СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе « Разделительный Ь и Ь – показатель мягкости».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 1. Формировать умение произносить и правильно писать слова с разделительным Ь . 2. Сравнить роль мягкого знака в словах. 3. Развивать мыслительную деятельность: умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать речь. 4. Воспитывать умение слушать других. ХОД УРОКА 1. Организация класса. На каждом уроке вы делаете маленькое открытие. С каждым днём открытий становится больше и больше. Урок у нас сегодня сказочный. А в какую сказку мы отправимся вы угадаете, послушав музыку. ( звучит фонограмма песни « Буратино») - Да главный герой этой сказки – озорной мальчишка, который не хотел учиться, но был отважным и смелым. - Кто учил Буратино писать правильно и красиво? - Верно Мальвина.Сейчас мы с вами тоже постараемся красиво написать узоры, но сначала повторим правила посадки при письме. Тетрадь с наклоном положу Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь За работу я возьмусь. Чистописание. - Какое слово у вас получилось? - Что нужно сделать, чтобы прочитать слово? - А кто знает друзей Буратино? Давайте запишем их имена. Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон - Почему слова написаны с большой буквы? - В каком слове звуков меньше, чем букв? ( Мальвина) - Почему? 2. -В слове Пьеро тоже есть Ь, значит в нём тоже звуков меньше, чем букв? ( Нет, так как е даёт два звука) - Давайте сделаем звуко – буквенный анализ этих слов Мальвина ( М а л в и н а ) – 8 б., 7зв. Пьеро ( П й э р о ) – 5б., 5зв. - Что обозначает Ь в первом слове? - Что обозначает Ь во втором слове? Актуализация знаний. - Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? « Разделительный Ь и Ь – показатель мягкости». Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. - А сейчас послушайте сказку про Ь. Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила средь них одна буква, похожая на половинку буквы «Ы», с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. «Что ты за буква?» - возмущались они. Вот эта буква «Ь». Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала и никто с ней не дружил. Жилось мягкому знаку плохо, очень плохо, очень одиноко. Как-то раз взялись буквы слова составлять. Это было их любимое занятие. Но они зашифровали слово загадкой: В реке купался, а сухим остался. (Гусь) Стали буквы составлять слово и получилось – гус. «Что-то у нас не получается?» - говорили буквы. «Звук /с/ мягкий, а у нас твёрдый». Буква «И» говорит – «Встану я и обозначу мягкость» - и быстро пристроилась в конце. Что получилось? (Гуси) - Лучше я встану, - сказала «Я». (Гуся) - У нас опять ничего не получится, ведь ты обозначаешь звук /а/ - сказали буквы. - Что делать ? – подскажите. - 3. - Иди к нам «Ь», - позвали буквы. Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конце. - Что получилось? (Гусь) Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости «Ь». Вы послушали сказку про «Ь», с которым никто не дружил, но всё же буквы без неё справиться не смогли. Упражнение для глаз. Чтоб глаза твои зоркие были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотри и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся, что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно, Ну, а дальше будь здоров! Теперь все вы отдохнули, Новая забота: Нужно сделать на отлично Классную работу. - Давайте поможем Буратино разгадать ребусы: - Какое слово лишнее? - Почему? - Что обозначает Ь в остальных словах? Когда он пишется? - Когда пишется разделительный Ь? 4. - Пока вы работали Буратино тоже выполнял задание «Засели дом». - Все ли поселились в доме разделительного Ь правильно или какое то слово он поселил по ошибке? - Значит, Буратино не понял, чем Ь – разделительный отличается от Ь – показателя мягкости. - Давайте поможем ему отличить эти 2 знака при помощи опорной таблицы. ( Составляем опорную таблицу) 5. Ь – показатель мягкости Ь – разделительный 1. Пишется на конце и в середине слова. 1. Пишется в середине. 2. После согласного. 2. После согласного. 3. Перед согласным. 3. Перед гласными Я,Ё,Е,Ю,И. Физкультминутка. Буратино потянулся Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл Ключика он не нашёл. Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать. Игра. Сейчас я буду называть слова с разделительным Ь и с Ь – показателем мягкости. Если я называю слово с разделительным Ь, то вы хлопаете в ладоши, а если с Ь – показателем мягкости, то приседаете. Скамья, лебедь, пеньки, деревья, тополь, колья, мебель, волчьи, деньки, листья, вьюга. - А пока мы с вами делали физкультминутку и играли Мальвина нам приготовила задание: - К следующим словам дописать Ь и объяснить значение слов. Мел – мель ( мелководное место в реке, водоёме) Стал – сталь ( твёрдый серебряный металл) Галка ( птица с сине-чёрным оперением) – галька ( мелкий, гладкий камень, округлой формы ) Семя (зерно) – семья ( близкие родственники) Полёт ( передвижение по воздуху) – польёт ( лить воду, полить цветы) - Изменилось ли значение слов? 6. - Какой вывод можем сделать? ( Мягкий знак меняет значение слова, важно его не пропустить. Люди должны понимать, о чём вы хотите сказать. Одна буква изменяет смысл слова.) Мягкий знак, Мягкий знак, Без него нельзя никак. Без меня не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть получим шест, Вместо есть получим ест, Станут пенками пеньки, Уголками - угольки Банька в банку превратится. Вот что может получиться Если будете забывать мягкий знак в словах писать. - Молодцы! - Ребята, давайте ещё поможем Буратино исправить ошибки. Задание 1. Хлопя снега падают на опавшие листя. Под елю спрятался зайчонок. (Взаимопроверка.) Задание 2. - Соедините линией части слов, чтобы получились целые слова. 7. Рефлексия. - Сегодня вы совершили маленькое открытие. Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые вам встретятся. - Все ли задания было легко выполнять? - За что вы можете себя похвалить?

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе « Разделительный Ь и Ь – показатель мягкости».»

Урок русского языка 2 класс ( 1 – 4 )


Тема: « Разделительный Ь и Ь – показатель мягкости».

Задачи:

1. Формировать умение произносить и правильно писать слова с разделительным Ь .

2. Сравнить роль мягкого знака в словах.

3. Развивать мыслительную деятельность: умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

4. Воспитывать умение слушать других.


ХОД УРОКА

1. Организация класса.


На каждом уроке вы делаете маленькое открытие. С каждым днём открытий становится больше и больше.

Урок у нас сегодня сказочный. А в какую сказку мы отправимся вы угадаете, послушав музыку. ( звучит фонограмма песни « Буратино»)

- Да главный герой этой сказки – озорной мальчишка, который не хотел учиться, но был отважным и смелым.

- Кто учил Буратино писать правильно и красиво?

- Верно Мальвина.Сейчас мы с вами тоже постараемся красиво написать узоры, но сначала повторим правила посадки при письме.

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.


Чистописание.




- Какое слово у вас получилось?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать слово?

- А кто знает друзей Буратино? Давайте запишем их имена.


Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон

- Почему слова написаны с большой буквы?

- В каком слове звуков меньше, чем букв? ( Мальвина)

- Почему?

2.

-В слове Пьеро тоже есть Ь, значит в нём тоже звуков меньше, чем букв?

( Нет, так как е даёт два звука)

- Давайте сделаем звуко – буквенный анализ этих слов


Мальвина ( М а л в и н а ) – 8 б., 7зв.

Пьеро ( П й э р о ) – 5б., 5зв.


- Что обозначает Ь в первом слове?

- Что обозначает Ь во втором слове?


Актуализация знаний.


- Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?


« Разделительный Ь и Ь – показатель мягкости».


Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.


- А сейчас послушайте сказку про Ь.


Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила средь них одна буква, похожая на половинку буквы «Ы», с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

«Что ты за буква?» - возмущались они.

Вот эта буква «Ь». Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала и никто с ней не дружил. Жилось мягкому знаку плохо, очень плохо, очень одиноко.

Как-то раз взялись буквы слова составлять. Это было их любимое занятие. Но они зашифровали слово загадкой:


В реке купался, а сухим остался. (Гусь)

Стали буквы составлять слово и получилось – гус.

«Что-то у нас не получается?» - говорили буквы.

«Звук /с/ мягкий, а у нас твёрдый».

Буква «И» говорит – «Встану я и обозначу мягкость» - и быстро пристроилась в конце. Что получилось? (Гуси)

- Лучше я встану, - сказала «Я». (Гуся)

- У нас опять ничего не получится, ведь ты обозначаешь звук /а/ - сказали буквы.

- Что делать ? – подскажите.

-

3.

- Иди к нам «Ь», - позвали буквы. Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конце.

- Что получилось? (Гусь)

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости «Ь».

Вы послушали сказку про «Ь», с которым никто не дружил, но всё же буквы без неё справиться не смогли.


Упражнение для глаз.


Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.


Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.


А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!


Теперь все вы отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на отлично

Классную работу.


- Давайте поможем Буратино разгадать ребусы:

- Какое слово лишнее?

- Почему?

- Что обозначает Ь в остальных словах? Когда он пишется?

- Когда пишется разделительный Ь?

4.



- Пока вы работали Буратино тоже выполнял задание «Засели дом».

- Все ли поселились в доме разделительного Ь правильно или какое то слово он поселил по ошибке?

- Значит, Буратино не понял, чем Ь – разделительный отличается от Ь – показателя мягкости.

- Давайте поможем ему отличить эти 2 знака при помощи опорной таблицы.

( Составляем опорную таблицу)

5.


Ь – показатель мягкости

Ь – разделительный

1. Пишется на конце и в середине слова.

1. Пишется в середине.

2. После согласного.

2. После согласного.

3. Перед согласным.

3. Перед гласными Я,Ё,Е,Ю,И.


Физкультминутка.


Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл

Ключика он не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.


Игра.

Сейчас я буду называть слова с разделительным Ь и с Ь – показателем мягкости. Если я называю слово с разделительным Ь, то вы хлопаете в ладоши, а если с Ь – показателем мягкости, то приседаете.


Скамья, лебедь, пеньки, деревья, тополь, колья, мебель, волчьи, деньки, листья, вьюга.

- А пока мы с вами делали физкультминутку и играли Мальвина нам приготовила задание:

- К следующим словам дописать Ь и объяснить значение слов.


Мел – мель ( мелководное место в реке, водоёме)


Стал – сталь ( твёрдый серебряный металл)


Галка ( птица с сине-чёрным оперением) – галька ( мелкий, гладкий камень, округлой формы )


Семя (зерно) – семья ( близкие родственники)


Полёт ( передвижение по воздуху) – польёт ( лить воду, полить цветы)


- Изменилось ли значение слов?


6.

- Какой вывод можем сделать? ( Мягкий знак меняет значение слова, важно его не пропустить. Люди должны понимать, о чём вы хотите сказать. Одна буква изменяет смысл слова.)


Мягкий знак,
Мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без меня не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться
Если будете забывать мягкий знак в словах писать.


- Молодцы!


- Ребята, давайте ещё поможем Буратино исправить ошибки.


Задание 1.

Хлопя снега падают на опавшие листя. Под елю спрятался зайчонок.

(Взаимопроверка.)


Задание 2.

- Соедините линией части слов, чтобы получились целые слова.


7.

Рефлексия.


- Сегодня вы совершили маленькое открытие. Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые вам встретятся.


- Все ли задания было легко выполнять?

- За что вы можете себя похвалить?



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!