Действия учителя | Действия учеников |
Работа с заданием: -Ребята, поднимите вверх ваши ручки. | Поднимают ручки (кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое) |
- Объясните свой выбор | Объясняют свой выбор (пишем ручкой, мама говорит: «Дай свою ручку» и берёт меня за руку) |
- Давайте запишем эти слова. | ручка ручка |
- Какие ещё есть ручки? (если затрудняются с ответом, навожу их на мысль (кружку заранее на стол поставлю, окно открою проветривать и т.д.)) | Приводят примеры (ручка у кружки, дверная ручка) |
-Давайте и эти слова запишем | ручка ручка ручка ручка … |
- Пауза. Учитель ждет вопросы или высказывания от детей. | Одинаково называются. (Одно слово, а предметы разные) |
- Да. Слово одно, а называет разное. -Почему ручки? (выделяют общий признак) | Эти предметы берут рукой, держатся за них рукой… |
- Оказывается, у некоторых слов есть несколько значений. - Как можно назвать слово, если у него много значений? - Такие слова называют многозначными | Предлагают варианты. |
- Запишите слова: пенал, карандаш, девочка, иголка, алфавит, язык, ворона. - Подчеркните многозначные слова. | Дети записывают слова под диктовку (ранее изученные словарные слова) Иголка, язык. |
- Как догадались, что они многозначные? - Что у них общего? (ответы детей можно сопровождать наглядностью, которая поможет выделить основание для выделения многозначности). Приложение 1. | Одно слово называет разные предметы (рассказывают какие бывают иголки, языки) Иголка (форма), язык нужен для общения. |
- Как назовем слова пенал, карандаш, девочка, алфавит? | Однозначные . |
Тема урока: Многозначные и однозначные слова. | |
-Узнать количество значений у слова мы можем в Толковом словаре. Такой словарик есть в вашем учебнике. Какие значения слов иголка и язык есть в словаре? | Работают со словарём, выясняют значения слов и сравнивают со своими ответами. |
Предлагаем детям слайд. -Что хотел рассказать нам художник? - Какое слово пришло к волшебным зеркалам? - Какой вариант выбрать? (работа со словарём) -Прочитайте словосочетания и составьте предложение с одним из них: петушиный гребень гребень волны гребень горы деревянный гребень - Учитель показывает на зеркало и просит прочитать предложения. | Дети предлагают свои варианты ответов. Нарисовал многозначное слово. Все значения слова нарисовал. Хотел рассказать про многозначное слово. -Расческа, гребень.(Все варианты выслушиваем) С помощью Толкового словаря учебника выясняют значение слова гребень и уточняют, что это многозначное слово, а расческа однозначное. Дети работают в парах, составляют предложения. Дети слушают и высказывают свои мнения. |
- А вы можете нарисовать комнату с волшебными зеркалами? Хотя бы с одним? Отведите туда слова НОС, НОЖКА, ШЛЯПКА (работа в парах). -Какие значения вы узнали впервые? | Дети делают рисунки в своих тетрадях. Выполняют самопроверку под руководством учителя, сверяя лексические значения слов в словаре и на рисунках.(соотнесение своей работы с эталоном) Если такие значения есть, дети рассказывают о них. |
-Как узнать многозначное это слово или нет? | -Посмотреть в Толковом словаре. |
-Все, что мы узнали сегодня на уроке представим в виде схемы. У вас есть карточки со словами, которые надо положить в соответствующие прямоугольники. (Дети могут работать парами или малыми группами). Приложение 2 | Дети составляют схему и сравнивают свою работу с эталоном. |
-Давайте подведем итог Каким же был для вас урок? Нарисуйте в тетрадках фигурку самооценки 1. Мне интересно, все понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. 3. Еще придется потрудиться, ведь я пришёл сюда учиться. | Рисуют: зеленую фигурку синюю фигурку жёлтую фигурку |
Приложение 1. Приложение 2