках по выбору). Время выступления – 1,5 минуты.
За что я люблю свой край
Любимое время года
Человек интересной судьбы
Дружба – великая сила
Мой любимый литературный герой
Самый счастливый день
Человек, на которого хочется быть похожим
Хвала рукам, что пахнут хлебом
Какие качества я больше всего ценю в человеке
Дело, ждущее рук твоих
О делах полезных, интересных