Тема: «Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
УМК: Школа России
Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс, 1 часть
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
предметные: правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными.
личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• определять цель деятельности на уроке;
• познавательные
• делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
• слушать и понимать речь других;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
Задачи педагога: познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух; способствовать развитию орфографической зоркости; учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения; совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Оборудование:
презентация к уроку
ноутбук
карточки со словами для рифмовки
словарь С.И.Ожегова, орфографический словарь
игрушка (картинка) Винни-пуха
листы для графического диктанта
Ход урока:
Оргмомент. ( 1 мин ) ( Слайд 1)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Займут свои места сначала умницы. А теперь присядут умники.
Урок русского языка сегодня проведу у вас я. Зовут меня Ирина Анатольевна. Готовы начать урок?!
2. Мотивация к учебной деятельности. ( 2 мин )
Прочитайте, пож-та, предложение «Грамоте учиться, всегда пригодится» (Слайд 2) ( хором)
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Грамота- это знания.
– Зачем нужны знания? ( Чтобы быть умным, образованным.)
– Так давайте будем пополнять наш багаж знаний.
На каждом уроке мы убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Подарите свои улыбки мне. Спасибо. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи, поставленные на уроке.
Открываем тетрадь, начинаем мы писать. Положили правильно, под наклоном. Проверили посадку, осанка ровненькая.
Записываем число: 29 ноября. Классная работа
Минутка чистописания. ( 2 мин)
Приступаем к минутке чистописания. ( Слайд 3)
На доске: лл жж кк бб мм нн сс пп
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)
-Запишите буквы очень аккуратно на строке. Обратите внимание на соединения.
Сверьтесь с образцом. Подчеркните самое красивое соединение.
- Молодцы!
- Что интересного заметили? (Мы прописывали двойные согласные)
- Кто может сформулировать тему урока?
На доске: тема: «Правописание слов с удвоенной согласной»
3. Постановка цели и задач урока. ( 1 мин)
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова.
Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
Научиться…правильно писать слова с удвоенной согласной
Повторить…правило переноса слов с удвоенной согласной
- Да, мы постараемся узнать как можно больше этих не простых слов.
4. Изучение новой темы. ( 7 мин)
В русском языке слов с удвоенной согласной не очень много. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
- А вы, ребята, встречали в жизни слова с удвоенной согласной? Какие?
Вожжи, грипп, шоссе и масса,
пассажир, перрон и касса,
аппетит и телеграмма,
хоккеист и орфограмма.
- Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем
Первичное чтение рифмовки про себя.
- «Шепталочка», подготовьтесь к чтению вслух.
- Какие слова непонятны? ( вожжи, перрон, шоссе)
- В каком словаре можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре)
Работа с толковым словарем
- вожжи ( я зачитываю из словаря С.Ожегова) Слайд 4
- перрон ( читает ученик со слайда) Слайд 5, 6
- шоссе
- В нашем учебнике есть толковый словарь, давайте обратимся туда.
- Откройте стр. 140. Найдите это слово, прочитайте, как оно трактуется.
- Посмотрите есть ли в толковом словаре другие слова с удвоенной согласной. (экспресс, теннис)
Слайд 7
- грипп
- Что обозначает это слово? ( заразная болезнь, характеризующаяся воспалением дых. путей)
- Какие меры для профилактики нужно предпринять?
1. Прием витаминов, для повышения иммунитета.
2. Употребление продуктов, содержащих большое количество фитонцидов (лук, чеснок).
3. Ношение маски.
4. Частое проветривание помещений, влажная уборка.
- Из рифмовки выделим слова на тему … (Путешествие, путь, дорога)
Кто первый запишет, поднимет руку – я проверю.
Запись самостоятельно: вожжи, шоссе, пассажир, перрон, касса
- Подчеркните удвоенную согласную.
Проверка: (кто первый – убрать с доски ненужные слова)
Проверьте себя. Кто написал 5 слов? 4? Молодцы!
8. Физминутка ( 2 мин)
- Кто у меня в руках, узнали? ( Винни-пух)
- Как вы думаете, зачем я пригласила его? Давайте проверим, есть ли в его имени удвоенная согласная? Произнесите слово.
Винни-пух проведет с вами физминутку.
Если мы с Винни назовем слово с удвоенной согласной, то вы поднимаете руки вверх и встаете на носочки, если нет удвоенной согласной - приседаете.
Готовы?
Номер глина аппетит тонна область ванна пассажир пончик шоссе шарфик длинный молодец
9. Продолжение работы над темой ( 7 мин)
Работа с орфографическим словарем
- А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме и мы не знаем как их писать?
- Прочитайте правило на стр. 117.
- Итак, как поступать со словами?
- А по какому словарю проверим написание данных слов?
( показ Орфографического словаря )
- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136
- Проверяем, какие слова с этой орфограммой есть у нас в словаре?
- Класс, Россия, русский, суббота. ( выставить карточки на доску)
- С каким из этих слов мы не знакомы? ( Суббота)
- Кто знает лексическое значение слова?
- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.
Запишем предложение с данным словарным словом.
Запись:
Наш класс в субботу идёт в парк. ( 1 ученик у доски)
Анна и Алла вошли в класс. ( 2 ученик)
Есть ли слова на изученную нами орфограмму? Подчеркните.
В каком значении употреблено слово класс в 1 предложении? Во 2?
- Как называются такие слова?
Ребята, когда я писала 1 предложение, произошла ссора между удвоенными согласными. ( показ: суб бота )
Почему это произощло?
- Какие правила переноса вы знаете?
- Молодцы.
- Как же мы можем перенести слово суббота? суб-бота суббо-та
- Запишите, разделяя слово горизонтальной чертой.
- Так сколько способов переноса в этом слове?
- А как перенесем слово класс? Анна? Алла?
- Как перенесем словарные слова?
- Давайте обратимся к упр. 188
- Найдите слова, которые нельзя перенести. Почему?
- Как перенесете слово перрон, вожжи, касса.
- Найдите слова, которые можно перенести по-разному.
Аппетит, килограмм, профессия
- Так как перенести слова с удвоенной согласной?
Вывод: при переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляем на строке, а другую переносим.
- Выберите одно слово и запишите его всеми способами для переноса.
10. Закрепление. Графический диктант с взаимопроверкой ( 2 мин)
Я называю слова, если вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, ставите +, если нет, то -.
Аллея, алый, сумка, сумма, хоккеист, ванна, котлета, коллекция, Ваня, Анна.
- Обменяйтесь листочками.
Проверьте по слайду. Зачеркните неправильный ответ.
+ - - + + + - + - + Слайд 8
11. Итог. (2 мин) - С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Что нам сегодня помогало в работе? Почему мы часто обращались к словарю?
- Так , что надо делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?
- Как перенести такие слова?
12. Рефлексия учебной деятельности. ( 1 мин) Домашнее задание.
- Закончите предложение: Я теперь знаю ….. Я умею…. ( Слайд)
- Молодцы! Дома вы, пожалуйста, повторите все о чем узнали на уроке и поищите вокруг себя слова с удвоенной согласной.
- Открыли дневники, записываем домашнее задание: с. 118 Упр.90
Инструктаж.
Спасибо за работу!
Самоанализ учебного занятия
Проведенный урок русского языка во 2 классе на тему «Удвоенные согласные» входит в систему уроков по программе УМК « Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого.
Тип урока — открытие ( изучение?) новых знаний.
Перед учителем были поставлены следующие задачи:
……
Планируемые результаты:
предметные: правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными.
личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
• формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу,
• определять цель деятельности на уроке;
• учиться работать по составленному плану;
познавательные
• делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
• слушать и понимать речь других;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
Урок носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. У детей формировалось ………… .
Урок был построен в соответствии со стандартами второго поколения. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей.
Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – определение темы урока и постановка задач урока в виде плана самими учениками и применение мультимедийных компонентов, позволяющих сделать процесс познания более интересным и динамичным.
Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные. Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. На уроке применялись ИКТ- технологии, личностно-ориентированная, игровая. В рамках здоровьесбережения на урока проводилась физкультминутка обучающего характера
Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик»
На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, высказывали своё мнение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.
На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Я считаю, что на уроке были реализованы поставленные цели, учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся, использованы разнообразные методы и формы работы для развития УУД, необходимые для дальнейшего успешного обучения.