научить отличать бессоюзные сложные предложения от других сложных предложений; устанавливать смысловые отношения;
развить умения находить бессоюзные сложные предложения в тексте, создавать собственный текст;
научить оценивать собственную деятельность, сотрудничать со сверстниками и учителем.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку; напоминает правила работы в группе, правила участия в диалоге (см. памятки)); знакомит с листом самооценки | Сообщают о готовности к уроку; слушают учителя, задают вопросы о правилах работы в группе, выбирают руководителя | Р. Планируют собственную деятельность К. Планируют сотрудничество с учителем и сверстниками Л.Готовы к выполнению учебных задач |
2 | Целеполагание и мотивация | Задаёт проблемныйвопрос: какие знаки препинания вы расставите в данном предложении? Молодёжь ушла в клубе стало скучно.(на доске) - Докажите своё мнение. Прочитайте интонационно правильно. - Определите тему урока, цель, задачи. С какой целью мы изучаем данную тему? Где нам пригодятся эти знания? Какие трудности вы испытываете при изучении данной темы? Какие предлагаете решения для преодоления трудностей? Обобщает, дополняет ответы учащихся. Создаёт эмоциональный настрой: сообщает эпиграф урока: « Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (Мигель де Сервантес), просит объяснить значение, роль данного выражения на уроке. Даёт творческое задание: составить словарик к понятию «красота» (с целью расширения понятия), озвучить в конце урока. | Отвечают на вопрос: «Можно поставить запятую, точку с запятой, тире, двоеточие». Обсуждают в группе. Доказывают своё мнение. Читают выразительно. Называют тему урока, цель, задачи. Предлагают способы решения проблем (план действий). – Решение 1-й задачи Читают эпиграф, высказывают собственное понимание, участвуют в диалоге с учителем Записывают в тетрадь тему урока, эпиграф. Читают по Словарю Ожегова: «Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение», объясняют значение выделенных слов. | П. Анализируют, делают выводы, строят логически обоснованные рассуждения. Извлекают информацию из Словаря. Р.Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач Планируют необходимые действия. К. Учатся вести диалог: излагают своё мнение, аргументируя его; учатся понимать и принимать позицию другого (сверстника, учителя). Л. Осваивают новые социальные роли и правила. |
3 | Актуализация знаний и фиксация затруднений | Проводит фронтальный опрос: - Каков алгоритм действия при определении типа сложного предложения? - Какие предложения называются бессоюзными сложными? (БСП) - Какие знаки препинания ставятся в БСП? – В каких случаях ставится запятая? Точка с запятой? К каким союзным предложениям они близки? - В каких случаях ставится двоеточие? тире? (Примеры даны учителем, схемы составляют учащиеся – Приложение 1) - Заполните 1-ю графу Листа самооценки: за каждый правильный ответ с обоснованием – 1балл, за каждую правильно составленную схему – 1 балл. - Какие вы испытываете затруднения при изучении данной темы? | Работают индивидуально: отвечают на вопросы, зачитывают примеры, составляют схемы, анализируют. Учатся читать выразительно, соблюдая нужную интонацию: перечислительную, понижение голоса, интонация пояснения, соблюдая нужные паузы. Решение 2-й задачи. Заполняют Лист самооценки. Рассуждают. Определяют трудности. | П. Находят достоверную информацию (примеры, схемы, пояснения – на карточках). Осуществляют смысловое чтение. Сравнивают объекты по заданным критериям. Анализируют, доказывая, делая выводы. Р. Выдвигают версии. Учатся рассуждать по плану. К. Излагают своё мнение, аргументируя его. Учатся работать в диалоге. Л. Осознают свои цели. |
4 | Операциональ-ный | Закрепление изученного. Организует практическую работу №1 (Приложение 2): спишите текст, расставляя знаки препинания, устанавливая смысловые отношения; составьте схему предложения. Подготовьтесь читать выразительно. Ответьте на вопрос: «Можем ли мы, воспринимая на слух, узнать БСП? Если можем, то что помогает нам это сделать?» (Интонация. Пауза) Организует проверку. Заполните 2-ю графу Листа самооценки: за правильно расставленные знаки препинания – 1 балл, за схему – 1 балл, выразительное чтение в группе – 1 балл - О какой красоте идёт речь в данных предложениях? Записывает на доске: Вечер, небеса, звёзды, я, лес, листок травинка, мшинка, солнце, деревья, дождь, воздух, вода, ручьи, камешек. - Какие средства выразительности использовали мастера слова в данных зарисовках? Обобщает словами И.С.Тургенева: «Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия». | Работают индивидуально: списывают текст в тетрадь, составляют схему, обсуждают в группе; читают выразительно (в группе). Один ученик от группы читает выразительно, даёт полный ответ на поставленные учителем вопросы. Слушают ответ одноклассника, исправляют ошибки, дополняют. Заполняют 2-ю графу Листа самооценки. Отвечают на вопрос. Находят метафоры, олицетворения, эпитеты | П. Владеют смысловым чтением. Анализируют. Делают выводы. Представляют информацию в виде схемы. Р. Выдвигают версии. Работают по плану. Исправляют ошибки. К. Излагают своё мнение в монологе, диалоге. Организуют работу в группе, вырабатывая решение. Осознанно используют речевые средства. Л. Адекватно выражают свои эмоции. Осознают целостность мира. Вырабатывают свою мировоззренческую позицию. |
| | Проводит слуховой диктант: Определите, какие знаки препинания нужно поставить в БСП, заполните табличку 1.Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре. 2. Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. 3. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. 4. Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь. 5. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо. Организует проверку. Заполните 3-ю графу Листа самооценки: за каждый правильный ответ – 1 балл, - Какие слова, соотносимые со словом «красота» вы услышали в этих предложениях? Записывает на доске | Слушают предложения, заполняют таблицу (Приложение 3) Работают индивидуально. Заполняют 3-ю графу Листа самооценки. Учатся слушать. Называют: заря, вишня, слива, рожь, песня | П. Представляют информацию в таблице. Р. Выдвигают версии. К. Излагают своё мнение в монологе, диалоге. Л. Осознают свои эмоции. |
| | Организует практическую работу №2 (Приложение 4). Замените союзные предложения бессоюзными, определите смысловые отношения в БСП, расставьте знаки препинания. 1.Пустился я в большой свет, и скоро общество мне надоело. 2.Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто. 3.Я видел, что ни слава, ни счастье от них (наук) не зависят нисколько. 4.Его (Печорина) слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека. Организует коллективную проверку. Заполните 4-ю графу Листа самооценки: за каждый правильный ответ – 1 балл. Побуждает к высказыванию мнения: - Чьи это слова (автор, произведение, герои)? - Имеют ли оно отношение к лексике нашего урока (к понятию «красота»)? – побуждает к дискуссии. | Читают, анализируют, записывают в тетрадь. Высказывают свои предположения в группе, объясняют свой выбор. Озвучивают. Запятая (последовательность) Тире (противопоставление) Двоеточие (2-е предложение дополняет 1-е) Двоеточие (2-е предложение указывает на причину) Осуществляют самопроверку. Заполняют 4-ю графу Листа самооценки. Отвечают на вопрос учителя: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», размышления Печорина, Максим Максимыча. Высказывают своё мнение (красота – некрасота душевного состояния человека, его чувств) | П. Анализируют, делают выводы, строят логически обоснованные рассуждения. Владеют смысловым чтением. Р. Осуществляют контроль собственной деятельности. Осознанно и правильно строят речевое высказывание. К. Работают в группе, вырабатывая решение. Излагают своё мнение в диалоге, дискуссии. Понимают позицию сверстника, учителя. Л. Понимают эмоциональное состояние других людей. Осознают многообразие взглядов на мир. Учатся справляться с эгоизмом. |
| | Организует самостоятельную работу (Приложение 5) Задание 1 - Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, укажите номер, составьте схемы: 1.Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. 2.Настанет вечер: загорятся в небе звёзды. 3.Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает. 4.Я подошёл к окну – снегопад был в полном великолепии. Задание 2 - Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи. Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит. Задание 3 - Допишите, образуя БСП: 1.Я взглянул на небо … (следствие). 2.Нас охватило чувство страха … (причина). 3.Раздался удар грома … (быстрая смена событий). Организует самопроверку. Заполните 5-ю графу Листа самооценки: за каждый правильный ответ – 1 балл. - Назовите слова, соотносимые с понятием «красота». | Решение 3-й задачи. Читают предложения, анализируют, сравнивают. Делают выбор, объясняют его схематично. 2. (время) – ( ). 4. ( ) : (дополнение). Конструируют предложения, расставляют знаки препинания. Когда наступает время грибной охоты, лес зовёт и манит. Наступает время грибной охоты, и трудно усидеть дома. Трудно усидеть дома: лес зовёт и манит. Пишут предложения Я взглянул на небо – стало страшно. Нас охватило чувство страха: приближалась гроза. Раздался удар грома – сверкнула молния. Осуществляют самооценку. Заполняют 5-ю графу Листа самооценки. Называют: эхо, вечер, снегопад, молния. | П. Анализируют, строят логически обоснованное рассуждение. Представляют информацию в виде схемы. Р. Находят и исправляют ошибки – контроль, коррекция. Осознают уровень усвоения материала. К. Излагают своё мнение в монологе, аргументируя его. Строят сотрудничество с учителем. Л. Осознают свои позиции. |
| | Организует практическую работу №3 (Приложение 6) - устно. - Прочитайте выразительно тексты Н. Сладкова, И.С.Тургенева, О.Гончара, М.Лермонтова, проанализируйте роль БСП в данных текстах. - Можно ли сказать, что они о красоте? Заполните 6-ю графу Листа самооценки: за выразительное чтение в группе – 1 балл, определение роли БСП в тексте – 1 балл, своё впечатление – 1 балл Подводит обучающихся к выводу. - Сделайте вывод: в какой речи чаще всего употребляются БСП? Какова их роль? (в устной речи – пословицы, поговорки, афоризмы; в письменной речи – в поэзии, прозе). - С текстами каких авторов мы сегодня работали? (связь с литературой) | Слушают, высказывают свои предположения в группе. Выразительно читают текст. Высказывают своё мнение. Делятся впечатлениями. В тексте Н.Сладкова БСП придают динамичность, эмоциональность, выразительность; в текстах О.Гончара и И.С.Тургенева – перечисление того, что они видят; смена впечатлений (этим объясняется постановка запятых и точки с запятой); у Лермонтова герой обнажает душу, выражая, прежде всего, чувство боли – БСП придают тексту динамичность, сжатость, накал чувств. Заполняют 6-ю графу Листа самооценки. | П. Владеют смысловым чтением. Представляют информацию в виде монологической речи. Сравнивают объекты по заданным критериям. Р. Выдвигают версии. Формулируют выводы наблюдений. К. Излагают своё мнение в диалоге, монологе, аргументируя его. Понимают позицию другого – ведут диалог с автором текста. Л. Понимают эмоциональное состояние других людей. Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него. |
4 | Рефлексивно – оценочный этап | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Соотнесите цели и задачи урока с нашей деятельностью. Удалось ли нам реализовать их? Каким образом (что мы делали на уроке)? Где вы можете применить данные знания? - Подсчитайте количество набранных баллов, поставьте себе оценку: от 28 до 33 баллов – «5» от 22 до 27 баллов – «4» от 16 до 21 балла – «3» Учитель также поставит оценку за работу на уроке, умение выражать свои мысли, правильно строить свои предложения, аргументировать. - Заполните 7-ю графу Листа самооценки. Даёт оценку деятельности обучающихся на уроке. - На уроке мы много говорили о красоте. Что же включает в себя это понятие? Давайте вернёмся к эпиграфу, а также вспомним слова Ф.М.Достоевского «Красота спасёт мир». - Может ли красота что-то изменить в жизни? Эмоциональное слово учителя: «Сегодня мы говорили о красоте, красоте природы, красоте человеческих чувств. Красив тот человек, кто бережёт природу, кто добр и трудолюбив. Огромен мир вокруг нас! Настроим наше зрение и слух на доброту и красоту, научимся видеть прекрасное рядом с собой – и мир улыбнётся нам». | Формулируют конечный результат своей деятельности. Решение 5-й задачи. Осуществляют самооценку своей деятельности. Называют основные позиции материала урока и как они их усвоили. Формулируют конечный результат работы на уроке. Заполняют 7-ю графу Листа самооценки. Высказывают своё мнение. | П. Анализируют, строят логически обоснованные рассуждения. Р. Выбирают средства достижения цели индивидуально и в группе. К. Самостоятельно вырабатывают решения, работая в группе. Корректируют своё мнение. Л. Аргументированно оценивают свои действия. Осознают свои цели. Проявляют себя гражданином России в добрых словах и делах. |
5 | Домашнее задание | Нацеливает на творческое выполнение домашнего задания: выполните на выбор: 1. Вспомните и запишите (выпишите из учебника, Интернета) 10 пословиц – бессоюзных сложных предложений (1-й уровень сложности). 2.Выпишите из художественного текста фрагмент с БСП: И.С.Тургенев «Бежин луг» - описание раннего утра или М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - Печорин скачет на лошади, пытаясь догнать Веру (2-й уровень сложности). 3.Создайте свой текст, используя сложные предложения, по одной из тем (Прилож. 7) (3-й уровень сложности) | Применяют знания практически. Учатся делать выбор. Учатся работать самостоятельно. Решение 4-й задачи. | П. Создавать модель объекта по аналогии. Р. Работать самостоятельно. Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации. К. Создавать письменный текст для решения задачи общения с педагогом. Л. Осваивать новую социальную роль. |
Использованы сокращения УУД: П. – познавательные, Р. – регулятивные, К. – коммуникативные, Л. - личностные