СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Глаголы-исключения. Цель: познакомить с глаголами-исключениями.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Урок русского языка в 4 классе.

Учитель: Гостяева Л.Н.

Дата проведения: 26.11.2020

Тема: «Глаголы – исключения» 
Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты обучающихся.

Предметные :

познакомить с глаголами – исключениями;

запомнить глаголы – исключения;

- учиться находить глаголы – исключения среди других глаголов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности, задачи с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий по алгоритму;

- оценивать правильность выполнения своего действия;

- контроль по эталону с целью обнаружения ошибок.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

-умение работать в паре.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке;

- делать выводы о результатах совместной работы.

Личностные результаты обучающихся:

- готовность к сотрудничеству;

- воспитывать активность личности.


Оборудование: экран, ноутбук, слайды, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры).

Ход урока 
I. Организационный момент

Говорят : «Улыбка дарит радость и хорошее настроение».

Улыбнитесь друг другу.

II. Повторение (устный опрос)

- Какую тему изучаем?

- Что такое глагол?

- Как изменяется глагол?

- Что такое спряжение?

- Как определить спряжение глагола? (По окончанию)

- Когда это легче сделать? (Когда окончание ударное)

- Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? (Слайд или плакат с надписью прикрепляю на доску после ответа детей)

- А если окончание безударное? (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в н.ф. перед – ть ).

- На что указывает -и? (На 2 спряжение )

- А все остальные? (На 1 спряжение) (Слайд, плакат)

- Определите спряжение глаголов: помогать, встретить. (Устно ).

III. Чистописание. 
(слайд) 

с сл с
Кто много видит и слышит, тот много знает. 
- Прочитайте пословицу.
- Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв “сл” и красиво запишите пословицу. (Учитель следит за аккуратностью письма и правильной посадкой). 
IV. Словарная работа. 
- Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением. 
(слайд) 
отт . чить – тoчит 
отб . жать – бег 
отн . сти – нёс 
V. Постановка проблемы
- Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок, прочитаем его: (слайд) 
Чтобы курицу соседки 
Чисто наголо побрить,
 
Надо бы на табуретке
 
Две салфетки постелить.
 
- Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы-исключения на - ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два: «брить» и «стелить». 
(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов). 
Неопределённая форма 2 лицо, единственное число 3 лицо, множественное число 
Побрить Побреешь (побреишь) Побреют (побреят) 
Неопределённая форма 2 лицо, единственное число 3 лицо, множественное число 
Постелить Постелешь (постелишь) Постелют (постелят) 
- Закончили? Проведём самопроверку по правилам. (слайд) 
Алгоритм определения безударного окончания глагола. 
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
 
2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.
 
3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.
 
- Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями. (слайд) 
(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы - исключения). 
Глаголы в неопределенной форме на - ить 
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
 
Не забудьте в это спряженье
 
Включить исключения:
 
Гнать, держать,
 
Смотреть и видеть,
 
Дышать, слышать, ненавидеть,
 
И зависеть, и вертеть,
 
И обидеть, и терпеть.
 
Вы запомните, друзья,
 
Их на “е” спрягать нельзя.
 

Учебник с. 109 Чтение правила, с. 110 знакомство с алгоритмом.
VI. Закрепление знаний о глаголах-исключениях. 
1) С. 110 Самостоятельное выполнение упражнения 156. Взаимопроверка.

2) Работа по вариантам: 1 вариант упр. 158, 2 вариант упр. 159.

Проверка выполняется по образцу на слайде.

3) Задание. (устно) на экране

- Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.


Писать, дышать, бежать, читать

Гореть, смотреть, петь, лететь

Ходить, чистить, стелить, купить


VI. Итог урока. 
• Какова была тема урока? 
• С какой проблемой столкнулись? 
• Глаголы-исключения 1-го спряжения. 
• Глаголы-исключения 2-го спряжения. 
• Почему эти глаголы являются исключениями? 
• Как у них определить спряжение? 
• Назовите глаголы-исключения в пословице из минутки чистописания.

- В заключение нашего урока послушайте шуточное стихотворение

В. Воскобойникова

Я пришёл из школы, 
Я учу глаголы,
 
Мне их выучить – пустяк!
 
У меня свой метод!
 
Применяется он так,
 
Новый метод этот:
 
Кричать – кричу,
 
Вертеть – верчу,
 
Двигать – двигаю,
 
Прыгать – прыгаю.
 
Я и прыгал! Я и двигал!
 
Я и топал! Я и пел!
 
Пел, пока у нас в прихожей
 
Вдруг звонок не зазвенел! …
 
Открываю, наш сосед
 
(он живёт под нами)
 
Не причёсан, не одет –
 
В тапках и пижаме.
 
Он кричит: “Прошу прощенья!
 
Это что – землетрясенье?
 
Или, может быть, слоны
 
Надо мной поселены?”
 
– Уважаемый сосед,
 
Никого в квартире нет.
 
Я пришёл из школы
 
И учу глаголы… (В. Воскобойников)
 

- Может быть это хороший способ выполнения домашнего задания?
VII. Домашнее задание: 
Выучить глаголы-исключения, с. 113 упр.163.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!