Урок русского языка в 9 классе.
Урок разработан к учебнику «Русский язык 9 класс» Л.М. Рыбченковой, М. «Просвещение»,2014.
Разработала: учитель русского языка и литературы Заглядова Т.В.
Тема: «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи».
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок русского языка. Мы с вами находимся у черты, на пороге, на финишной прямой и впереди у нас что? –Экзамены. Значит работать будем как? –Активно и продуктивно. Кстати, какое средство выразительности я использовала в своей речи?- Фразеологизмы.
Начнём наш урок с упражнения на орфографический минимум. Выполняя такого рода упражнения, что мы повторяем или тренируем? -Правила правописания или орфографии. Работать будем по цепочке, комментируя свои записи. (стр. 142 упр. Орфографический минимум).
Сначала запишем дату в тетрадях.
Над чем мы работали, выполняя это упражнение?- Повторяли….
Введение в новую тему.
Посмотрите на доску. Что вы видите?(схемы со стр. 142-143)
Сравните их. Что значит- сравните?- Найти общее и различия.
Какую информацию они несут?- В зависимости от союзов или их отсутствия, мы можем назвать виды связи в этих предложениях: сочинительную, подчинительную, бессоюзную.
Выход на тему урока и задачи урока.
В наших предложениях, представленных схемами, виды связи сочетаются. Как тогда будет звучать тема нашего урока? -Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Запишем тему урока.
Какие задачи поставим перед собой? (На доске три слова: узнать, научиться, повторить)
Учащиеся формулируют задачи урока:
Узнать, какие варианты видов связи возможны в сложных предложениях.
Научиться определять виды связи в сложных предложениях.
(третью задачу называет учитель) Повторить н и нн в суффиксах прилагательных. (вопрос №4 тестовых заданий ОГЭ).
Объяснение нового материала.
Обратимся ещё раз к схемам сложных предложений и назовём 4 возможных варианта видов связей в сложных предложениях:
сочинительная и подчинительная;
сочинительная и бессоюзная;
подчинительная и бессоюзная;
Сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
А теперь проверим себя по учебнику и наполним наши схемы содержанием.(стр. 142-143)
Читаем информацию с «!» . Правы мы были?- Да.
Просмотрите предложения, соответствующие схемам.
Вспомним , какая была первая задача нашего урока?.........
Справились мы с ней?- Да.
Закрепление изученного материала.
Теперь отработаем новый материал, перейдём к задаче урока №2.
Упражнение №205 стр. 143.
Задание: проанализируйте предложения, объясните расстановку знаков препинания, назовите виды связи. (Первое предложение разбираем вместе, над следующим ребята работают самостоятельно, в парах; затем обсуждаем полученный результат, схему выносим на доску.)
Для чего мы выполняли это упражнение?- Чтобы научиться …….
Выполнили мы вторую задачу урока?- Да.
Подготовка к ОГЭ.
Ребята, тема нашего урока совпадает с каким номером из тестовых заданий ОГЭ?- с № 14.
Давайте потренируемся в выполнении этого задания. Перед вами лежат тексты. (см. приложение)
Задание 1: среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Объясните свой выбор. (Предложение №1)
Задание 2: среди предложений 11-19 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Объясните свой выбор. (Предложение №16)
Ребята, с какой целью мы выполняли эти задания?-………………
Кто помнит третью задачу нашего урока?-………………………….
Повторение н и нн в суффиксах прилагательных.
На доске: таблица употребления н и нн в суффиксах прилагательных.
н | нн |
ан ян ин Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. Запомни! Юный Зелёный Свиной Пряный Рьяный | онн енн основа на н+ суффикс н Исключение: ветреный Но! безветренный |
Диктант.
Лиственный лес, кожаные изделия, лебединая стая, песчаная равнина, серебряное кольцо, революционный клич, каменное здание, юный герой, ветреный день, гуманное отношение, свиной рулет, мышиный писк, глиняная посуда.
Какому номеру тестового задания ОГЭ соответствует проделанное упражнение? -№3. Для чего мы его выполняли?-………
Подведение итогов .
Итак, тема сегодняшнего урока?
Задачи?
Как справились?
Что отработать?
Оценки за урок.
Домашнее задание: стр. 143 №206 предложения1-4 (задания в учебнике); Гущин « Решу ОГЭ 3 варианта вопрос №14».
Приложение.
(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» — и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», — ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.
(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.
(8)А вот совсем другое дело — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это — счастье. (14)Это — кино.
(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча — и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.
(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.
(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, — притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, — правда. (27)Театр — для взрослых, кино — для детей.
(По Т. Толстой) *