СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 1 класс "Однозначные и многозначные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока составлена в соответствии с новым ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 1 класс "Однозначные и многозначные слова"»

Предмет: русский язык

Класс: 1 класс

Тема раздела: Лексика и морфология

Тема урока: Однозначные и многозначные слова.

Цель урока: сформировать первое представление об однозначных и многозначных словах у первоклассников.

Предметные результаты: Выбирает многозначные слова из предложенного списка под руководством учителя. Развивает орфографическую зоркость, обогащает словарный запас, работает со словарём.

Метапредметные результаты: Сравнивает, устанавливает основания для определения многозначности под руководством учителя (по цвету, форме). Формулирует результаты наблюдения под руководством учителя, создает графическую информацию в соответствии с учебной задачей под руководством учителя.

ВП. Проявление познавательного интереса к изучению русского языка.



Действия учителя

Действия учеников

Работа с заданием:

-Ребята, поднимите вверх ваши ручки.


Поднимают ручки (кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое)


- Объясните свой выбор


Объясняют свой выбор (пишем ручкой, мама говорит: «Дай свою ручку» и берёт меня за руку)


- Давайте запишем эти слова.


ручка

ручка


- Какие ещё есть ручки? (если затрудняются с ответом, навожу их на мысль (кружку заранее на стол поставлю, окно открою проветривать и т.д.))


Приводят примеры (ручка у кружки, дверная ручка)



-Давайте и эти слова запишем

ручка

ручка

ручка

ручка


- Пауза. Учитель ждет вопросы или высказывания от детей.



Одинаково называются. (Одно слово, а предметы разные)


- Да. Слово одно, а называет разное.

-Почему ручки? (выделяют общий признак)


Эти предметы берут рукой, держатся за них рукой…


- Оказывается, у некоторых слов есть несколько значений.

- Как можно назвать слово, если у него много значений?

- Такие слова называют многозначными

Предлагают варианты.

- Запишите слова: пенал, карандаш, девочка, иголка, алфавит, язык, ворона.

- Подчеркните многозначные слова.


Дети записывают слова под диктовку (ранее изученные словарные слова)

Иголка, язык.


- Как догадались, что они многозначные?



- Что у них общего? (ответы детей можно сопровождать наглядностью, которая поможет выделить основание для выделения многозначности).

Приложение 1.


Одно слово называет разные предметы (рассказывают какие бывают иголки, языки)



Иголка (форма), язык нужен для общения.

- Как назовем слова пенал, карандаш, девочка, алфавит?

Однозначные .

Тема урока: Многозначные и однозначные слова.


-Узнать количество значений у слова мы можем в Толковом словаре. Такой словарик есть в вашем учебнике. Какие значения слов иголка и язык есть в словаре?

Работают со словарём, выясняют значения слов и сравнивают со своими ответами.


Предлагаем детям слайд.

-Что хотел рассказать нам художник?



- Какое слово пришло к волшебным зеркалам?

- Какой вариант выбрать? (работа со словарём)





-Прочитайте словосочетания и составьте предложение с одним из них:

петушиный гребень

гребень волны

гребень горы

деревянный гребень

- Учитель показывает на зеркало и просит прочитать предложения.







Дети предлагают свои варианты ответов. Нарисовал многозначное слово. Все значения слова нарисовал. Хотел рассказать про многозначное слово.


-Расческа, гребень.(Все варианты выслушиваем)


С помощью Толкового словаря учебника выясняют значение слова гребень и уточняют, что это многозначное слово, а расческа однозначное.



Дети работают в парах, составляют предложения.





Дети слушают и высказывают свои мнения.

- А вы можете нарисовать комнату с волшебными зеркалами? Хотя бы с одним? Отведите туда слова НОС, НОЖКА, ШЛЯПКА (работа в парах).

-Какие значения вы узнали впервые?

Дети делают рисунки в своих тетрадях.

Выполняют самопроверку под руководством учителя, сверяя лексические значения слов в словаре и на рисунках.(соотнесение своей работы с эталоном)

Если такие значения есть, дети рассказывают о них.

-Как узнать многозначное это слово или нет?

-Посмотреть в Толковом словаре.

-Все, что мы узнали сегодня на уроке представим в виде схемы. У вас есть карточки со словами, которые надо положить в соответствующие прямоугольники. (Дети могут работать парами или малыми группами). Приложение 2

Дети составляют схему и сравнивают свою работу с эталоном.

-Давайте подведем итог

Каким же был для вас урок?

Нарисуйте в тетрадках фигурку самооценки

1.     Мне интересно, все понятно.

2.     Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.     Еще придется потрудиться, ведь я пришёл сюда учиться.




Рисуют:

зеленую фигурку

синюю фигурку

жёлтую фигурку

Приложение 1. Приложение 2

слова



однозначные

многозначные

Одно лексическое значение

Два и более лексических значений


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!