СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" (презентация, технологоическая карта, приложения)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием ИКТ на закрепление и обобщение изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Приложения БСП Слайды»

Русский язык. 9 класс

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного»

Цель урока: формирование умений находить БСП в тексте, правильно ставить знаки препинания; формирование способности к самооценке

Задачи урока: обобщить, систематизировать и закрепить умения находить бессоюзные сложные предложения в тексте, правила постановки знаков препинания в них;

развивать речевые навыки, аналитическое мышление; развивать навык самостоятельной и индивидуальной работы;

воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, потребность правильно оценивать собственную деятельность; развивать способность видеть, чувствовать, понимать красоту мира; осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте.



Эпиграф урока:

« Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца»

Мигель де Сервантес



































Раздаточный материал, приложения

к уроку русского языка в 9 классе

«Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного»



КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  6. Если никто не может  начать говорить, начинайте по часовой стрелке от руководителя.

  7. Руководителем выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

  8. Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.





КАК ВЕСТИ ДИСКУССИЮ

  1. Четко определите собственную позицию. Не отходите от темы дискуссии.

  2. Изложите свои основные идеи и аргументы. Опирайтесь на факты.

  3. Не искажайте в споре доводы, высказывания оппонентов. Не говорите «вы не правы». А только  - «я с вами не согласен»

  4. Излагайте свое мнение спокойно и логично.

  5. Не бойтесь признать ошибочность своей точки зрения, если другая сторона оказалась более убедительной.



Лист самооценки

9 класс

Фронт.

опрос

(теория,

схемы)

Практ. работа № 1

Слуховой

диктант

Практ.

работа

№ 2

Самост.

работа

Практ.

работа

№ 3

Кол - во

баллов

Оценка

Оценка учителя

Фамилия

Имя



макс.7б

макс.3б

макс.5б

макс.7б

макс.12б

макс.3б

макс.33б







Приложение 1

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Небо очистилось, замелькали звёзды, становилось уже светло.



Вечерело; в зеленоватом небе, чисто выметенном ветром, вымытом дождями, таяло, не грея, утомлённое солнце осени.



Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.



Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.



Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Зима недаром злится: прошла её пора.



Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.



Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.



Тире в бессоюзном сложном предложении.

Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.



Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.



Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно.



Я вас любил – меня вы не любили.



Грянул гром – по дебрям влажным эхо засмеялось.



Жизнь без радости – день без солнышка.

Приложение 2

1 группа

Вчерашний вечер помню живо

Синели глубью небеса

Лист трепетал красноречиво

Глядели звёзды нам в глаза.

А.А.Фет


2 группа

Я долго стоял неподвижно

В далёкие звёзды глядясь

Меж звёздами теми и мною

Какая – то связь родилась.

А.А.Фет



3 группа

Лес весь сверкал, переливался разноцветными весёлыми звёздочками каждый листок, каждая травинка и мшинка блестела, улыбалась капельными глазками солнце ещё только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя.

В.Бианки

4 группа

Прозрачен и чист осенью воздух прозрачна вода в лесных ручьях каждый виден на дне камешек.

Соколов - Микитов



Приложение 3

Слуховой диктант: таблица

1

2

3

4

5








Приложение 4

Практическая работа № 2

  1. Пустился я в большой свет, и скоро общество мне надоело.

  2. Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто.

  3. Я видел, что ни слава, ни счастье от них (наук) не зависят нисколько.

  4. Его (Печорина) слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцати пятилетнего человека.



Приложение 5

Самостоятельная работа

К заданию 1.

  1. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось.

  2. Настанет вечер – загорятся в небе звёзды.

  3. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает.

  4. Я подошёл к окну – снегопад был в полном великолепии.

К заданию 2.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.

К заданию 3.

  1. Я взглянул на небо …(следствие).

  2. Нас охватило чувство страха … (причина).

  3. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

Приложение 6

Практическая работа №3

Текст № 1

Волчье лыко



До того ягоды хороши – сами в рот так и просятся! Но об этом даже и думать нельзя: ягоды ядовиты! У всех красных ягод – земляники, малины, брусники – красный цвет, как яркий фантик на вкусной конфетке: съешьте нас! А у этих как стоп – сигнал: не пробуйте, не прикасайтесь! Мы волчьи ягоды с ядовитого волчьего лыка!

Н.Сладков



Текст № 2

Пришла осень. Желтые листья падали с деревьев и усеяли берега; зелень полиняла; Река приняла свинцовый цвет; небо было постоянно серо; дул холодный ветер с мелким дождем. Берега и реки опустели: не слышно было ни веселых песен, ни смеху, ни звонких голосов по берегам: лодки и барки перестали сновать взад и вперед. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве; только галки и вороны криком наводили уныние на душу.

О.Гончар



Текст № 3

«Да! Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве; я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать…»

М.Лермонтов



Текст № 4

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

И.С. Тургенев



Цитаты, афоризмы, высказывания о красоте

Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца.

Мигель де Сервантес

Матушка – Природа – сад, а люди в нём цветы. Не сбережёшь её – не будешь жив и ты.

Борис Заходер

Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чувства Прекрасного.

Рабиндранат Тагор

Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.

Фридрих Ницше

В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

Константин Паустовский

Красота спасёт мир.

Ф.М.Достоевский

Красота душу лечит.

С.Никитин

Имеющий в руках цветы не может быть жестоким.

Вл. Солоухин















































Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 9

Базовый учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного»

Цель урока: сформировать умение находить БСП в тексте, научить правильно ставить знаки препинания

Задачи урока: научить определять цели, задачи урока, планировать собственную деятельность;

актуализировать знания по теме;

научить отличать бессоюзные сложные предложения от других сложных предложений; устанавливать смысловые отношения;

развить умения находить бессоюзные сложные предложения в тексте, создавать собственный текст;

научить оценивать собственную деятельность, сотрудничать со сверстниками и учителем.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний

Межпредметные связи: литература

Оборудование: раздаточный материал, Словарь Ожегова, лист самооценки







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку; напоминает правила работы в группе, правила участия в диалоге (см. памятки)); знакомит с листом самооценки

Сообщают о готовности к уроку; слушают учителя, задают вопросы о правилах работы в группе, выбирают руководителя

Р. Планируют собственную деятельность К. Планируют сотрудничество с учителем и сверстниками Л.Готовы к выполнению учебных задач

2

Целеполагание и мотивация

Задаёт проблемныйвопрос: какие знаки препинания вы расставите в данном предложении?

Молодёжь ушла в клубе стало скучно.(на доске)

- Докажите своё мнение. Прочитайте интонационно правильно.

- Определите тему урока, цель, задачи. С какой целью мы изучаем данную тему? Где нам пригодятся эти знания?

Какие трудности вы испытываете при изучении данной темы? Какие предлагаете решения для преодоления трудностей?

Обобщает, дополняет ответы учащихся. Создаёт эмоциональный настрой: сообщает эпиграф урока: « Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (Мигель де Сервантес), просит объяснить значение, роль данного выражения на уроке. Даёт творческое задание: составить словарик к понятию «красота» (с целью расширения понятия), озвучить в конце урока.

Отвечают на вопрос: «Можно поставить запятую, точку с запятой, тире, двоеточие». Обсуждают в группе.

Доказывают своё мнение.

Читают выразительно.


Называют тему урока, цель, задачи.

Предлагают способы решения проблем (план действий). – Решение 1-й задачи





Читают эпиграф, высказывают собственное понимание, участвуют в диалоге с учителем

Записывают в тетрадь тему урока, эпиграф.

Читают по Словарю Ожегова: «Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение», объясняют значение выделенных слов.

П. Анализируют, делают выводы, строят логически обоснованные рассуждения. Извлекают информацию из Словаря.

Р.Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач Планируют необходимые действия.

К. Учатся вести диалог: излагают своё мнение, аргументируя его; учатся понимать и принимать позицию другого (сверстника, учителя).

Л. Осваивают новые социальные роли и правила.

3

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Проводит фронтальный опрос:

- Каков алгоритм действия при определении типа сложного предложения?

- Какие предложения называются бессоюзными сложными? (БСП)

- Какие знаки препинания ставятся в БСП? – В каких случаях ставится запятая? Точка с запятой? К каким союзным предложениям они близки?

- В каких случаях ставится двоеточие? тире?

(Примеры даны учителем, схемы составляют учащиеся – Приложение 1)

- Заполните 1-ю графу Листа самооценки: за каждый правильный ответ с обоснованием – 1балл, за каждую правильно составленную схему – 1 балл.

- Какие вы испытываете затруднения при изучении данной темы?


Работают индивидуально:

отвечают на вопросы, зачитывают примеры, составляют схемы, анализируют.

Учатся читать выразительно, соблюдая нужную интонацию: перечислительную, понижение голоса, интонация пояснения, соблюдая нужные паузы.

Решение 2-й задачи.


Заполняют Лист самооценки.




Рассуждают. Определяют трудности.


П. Находят достоверную информацию (примеры, схемы, пояснения – на карточках). Осуществляют смысловое чтение. Сравнивают объекты по заданным критериям. Анализируют, доказывая, делая выводы.

Р. Выдвигают версии. Учатся рассуждать по плану.

К. Излагают своё мнение, аргументируя его. Учатся работать в диалоге.

Л. Осознают свои цели.

4

Операциональ-ный

Закрепление изученного.

Организует практическую работу №1 (Приложение 2): спишите текст, расставляя знаки препинания, устанавливая смысловые отношения; составьте схему предложения. Подготовьтесь читать выразительно. Ответьте на вопрос: «Можем ли мы, воспринимая на слух, узнать БСП? Если можем, то что помогает нам это сделать?» (Интонация. Пауза)

Организует проверку. Заполните 2-ю графу Листа самооценки: за правильно расставленные знаки препинания – 1 балл, за схему – 1 балл, выразительное чтение в группе – 1 балл

- О какой красоте идёт речь в данных предложениях? Записывает на доске:

Вечер, небеса, звёзды, я, лес, листок травинка, мшинка, солнце, деревья, дождь, воздух, вода, ручьи, камешек.

- Какие средства выразительности использовали мастера слова в данных зарисовках?

Обобщает словами И.С.Тургенева: «Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия».

Работают индивидуально: списывают текст в тетрадь, составляют схему, обсуждают в группе; читают выразительно (в группе).

Один ученик от группы читает выразительно, даёт полный ответ на поставленные учителем вопросы.

Слушают ответ одноклассника, исправляют ошибки, дополняют.


Заполняют 2-ю графу Листа самооценки.




Отвечают на вопрос.





Находят метафоры, олицетворения, эпитеты






П. Владеют смысловым чтением. Анализируют. Делают выводы. Представляют информацию в виде схемы.

Р. Выдвигают версии. Работают по плану. Исправляют ошибки.

К. Излагают своё мнение в монологе, диалоге. Организуют работу в группе, вырабатывая решение. Осознанно используют речевые средства.

Л. Адекватно выражают свои эмоции. Осознают целостность мира. Вырабатывают свою мировоззренческую позицию.



Проводит слуховой диктант:

Определите, какие знаки препинания нужно поставить в БСП, заполните табличку

1.Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре.

2. Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

3. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.

4. Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь.

5. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо.

Организует проверку. Заполните 3-ю графу Листа самооценки: за каждый правильный ответ – 1 балл,

- Какие слова, соотносимые со словом «красота» вы услышали в этих предложениях?

Записывает на доске

Слушают предложения, заполняют таблицу (Приложение 3)


1

2

3

4

5

:

_

:

,

_








Работают индивидуально.


Заполняют 3-ю графу Листа самооценки.


Учатся слушать. Называют: заря, вишня, слива, рожь, песня


П. Представляют информацию в таблице.

Р. Выдвигают версии.

К. Излагают своё мнение в монологе, диалоге.

Л. Осознают свои эмоции.




Организует практическую работу №2 (Приложение 4). Замените союзные предложения бессоюзными, определите смысловые отношения в БСП, расставьте знаки препинания.

1.Пустился я в большой свет, и скоро общество мне надоело.

2.Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто.

3.Я видел, что ни слава, ни счастье от них (наук) не зависят нисколько.

4.Его (Печорина) слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека.

Организует коллективную проверку. Заполните 4-ю графу Листа самооценки: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Побуждает к высказыванию мнения:

- Чьи это слова (автор, произведение, герои)?

- Имеют ли оно отношение к лексике нашего урока (к понятию «красота»)? – побуждает к дискуссии.

Читают, анализируют, записывают в тетрадь. Высказывают свои предположения в группе, объясняют свой выбор. Озвучивают.


Запятая (последовательность)


Тире (противопоставление)


Двоеточие (2-е предложение дополняет 1-е)

Двоеточие (2-е предложение указывает на причину)

Осуществляют самопроверку.



Заполняют 4-ю графу Листа самооценки.


Отвечают на вопрос учителя:

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», размышления Печорина, Максим Максимыча.

Высказывают своё мнение (красота – некрасота душевного состояния человека, его чувств)

П. Анализируют, делают выводы, строят логически обоснованные рассуждения. Владеют смысловым чтением.

Р. Осуществляют контроль собственной деятельности. Осознанно и правильно строят речевое высказывание.

К. Работают в группе, вырабатывая решение. Излагают своё мнение в диалоге, дискуссии. Понимают позицию сверстника, учителя.

Л. Понимают эмоциональное состояние других людей. Осознают многообразие взглядов на мир. Учатся справляться с эгоизмом.



Организует самостоятельную работу (Приложение 5)

Задание 1

- Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, укажите номер, составьте схемы:

1.Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось.

2.Настанет вечер: загорятся в небе звёзды.

3.Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает.

4.Я подошёл к окну – снегопад был в полном великолепии.

Задание 2

- Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.

Задание 3

- Допишите, образуя БСП:

1.Я взглянул на небо … (следствие).

2.Нас охватило чувство страха … (причина).

3.Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

Организует самопроверку. Заполните 5-ю графу Листа самооценки: за каждый правильный ответ – 1 балл.



- Назовите слова, соотносимые с понятием «красота».

Решение 3-й задачи. Читают предложения, анализируют, сравнивают. Делают выбор, объясняют его схематично.



2. (время) – ( ).

4. ( ) : (дополнение).

Конструируют предложения, расставляют знаки препинания.

Когда наступает время грибной охоты, лес зовёт и манит.

Наступает время грибной охоты, и трудно усидеть дома.

Трудно усидеть дома: лес зовёт и манит.

Пишут предложения

Я взглянул на небо – стало страшно.

Нас охватило чувство страха: приближалась гроза.

Раздался удар грома – сверкнула молния.

Осуществляют самооценку.

Заполняют 5-ю графу Листа самооценки.








Называют: эхо, вечер, снегопад, молния.


П. Анализируют, строят логически обоснованное рассуждение. Представляют информацию в виде схемы.


Р. Находят и исправляют ошибки – контроль, коррекция. Осознают уровень усвоения материала.

К. Излагают своё мнение в монологе, аргументируя его. Строят сотрудничество с учителем.

Л. Осознают свои позиции.



Организует практическую работу №3 (Приложение 6) - устно.

- Прочитайте выразительно тексты Н. Сладкова, И.С.Тургенева, О.Гончара, М.Лермонтова, проанализируйте роль БСП в данных текстах.

- Можно ли сказать, что они о красоте?

Заполните 6-ю графу Листа самооценки: за выразительное чтение в группе – 1 балл, определение роли БСП в тексте – 1 балл, своё впечатление – 1 балл


Подводит обучающихся к выводу.

- Сделайте вывод: в какой речи чаще всего употребляются БСП? Какова их роль? (в устной речи – пословицы, поговорки, афоризмы; в письменной речи – в поэзии, прозе).

- С текстами каких авторов мы сегодня работали? (связь с литературой)


Слушают, высказывают свои предположения в группе. Выразительно читают текст. Высказывают своё мнение. Делятся впечатлениями.

В тексте Н.Сладкова БСП придают динамичность, эмоциональность, выразительность; в текстах О.Гончара и И.С.Тургенева – перечисление того, что они видят; смена впечатлений (этим объясняется постановка запятых и точки с запятой); у Лермонтова герой обнажает душу, выражая, прежде всего, чувство боли – БСП придают тексту динамичность, сжатость, накал чувств.

Заполняют 6-ю графу Листа самооценки.



П. Владеют смысловым чтением. Представляют информацию в виде монологической речи. Сравнивают объекты по заданным критериям.

Р. Выдвигают версии. Формулируют выводы наблюдений.

К. Излагают своё мнение в диалоге, монологе, аргументируя его. Понимают позицию другого – ведут диалог с автором текста.

Л. Понимают эмоциональное состояние других людей. Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него.

4

Рефлексивно – оценочный этап

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Соотнесите цели и задачи урока с нашей деятельностью. Удалось ли нам реализовать их? Каким образом (что мы делали на уроке)? Где вы можете применить данные знания?

- Подсчитайте количество набранных баллов, поставьте себе оценку:

от 28 до 33 баллов – «5»

от 22 до 27 баллов – «4»

от 16 до 21 балла – «3»

Учитель также поставит оценку за работу на уроке, умение выражать свои мысли, правильно строить свои предложения, аргументировать.

- Заполните 7-ю графу Листа самооценки.

Даёт оценку деятельности обучающихся на уроке.

- На уроке мы много говорили о красоте. Что же включает в себя это понятие? Давайте вернёмся к эпиграфу, а также вспомним слова Ф.М.Достоевского «Красота спасёт мир».

- Может ли красота что-то изменить в жизни?

Эмоциональное слово учителя: «Сегодня мы говорили о красоте, красоте природы, красоте человеческих чувств. Красив тот человек, кто бережёт природу, кто добр и трудолюбив. Огромен мир вокруг нас! Настроим наше зрение и слух на доброту и красоту, научимся видеть прекрасное рядом с собой – и мир улыбнётся нам».

Формулируют конечный результат своей деятельности.


Решение 5-й задачи. Осуществляют самооценку своей деятельности.

Называют основные позиции материала урока и как они их усвоили.


Формулируют конечный результат работы на уроке.

Заполняют 7-ю графу Листа самооценки.







Высказывают своё мнение.


П. Анализируют, строят логически обоснованные рассуждения.

Р. Выбирают средства достижения цели индивидуально и в группе.

К. Самостоятельно вырабатывают решения, работая в группе. Корректируют своё мнение.

Л. Аргументированно оценивают свои действия. Осознают свои цели. Проявляют себя гражданином России в добрых словах и делах.

5

Домашнее задание

Нацеливает на творческое выполнение домашнего задания: выполните на выбор:

1. Вспомните и запишите (выпишите из учебника, Интернета) 10 пословиц – бессоюзных сложных предложений (1-й уровень сложности).

2.Выпишите из художественного текста фрагмент с БСП: И.С.Тургенев «Бежин луг» - описание раннего утра или М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - Печорин скачет на лошади, пытаясь догнать Веру (2-й уровень сложности).

3.Создайте свой текст, используя сложные предложения, по одной из тем (Прилож. 7) (3-й уровень сложности)


Применяют знания практически.

Учатся делать выбор.

Учатся работать самостоятельно.










Решение 4-й задачи.

П. Создавать модель объекта по аналогии.

Р. Работать самостоятельно. Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации.

К. Создавать письменный текст для решения задачи общения с педагогом.

Л. Осваивать новую социальную роль.

Использованы сокращения УУД: П. – познавательные, Р. – регулятивные, К. – коммуникативные, Л. - личностные


























Просмотр содержимого презентации
«Бессоюзные сложные предложения»

Молодёжь ушла в клубе стало скучно.

Молодёжь ушла в клубе стало скучно.

Бессоюзные сложные предложения

Бессоюзные сложные предложения

  • Молодёжь ушла, в клубе стало скучно.
  • Молодёжь ушла; в клубе стало скучно.
  • Молодёжь ушла: в клубе стало скучно.
  • Молодёжь ушла - в клубе стало скучно.
Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление. Задачи урока:

Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление.

Задачи урока:

  • актуализировать знания по теме;
  • научить отличать БСП от других сложных предложений;
  • развивать умения находить БСП в тексте, создавать собственный текст;
  • развивать умение оценивать собственную деятельность, умение сотрудничать со сверстниками и учителем.
«Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца»  (Мигель де Сервантес)

«Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца»

(Мигель де Сервантес)

Фронтальный опрос Каков алгоритм действия при определении типа сложного предложения? Какие предложения называются БСП? Какие знаки препинания ставятся в БСП? Проиллюстрируйте постановку каждого из них примерами. ( Приложение 1 ) Какие вы испытываете затруднения при изучении данной темы?  Заполните 1 -ю графу Листа самооценки.

Фронтальный опрос

  • Каков алгоритм действия при определении типа сложного предложения?
  • Какие предложения называются БСП?
  • Какие знаки препинания ставятся в БСП?
  • Проиллюстрируйте постановку каждого из них примерами. ( Приложение 1 )
  • Какие вы испытываете затруднения при изучении данной темы?

Заполните 1 -ю графу Листа самооценки.

В каждом сердце есть струна.  Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

Практическая работа №1  ( Приложение 2 ) - Спишите текст, расставляя знаки препинания, устанавливая смысловые отношения. - Составьте схему предложения. - Подготовьтесь читать выразительно. Можем ли мы, воспринимая на слух, узнать БСП? Если можем, то что помогает нам это сделать?  Заполните 2-ю графу Листа самооценки.

Практическая работа №1 ( Приложение 2 )

- Спишите текст, расставляя знаки препинания, устанавливая смысловые отношения.

- Составьте схему предложения.

- Подготовьтесь читать выразительно.

  • Можем ли мы, воспринимая на слух, узнать БСП? Если можем, то что помогает нам это сделать?

Заполните 2-ю графу Листа самооценки.

Работаем с лексикой предложений

Работаем с лексикой предложений

  • О какой красоте идёт речь в данных предложениях? Запишем их.
  • Какие средства выразительности использовали мастера слова в данных зарисовках?
И.С.Тургенев:  «Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия».

И.С.Тургенев:

«Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия».

Слуховой диктант

Слуховой диктант

  • Определите, какие знаки препинания нужно поставить в БСП.
  • Заполните табличку. ( Приложение 3 )
Проверьте 1 : 2 3 - 4 : 5 , -

Проверьте

1

:

2

3

-

4

:

5

,

-

Проверьте!   Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре. Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо.  Заполните 3-ю графу Листа самооценки - Какие слова, соотносимые со словом «красота» вы услышали в этих предложениях? Запишем их.

Проверьте!

  • Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре.
  • Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
  • Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.
  • Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь.
  • Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо.

Заполните 3-ю графу Листа самооценки

- Какие слова, соотносимые со словом «красота» вы услышали в этих предложениях? Запишем их.

Практическая работа №2  (Приложение 4)

Практическая работа №2 (Приложение 4)

  • Замените союзные предложения бессоюзными, расставьте знаки препинания.
  • Пустился я в большой свет, и скоро общество мне надоело.
  • Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто.
  • Я видел, что ни слава, ни счастье от них (наук) не зависят нисколько.
  • Его (Печорина) слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека.
Проверка Зачитайте предложения. Объясните свой выбор.  Заполните 4-ю графу Листа самооценки.

Проверка

  • Зачитайте предложения. Объясните свой выбор.

Заполните 4-ю графу Листа самооценки.

  • Чьи это слова (автор, произведение, герои)?
  • Имеют ли они отношение к лексике нашего урока (к понятию «красота»)?
Самостоятельная работа  (Приложение 5) Задание 1 : найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, укажите номер.

Самостоятельная работа (Приложение 5)

Задание 1 : найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, укажите номер.

  • Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось.
  • Настанет вечер: загорятся в небе звёзды.
  • Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает.
  • Я подошёл к окну – снегопад был в полном великолепии.
Самостоятельная работа  (Приложение 5) Задание 2: из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи (ССП, СПП, БСП). Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.

Самостоятельная работа (Приложение 5)

Задание 2: из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи (ССП, СПП, БСП).

Наступает время грибной охоты.

Трудно усидеть дома.

Лес зовёт и манит.

Самостоятельная работа  (Приложение 5) Задание 3 : допишите предложения, образуя БСП Я взглянул на небо… (следствие). Нас охватило чувство страха… (причина). Раздался удар грома… (быстрая смена событий). Проверьте.  Заполните 5-ю графу Листа самооценки.

Самостоятельная работа (Приложение 5)

Задание 3 : допишите предложения, образуя БСП

  • Я взглянул на небо… (следствие).
  • Нас охватило чувство страха… (причина).
  • Раздался удар грома… (быстрая смена событий).
  • Проверьте.

Заполните 5-ю графу Листа самооценки.

  • Назовите слова, соотносимые с понятием «красота».
Практическая работа №3  (Приложение 6) - устно Прочитайте выразительно тексты Н.Сладкова, И.Тургенева, О.Гончара, М.Лермонтова. Проанализируйте роль БСП в данных текстах. Можно ли сказать, что они о красоте?  Заполните 6-ю графу Листа самооценки.

Практическая работа №3 (Приложение 6) - устно

  • Прочитайте выразительно тексты Н.Сладкова, И.Тургенева, О.Гончара, М.Лермонтова. Проанализируйте роль БСП в данных текстах.
  • Можно ли сказать, что они о красоте?

Заполните 6-ю графу Листа самооценки.

Красота душу лечит (С.Никитин)

Красота душу лечит (С.Никитин)

Вывод

Вывод

  • В какой речи чаще всего употребляются БСП?
  • Какова их роль?
  • С текстами каких авторов мы сегодня работали?
  • Вспомните слова Ф.М.Достоевского «Красота спасёт мир» и ответьте на вопрос: Может ли красота что-то изменить в жизни?
Оценка деятельности Соотнесите цели и задачи урока с нашей деятельностью. Удалось ли нам реализовать их? Каким образом? Где вы можете применить данные знания? Подсчитайте количество набранных баллов, поставьте себе оценку:  от 28 до 33 баллов – «5»  от 22 до 27 баллов – «4»  от 16 до 21 балла – «3  Заполните 7-ю и 8-ю графы Листа самооценки

Оценка деятельности

  • Соотнесите цели и задачи урока с нашей деятельностью. Удалось ли нам реализовать их? Каким образом?
  • Где вы можете применить данные знания?
  • Подсчитайте количество набранных баллов, поставьте себе оценку:

от 28 до 33 баллов – «5»

от 22 до 27 баллов – «4»

от 16 до 21 балла – «3

Заполните 7-ю и 8-ю графы Листа самооценки

Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1. Вспомните и запишите (выпишите из Интернета) 10 пословиц – БСП (1-й уровень сложности).
  • 2. Выпишите из художественного текста фрагмент с БСП: И.С.Тургенев «Бежин луг» - описание раннего утра или М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» – Печорин скачет на лошади, пытаясь догнать Веру (2-й уровень сложности).
  • 3. Создайте свой текст, используя сложные предложения , по одной из тем (Прилож.7) (3-й уровень сложности).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!