СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе. «Условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Образавательные: - Познакомить учащихся с условиями, при которых обстоятельства не обособляются. -Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. - Закрепить тему «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе. «Условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами».»

Урок русского языка в 8 классе. «Условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами».

Разработал учитель русского языка и литературы Яссиевич Л.А.



Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цели урока:

Образавательные:

- Познакомить учащихся с условиями, при которых обстоятельства не обособляются.

-Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

- Закрепить тему «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями.

Равивающие:

-Развивать умения и навыки в составлении предложений с обособленными обстоятельствами.

- Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных обстоятельств в различных синтаксических конструкциях.

-Развивать понятие об обособлении одиночных деепричастий, отличать одиночные деепричастия от наречий.

-Подготовка к ГИА.

3. Воспитательные:

Воспитывать у учащихся познавательный интерес, уважение к родному языку через образцы художественной речи.



Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (Приложение), рабочие тетради для учащихся,

Ход урока.



  1. Организационная минутка. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Актуализация знаний.

а) в тетрадях записано число, классная работа, Предупредительный диктант.

б)запись предложений с комментированием:


1.Листья, распускаясь, шепчутся, радуясь теплу.

2. Не берись лапти плести, не надравши лыка.

3. Не взявшись за топор, избы не срубишь


-Какой материал мы с вами повторяли?

Формулировка темы и целей урока самими учащимися


Слайд №1



Тема урока «Условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами»



Слайд №2


Цели :


закрепить материал по теме «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами»

- познакомиться с условиями, при которых обстоятельства не обособляются.


в) синтаксический разбор любого из записанных предложений (3 мин.)

г)Разбор проверяется.





3.Проверка домашнего задания с целью: выяснит : выяснить, насколько хорошо ребята справились с предыдущим материалом.

У доски 2 ученика выполняют следующие задания:

- начертить схемы соответственно 2, 3 предложений,

- объяснить пунктуацию и орфографию.

- При каких условиях обособляются (обычно) обстоятельства?

- Чем обычно выражены обособленные обстоятельства?

( Выделяются на письме запятыми обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями)

- Какой процесс в синтаксисе называется обособлением?

(Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.

(ответы учащихся оцениваются сразу)



4.Объяснение нового материала



1) ученик работает с текстом (запись на доске).

Задание: внимательно прочитать текст. Расставить знаки препинания, объяснить их, начертить схемы. (Ответ оценивается.)



Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! Не иссякнет вода, изливаясь из урны разбитой. Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит. А.С. Пушкин «Царскосельская статуя»

Дополнительный вопрос

-Какие члены предложения называются обособленными?

( Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. По значению приближаются к сказуемому, поэтому являются как бы добавочным сказуемым.)

- Время вечно, как и вечна народная мудрость, заключенная в пословицах.

2)Разбор предложения.

Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять

-Где стоит одиночное деепричастие?

-На какой вопрос оно отвечает?

-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие? (Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)

-Каким членом предложения оно является? (Оно является обстоятельством)

-К какой части речи приближается ? ( По значению приближается к наречию)

-Какой отсюда вытекает вывод?

(Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из причастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми. Наречия, образованные от деепричастия, не могут иметь зависимых слов.)





3)Вывод делает учитель: -Только сочетание семантико-синтаксических условий определяет обособление одиночного деепричастия, причем семантические условия часто бывают решающими. Так в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, не выполняет в предложении функции добавочного сказуемого, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются. Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий

Слайд №3



3) 3апись в тетрадь:

СПАЛ СИДЯ

СЛУШАЛ МОЛЧА

РАБОТАЛ СТОЯ

ЧИТАЛ ЛЕЖА

ВЕЗ ШУТЯ

ВСТАЛ НЕХОТЯ

ШЛИ НЕ СПЕША



СЛАЙД №4

Наблюдение над лексическим материалом:



1) Близкому человеку помогают не задумываясь.

2) Говори подумавши, садись осмотревшись.

3) Ленивый сидя спит, лежа работает.



- Почему в данных случаях обстоятельства не обособляются? (Ответ ученика оценивается)

Слово учителя.

-Кроме того, ребята, от одиночных деепричастий следует отличать наречия и фразеологические обороты наречного значения, связанные с деепричастиями только по своему происхождению. Такие слова и обороты в любой позиции не обособляются.

-Чтение вслух примечания к основному правилу на с.151

5.Тренировочные упражнения..

1)объяснение постановки знаков препинания в упражнении 314;

2)выборочный орфографический разбор.

СЛАЙД №5





(Не) хотя (наречие), скр..пя ( крепко), ( не) отпуская руки (деепричастие).

-Что же нужно учитывать при обособлении одиночных обстоятельств? (При обособлении одиночных обстоятельств нужно учитывать, чем выражено обстоятельство)

- Обособляются ли наречия и фразеологические обороты, связанные с деепричастиями по своему происхождению?(нет)

СЛАЙД №6

Читать лежа вредно. Они слушали его рассказ затаив дыхание.



-Объясните, почему в этих предложении не стоит запятая.

Что для этого нужно вспомнить? (условия обособления обстоятельств).





-При каких же условиях обособляются обстоятельства?. (-Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, обособляются)

-При каких условиях одиночные деепричастия не обособляются? (. -Если они утрачивают свои глагольные признаки, не выполняют функции добавочного сказуемого, переходят в наречие).

-При таких наречиях не может быть зависимых слов.

-Ребята, а как вы думаете, в какой речи чаще употребляются фразеологические обороты – в устной или письменной?

-Какую роль они играют? (Фразеологические обороты делают речь более выразительной)

-Как же меняется характер высказывания, если говорящий употребляет фразеологический оборот? (Высказывание с фразеологическим оборотом становится более выразительным.)



СЛАЙД №7

Обособляются:

1.Деепричастные обороты и одиночные деепричастия

2.С предлогом несмотря на

3.С производными предлогами благодаря, вопреки и т.д.


Не обособляются:

1.Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия

2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя,сидя и др.

3. Крадучись и другие и фразеологические обороты наречного значения(спустя

рукава, сломя голову), связанные с деепричастиями только по своему происхождению.



3) Роль деепричастий в художественной речи.

-В чем особенность данного стихотворения? (состоит из деепричастий)


Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

          Роберт Саути.

- С какой целью используется в этом тексте такое количество деепричастий? Какой художественный эффект достигается?  (Картина становится зримой, образной, озвученной. Водопад изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию по цвету, звуку, движению.

Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды)



3)Творческая работа, (3 группы).

1 группа. Учащиеся пишут мини-сочинение по теме «Большая перемена в нашей школе» с использованием фразеологических оборотов : « сломя голову», «положа руку на сердце», « несолоно хлебавши», «повесив нос», «раскрыв рот».

2 группа. Ребята заменяют в данных учителем предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами. а) Сегодня мальчики работали неважно (спустя рукава). б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись (повесив нос). в) Я быстро (сломя голову) бежал домой сообщить новость. г) Дети слушали сказку с большим интересом (раскрыв рот).

3 группа составляет предложения по предложенным схемам. Наиболее интересные ответы оцениваются.

-Итак, ребята, обособляются ли обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы?

Почему? (Обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы, не обособляются, т.к. утрачивают глагольные признаки, не выполняют функции добавочного сказуемого.)



6.Домашнее задание. П.51 с примечанием первым.

Упр.317(1часть). Читается задание, разбирается 1 предложение.

7.Итог урока.

При каких условиях обособляются обстоятельства?

При каких условиях обстоятельства не обособляются?

Какие наречия и фразеологические обороты нужно отличать от деепричастий и деепричастных оборотов? (От деепричастий и деепричастных оборотов нужно отличать наречия стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя. Крадучись и другие и фразеологические обороты наречного значения(спустя рукава, сломя голову), связанные с деепричастиями только по своему происхождению. Такие наречия и фразеологические обороты не обособляются).

8.Рефлексия содержания учебного материала .Цель: выявить уровень осознания содержания пройденного материала. На доске фразы.

1. Сегодня я узнал (а)….

2. Было трудно….

3. Я научился…

4. Теперь я могу…

5. Самым интересным моментом на уроке…

6. Я научился…

7.Сегодняшний урок дал мне…..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!