Урок русского языка.
4 класс
Закрепление и обобщение изученного материала по темам: «Предложение. Значение слова».
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о предложении, о видах предложения; закрепить умение выполнять синтаксический разбор предложений; развивать умение конструировать предложения, распознавать в предложениях обращения и выделять их на письме; углублять и расширять знания о лексическом значении слова, однозначных и многозначных словах, синонимах и антонимах, развивать речь, орфографическую зоркость, память, внимание; обогащать словарный запас обучающихся; учить применять полученные знания в повседневной жизни.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; подведение подпонятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей .
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок,
На уроке не ленитесь
И старательно учитесь.
Активной работы,
Большого внимания,
У всех любознательных
Крепкие знания!
II.Мотивация учебной деятельности
-Сегодня урок я хочу начать с загадки. Внимательно послушайте и отгадайте.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Осень) Слайд № 1.1
-Как называются осенние месяцы? Запишите их названия в тетради, подчеркните орфограммы. (Один ученик записывает на доске с комментированием). Слайд №1.2
III.Самоопределение к деятельности
- Сегодня к нам на урок пришли братья - осенние месяцы. Они проведут вас по миру слов и предложений.
-Прочитайте тему нашего урока. Слад № 2
-Сформулируйте цели и задачи урока, используя опорные слова:
Мы будем повторять…
Мы будем работать с…
Мы будем учиться…
IV.Работа по теме урока
1. Разминка. Фонетический разбор слова.
-Сентябрь- первый шаг осени. И первое задание вам предлагает выполнить месяц Сентябрь. Слайд № 3
(Учитель предлагает ученику снять с доски картинку с изображением грибов; на обратной стороне – задание: осень.)
-Какое задание нужно выполнить?
(Один ученик выполняет на доске фонетический разбор слова «осень», другой ученик производит проверку выполненного задания.)
2. Актуализация знаний о предложении. Блиц- опрос.
-Следующее задание приготовил месяц Октябрь. Слайд № 4
(Один ученик читает вопросы, записанные на обороте рисунка кленового листочка, остальные – отвечают на поставленные вопросы.)
-Что называется предложением?
-Какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации?
-Какое предложение называется распространенным?
-Какое предложение называется простым?
-Что является грамматической основой предложения?
3.Работа над сложным предложением.
-Прочитайте предложения молча. Слайд № 5
-Сколько предложений записано?
-Назовите грамматическую основу каждого предложения.
-Какие это предложения по наличию грамматических основ?
-Объедините эти предложения в сложное, используя союз.
(Запись предложения в тетрадях; на доске с комментированием.)
-Докажите, что записанное предложение сложное.
-Объясните знаки препинания в сложном предложении.
-Какое слово в данном предложении употребляется в переносном значении? Докажите ваше предположение.
-Приведите свои примеры словосочетаний, в которых слово «золотой» употребляется в переносном значении. А теперь- в прямом значении.
4.Работа с деформированным предложением.
в, птицы, края, улетают, теплые, осенью. Слайд № 6.1
-Составьте предложение из данных слов. Запишите. (На доске и в тетрадях.)
-Укажите вид предложения по цели высказывания и по интонации.
-Преобразуйте записанное предложение в побудительное восклицательное. Запишите его самостоятельно.
-Проверьте, правильно ли расставлены знаки препинания на доске?
Слайд № 6.2
-Что называется обращением? Как на письме выделяются обращения?
-Проверьте, нет ли ошибок в предложении, записанном вами.
-А теперь преобразуйте повествовательное предложение в вопросительное. Какие знаки препинания могу стоять в конце вопросительных предложений?
(Запись предложения на доске и в тетрадях.)
5.Физминутка для глаз. Слайд № 7
-Следите глазами за движущимися объектами на экране.
6.Словарная работа.
-Листья опали, деревья стоят голые. Пришло время Ноября. Слайд № 8
(Ученик читает пословицу, написанную на обороте рисунка с изображением тучи: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.»
-Объясните, почему в народе так говорят об осенней погоде?
-Запишите новое словарное слово: погода. Слайд № 9
-Прокомментируйте орфограмму.
-Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.
(Погода- состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха) в данном месте, в данное время.)
-Обратимся к истокам слова: первоначально значением слова «погода» было «хорошее время», «вёдро»; недаром непогодой называли ненастье. В дальнейшем это слово включило в себя и противоположный смысл.
7.Работа с текстом.
-Что такое текст?
-Прочитайте текст молча. (Текст на слайде и у каждого на парте в печатном виде.) Слайд № 10
-Самостоятельно запишите текст, вставив пропущенные буквы. Приготовьтесь объяснить орфограммы.
(Выполнение задания. Проверка.)
-К выделенным словам подберите антонимы. Слайд № 11
-К данным выделенным словам подберите синонимы. Слайд № 12
-Найдите в тексте многозначное слово. Объясните его значение.
-В каких еще значениях может употребляться это слово?
-Найдите в тексте предложение с однородными членами. Правильно ли расставлены знаки препинания при однородных членах предложения? Объясните расстановку знаков препинания.
-Что обозначает цифра 4 в конце предложения?
-Запишите это предложение. Выполните разбор предложения .
(Один ученик у доски дает характеристику предложению, находит его грамматическую основу; второй ученик устанавливает связь слов в предложении; остальные работают в тетрадях)
V.Подведение итогов. Рефлексия.
-Сегодня на уроке мы не только повторили и закрепили изученный материал, но и подготовились к предстоящей контрольной работе.
-Итак, какую работу мы выполнили сегодня на уроке? Слайд № 13
-Продолжите предложение: «Я изучал(а) и закреплял(а) этот материал, чтобы…»
VI.Домашнее задание:
Слайд № 14