СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим согласным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью урока является развитие орфографической зоркости учащихся в написании слов с изученными орфограммами.На уроке формируется  понятие о правиле проверке парных согласных, создаются  ситуации выбора разных способов проверки слов с изученными орфограммами, развивается  собственное речевое творчество учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим согласным"»


Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов с изученными орфограммами.

Задачи урока:

Предметные

  • дать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов; сравнение согласных букв в проверочном и проверяемом словах

  • создавать ситуации выбора разных способов проверки слов с изученными орфограммами,

  • развивать собственное речевое творчество уч-ся.



Метапредметные

  • Развивать интерес к учебному материалу, познавательную активность, мотивацию; умение работать со знаково-символическими средствами;

  • -овладевать логическим действием сравнения, анализа,

  • развивать интерес к исследовательской деятельности;

  • способствовать воспитанию наблюдательности, содействовать развитию интереса к уроку; способствовать воспитанию желания учиться, познавать и открывать новые знания

  • развивать коммуникативные навыки в процессе работы в парах.

  • сформировать умение применять изученные правила;



Тип урока: урок открытия  новых знаний.


1.Орг. момент. Мотивация на учебную деятельность

Вот и начался урок

Ты уже готов, дружок?

Книга, ручка и тетрадь-

Все уже должно лежать.

Мы друг другу улыбнемся

И работаю займемся

Каждый хочет получать

За урок отметку пять.

У: Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.


У: Прежде чем начать наш урок, я прошу вас по рисункам узнать пословицу.

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).


Учитель: Почему на уроке вспомнили эту пословицу?

( Потому что любое дело требует усилий).


Учитель: Как это относится к нам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия, тогда все получится).


Учитель: Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.


Поэтому девиз нашего урока: «Всё разведать, всё узнать. Лёгких тропок не искать» на доске!



  1. Актуализация комплекса  знаний и способов деятельности.

А) Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

«Отыскал я на реге прорупь, сунул туда хвозд, сител и приговаривал: лофись, рыпка и мала и велига».

У: -Ребята, я сегодня получила СМС, но никак не смогла его прочитать. Попробуйте вы, может у вас получится? ( на парте лежит текст СМС, на доске тоже текст, но пока дети работают, текст закрыт)

Постановка проблемы:

Работа в парах:

-Работаем парами, дружно. -Прочитайте, что у вас получилось. (дети читают текст СМС)

- Как вы думаете, а кто это написал? (волк) Откуда он? (из русской народной сказки «Лиса и волк», «Лисичка-сестричка и серый волк») Какой оказался волк? (доверчивый) А кому можно доверять? (только очень близким людям)

-Вернёмся к нашей СМС. Что вы делали, чтобы расшифровать эту запись?(исправляли ошибки)

На доске появляется запись текста СМС.

-Что же здесь напутал волк? (перепутал парные согласные) - Какие парные согласные он написал неправильно только из-за своей невнимательности? - Почему? (они как слышатся, так и пишутся, т. е. стоят в сильной позиции) - Дети называют, а учитель исправляет на доске. - А в каких словах парный согласный является опасным местом? (где произношение не совпадает с написанием). Где стоят эти согласные? ( в конце слова и перед другим согласным, в корне) - Как выделим опасное место в словах? (точкой)

-Спишите текст СМС без ошибок.

Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Чем мы сегодня продолжим заниматься?  (Правописание слов с парной согласной на конце слова и перед другим согласным).

-Какие цели поставите перед собой? 

1.учиться находить слова с парной согласной в слабой позиции на конце и в середине слова;

2.правильно писать эти слова;;

3.подбирать проверочные слова

(учитель читает стих-е)

Часто хитрые подружки

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую-

Эту букв иль другую?

С толку сбить хотят ребят,

Но у нас не детский сад!

Мы решим проблему эту

И расскажем всему свету.

Предстоит сегодня нам всё расставить по местам.

- Что это за подружки, про которых мы должны вспомнить? (парные звонкие и глухие согласные)

У: В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь ….(6)

Верхний ряд всегда -……(звенит) учитель показывает звон колокольчика…

Нижний - …….(тихо говорит). учитель прикладывает палец к губам

2. Минутка чистописания.

-Вот теперь вы знаете, чем мы будем заниматься на чистописании

(Пальчиковая гимнастика. Мама, мама – это ты…….)

-Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.

- Как будем писать? (писать будем красиво)

( Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ )

3.Изучение нового материала.

1. Работа со словами. Повторение и введение в тему урока.

з…ма горо… сне..ком пушыстым зав..лила (Слово - пушистый пишу с ошибкой)

- Что видите? Что предложите? (вставьте буквы – по одному у доски) Спишите и вставьте нужные буквы. - Что скажите про буквы, которые вставили? На какие группы их можно разделить? (1- безуд. Гл.-проверяемая, 2- парный согл) Как проверяли? (изменяли слово)

Давайте подберём к слову СНЕЖОК однокоренные слова. Что должны вспомнить? Какие слова мы называем однокоренными?

СНЕЖКОМ - СНЕГ, СНЕЖНЫЙ, СНЕЖКИ, СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК, СНЕЖОК (Не однокоренное, а форма одного и того же слова)

Как показать, что эти слова однокоренные? (выделить корень)

Что заметили в корне? (чередование Ж –Г)

-Теперь понаблюдайте, в каких словах эти звуки стоят в слабой позиции? Как обозначим? (точкой) Как мы назовём такие слова? (проверяемые)

-А где эти же звуки стоят в сильной позиции? Определите почему? (потому что после них стоит гласный или н) А что вы знаете про звук Н? (всегда звонкий, а он делает согласный, который перед ним стоит тоже звонким) А какие ещё всегда звонкие согласные вы знаете?

-Как мы назовём такие слова? (проверочные)

- Давайте попробуем сделать вывод и составить схему проверки парного согласного.

Дети формулируют правило и вместе с учителем составляют схему:

Согл. глас.

согл ?

согл. Н, Л, М, Р, Й



- Давайте сравним с правилом в учебнике.

4. Физкультминутка.

Не боимся мы пороши, ловим снег- хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай-ка выше ногу, проложи другим дорогу.
Мы теперь метатели, бьем по неприятелю.
Размахнись рукой- бросок! Прямо в цель летит снежок.

5. Словарная работа.

Вернитесь к нашим словам. На какое слово нужно обратить внимание? (город) Почему?

- Чем же мы сейчас займёмся? (словарной работой)

-Я вам загадываю загадки, а вы записываете отгадки.



1.Станки, машины делают тут.

А тех, кто здесь работает рабочими зовут. (завод)



2. Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)

 

3. То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)  



4. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)



 5.Кто это мастер на стёкла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?(мороз)

-Чем связаны все эти слова? (в них есть парный согласный в слабой позиции) Где он стоит?

-Давайте проверим, какой согласный вы написали в конце слова с помощью карточек.

- Как проверим? (подберём проверочные слова)

(дети показывают нужную букву и объясняют её написание)

- А почему эти слова называют словарными? (в них есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить)

-Куда обратимся за помощью? (орфографический словарь) Проверь слова по словарю.

6. Работа с предложением. Развитие речи.

- Вернёмся к словам. Что ещё предложите сделать со словами? (составить предложение)

- Составьте и запишите предложение из этих слов. (один у доски)

- Зачитайте, что у вас получилось?

-Что ещё предложите? (разбор предложения по членам предложения)

-1 ученик разбирает предложение у доски.

7 Работа в учебнике.

Упр. 35 стр 23

-Прочитайте образец.

- Что скажите про 1 слово в образце, а второе? (первое проверочное, т. к после согласного стоит гласная, а второе проверяемое, т. к.согласный на конце слова стоит в слабой позиции)

- Выполните задание по образцу.

Проверка задания, выполненного у доски.

-Проверка. Прочитайте только проверяемые слова. Назови согласный на конце.

8.Самостоятельная работа. Тест. Проверка в парах.

- А теперь вы проверите свои знания. Работать будете самостоятельно. Перед вами тест. Выполнив его, обменяйтесь с соседом тестами и проверьте друг друга.

Тест.

  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,

2.Подчеркни слова с парной согласной в слабой позиции.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3.Вставь букву:
Обе..,   кни..ка,   берё..ка,  носоро…

4. В каких случаях проверка сделана верно?

       Сторож – сторожка

       Ловкий – ловко

       Сладкий – сладость

       Дуб – дубки

       Резкий - резок

 9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.  

- Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке.

- Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали.

- Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?

— Достигли ли мы этих целей?— Что нам помогло? (Схема, правило)

- Вспомните правила проверки написания парной согласной на конце слова и в середине.


Рефлексия


— Молодцы! А теперь оценим нашу работу на уроке.

(на столе з цветка - красный, жёлтый, синий)

Подарите красный цветок самому активному, кто больше всего давал сегодня точных ответов.

- Желтый тому – кто тоже хорошо работал, но иногда допускал ошибки.

- Синий тому, кто сегодня был самым скромным. То что ему не удалось сегодня, обязательно удастся на следующем уроке.)

Вспомните нашу пословицу.

Д/З с.23 № 36 , с 22 уч. правило.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!