СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка.Закрепление и обобщение изученного материала по темам: «Предложение. Значение слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация содержит методическую разработку урока русского языка  в 4 классе по теме "Предложение. Значение слова". Урок разработан с опорой на использование ИКТ. Соответствующая презентация представлена в следующей публикации.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка.Закрепление и обобщение изученного материала по темам: «Предложение. Значение слова».»

Урок русского языка.

4 класс

Закрепление и обобщение изученного материала по темам: «Предложение. Значение слова».

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о предложении, о видах предложения; закрепить умение выполнять синтаксический разбор предложений; развивать умение конструировать предложения, распознавать в предложениях обращения и выделять их на письме; углублять и расширять знания о лексическом значении слова, однозначных и многозначных словах, синонимах и антонимах, развивать речь, орфографическую зоркость, память, внимание; обогащать словарный запас обучающихся; учить применять полученные знания в повседневной жизни.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; подведение подпонятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррек­ция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвое­ния, его временных характеристик; оценивание качества и уров­ня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей .

Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок,

На уроке не ленитесь

И старательно учитесь.

Активной работы,

Большого внимания,

У всех любознательных

Крепкие знания!

II.Мотивация учебной деятельности

-Сегодня урок я хочу начать с загадки. Внимательно послушайте и отгадайте.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(Осень) Слайд № 1.1

-Как называются осенние месяцы? Запишите их названия в тетради, подчеркните орфограммы. (Один ученик записывает на доске с комментированием). Слайд №1.2

III.Самоопределение к деятельности

- Сегодня к нам на урок пришли братья - осенние месяцы. Они проведут вас по миру слов и предложений.

-Прочитайте тему нашего урока. Слад № 2

-Сформулируйте цели и задачи урока, используя опорные слова:

Мы будем повторять…

Мы будем работать с…

Мы будем учиться…

IV.Работа по теме урока

1. Разминка. Фонетический разбор слова.

-Сентябрь- первый шаг осени. И первое задание вам предлагает выполнить месяц Сентябрь. Слайд № 3

(Учитель предлагает ученику снять с доски картинку с изображением грибов; на обратной стороне – задание: осень.)

-Какое задание нужно выполнить?

(Один ученик выполняет на доске фонетический разбор слова «осень», другой ученик производит проверку выполненного задания.)

2. Актуализация знаний о предложении. Блиц- опрос.

-Следующее задание приготовил месяц Октябрь. Слайд № 4

(Один ученик читает вопросы, записанные на обороте рисунка кленового листочка, остальные – отвечают на поставленные вопросы.)

-Что называется предложением?

-Какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации?

-Какое предложение называется распространенным?

-Какое предложение называется простым?

-Что является грамматической основой предложения?

3.Работа над сложным предложением.

-Прочитайте предложения молча. Слайд № 5

-Сколько предложений записано?

-Назовите грамматическую основу каждого предложения.

-Какие это предложения по наличию грамматических основ?

-Объедините эти предложения в сложное, используя союз.

(Запись предложения в тетрадях; на доске с комментированием.)

-Докажите, что записанное предложение сложное.

-Объясните знаки препинания в сложном предложении.

-Какое слово в данном предложении употребляется в переносном значении? Докажите ваше предположение.

-Приведите свои примеры словосочетаний, в которых слово «золотой» употребляется в переносном значении. А теперь- в прямом значении.

4.Работа с деформированным предложением.

в, птицы, края, улетают, теплые, осенью. Слайд № 6.1

-Составьте предложение из данных слов. Запишите. (На доске и в тетрадях.)

-Укажите вид предложения по цели высказывания и по интонации.

-Преобразуйте записанное предложение в побудительное восклицательное. Запишите его самостоятельно.

-Проверьте, правильно ли расставлены знаки препинания на доске?

Слайд № 6.2

-Что называется обращением? Как на письме выделяются обращения?

-Проверьте, нет ли ошибок в предложении, записанном вами.

-А теперь преобразуйте повествовательное предложение в вопросительное. Какие знаки препинания могу стоять в конце вопросительных предложений?

(Запись предложения на доске и в тетрадях.)

5.Физминутка для глаз. Слайд № 7

-Следите глазами за движущимися объектами на экране.

6.Словарная работа.

-Листья опали, деревья стоят голые. Пришло время Ноября. Слайд № 8

(Ученик читает пословицу, написанную на обороте рисунка с изображением тучи: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.»

-Объясните, почему в народе так говорят об осенней погоде?

-Запишите новое словарное слово: погода. Слайд № 9

-Прокомментируйте орфограмму.

-Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.

(Погода- состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха) в данном месте, в данное время.)

-Обратимся к истокам слова: первоначально значением слова «погода» было «хорошее время», «вёдро»; недаром непогодой называли ненастье. В дальнейшем это слово включило в себя и противоположный смысл.

7.Работа с текстом.

-Что такое текст?

-Прочитайте текст молча. (Текст на слайде и у каждого на парте в печатном виде.) Слайд № 10

-Самостоятельно запишите текст, вставив пропущенные буквы. Приготовьтесь объяснить орфограммы.

(Выполнение задания. Проверка.)

-К выделенным словам подберите антонимы. Слайд № 11

-К данным выделенным словам подберите синонимы. Слайд № 12

-Найдите в тексте многозначное слово. Объясните его значение.

-В каких еще значениях может употребляться это слово?

-Найдите в тексте предложение с однородными членами. Правильно ли расставлены знаки препинания при однородных членах предложения? Объясните расстановку знаков препинания.

-Что обозначает цифра 4 в конце предложения?

-Запишите это предложение. Выполните разбор предложения .

(Один ученик у доски дает характеристику предложению, находит его грамматическую основу; второй ученик устанавливает связь слов в предложении; остальные работают в тетрадях)

V.Подведение итогов. Рефлексия.

-Сегодня на уроке мы не только повторили и закрепили изученный материал, но и подготовились к предстоящей контрольной работе.

-Итак, какую работу мы выполнили сегодня на уроке? Слайд № 13

-Продолжите предложение: «Я изучал(а) и закреплял(а) этот материал, чтобы…»

VI.Домашнее задание:

Слайд № 14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!