Урок русского языка в 4 классе.
Учитель: Гостяева Л.Н.
Дата проведения: 26.11.2020
Тема: «Глаголы – исключения»
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты обучающихся.
Предметные :
- познакомить с глаголами – исключениями;
- запомнить глаголы – исключения;
- учиться находить глаголы – исключения среди других глаголов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности, задачи с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий по алгоритму;
- оценивать правильность выполнения своего действия;
- контроль по эталону с целью обнаружения ошибок.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
-умение работать в паре.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке;
- делать выводы о результатах совместной работы.
Личностные результаты обучающихся:
- готовность к сотрудничеству;
- воспитывать активность личности.
Оборудование: экран, ноутбук, слайды, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры).
Ход урока
I. Организационный момент
Говорят : «Улыбка дарит радость и хорошее настроение».
Улыбнитесь друг другу.
II. Повторение (устный опрос)
- Какую тему изучаем?
- Что такое глагол?
- Как изменяется глагол?
- Что такое спряжение?
- Как определить спряжение глагола? (По окончанию)
- Когда это легче сделать? (Когда окончание ударное)
- Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? (Слайд или плакат с надписью прикрепляю на доску после ответа детей)
- А если окончание безударное? (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в н.ф. перед – ть ).
- На что указывает -и? (На 2 спряжение )
- А все остальные? (На 1 спряжение) (Слайд, плакат)
- Определите спряжение глаголов: помогать, встретить. (Устно ).
III. Чистописание.
(слайд)
с сл с
Кто много видит и слышит, тот много знает.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв “сл” и красиво запишите пословицу. (Учитель следит за аккуратностью письма и правильной посадкой).
IV. Словарная работа.
- Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.
(слайд)
отт . чить – тoчит
отб . жать – бег
отн . сти – нёс
V. Постановка проблемы/
- Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок, прочитаем его: (слайд)
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
- Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы-исключения на - ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два: «брить» и «стелить».
(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).
Неопределённая форма 2 лицо, единственное число 3 лицо, множественное число
Побрить Побреешь (побреишь) Побреют (побреят)
Неопределённая форма 2 лицо, единственное число 3 лицо, множественное число
Постелить Постелешь (постелишь) Постелют (постелят)
- Закончили? Проведём самопроверку по правилам. (слайд)
Алгоритм определения безударного окончания глагола.
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.
3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.
- Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями. (слайд)
(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы - исключения).
Глаголы в неопределенной форме на - ить
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.
Учебник с. 109 Чтение правила, с. 110 знакомство с алгоритмом.
VI. Закрепление знаний о глаголах-исключениях.
1) С. 110 Самостоятельное выполнение упражнения 156. Взаимопроверка.
2) Работа по вариантам: 1 вариант упр. 158, 2 вариант упр. 159.
Проверка выполняется по образцу на слайде.
3) Задание. (устно) на экране
- Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.
Писать, дышать, бежать, читать
Гореть, смотреть, петь, лететь
Ходить, чистить, стелить, купить
VI. Итог урока.
• Какова была тема урока?
• С какой проблемой столкнулись?
• Глаголы-исключения 1-го спряжения.
• Глаголы-исключения 2-го спряжения.
• Почему эти глаголы являются исключениями?
• Как у них определить спряжение?
• Назовите глаголы-исключения в пословице из минутки чистописания.
- В заключение нашего урока послушайте шуточное стихотворение
В. Воскобойникова
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы… (В. Воскобойников)
- Может быть это хороший способ выполнения домашнего задания?
VII. Домашнее задание:
Выучить глаголы-исключения, с. 113 упр.163.