СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные определения и приложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"

Цель педагогической деятельности на уроке:

  1. создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным понятием;
  2. создать условия для формирования умения выделить это понятие среди других;
  3. создать условия для развития умения распознавать изобразительно-выразительные средства языка (обособленные члены предложения);
  4. интегрировать материал русского языка и литературы, создавать условия для переноса лингвистических знаний  в новые учебные ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные определения и приложения"»

Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"

Цель педагогической деятельности на уроке:

  1. создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным понятием;

  2. создать условия для формирования умения выделить это понятие среди других;

  3. создать условия для развития умения распознавать изобразительно-выразительные средства языка (обособленные члены предложения);

  4. интегрировать материал русского языка и литературы, создавать условия для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации.


В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны:

Что нужно Знать, чтобы правильно найти обособленное пределениеили приложение в тексте?

- Все случаи обособления определений и приложений.

Что нужно Уметь?

- Грамотно формулировать правила, опираясь на примеры. Определять нужный элемент правила, для того чтобы быстро применять его на практике. Использовать данные конструкции в устной и письменной речи.

Что нужно Развивать?

- Навыки грамотного письма, выразительной устной речи.

Воспитывать

- Ответственность за результат своего труда и труда своего товарища;

умение работать в коллективе;

уважение к мнению и знаниям своих товарищей;

умение слушать;

культуру речи и общения.


Ход урока

  1. Организационный момент.

    1. Объявление темы урока.

    2. Постановка цели урока.

  2. Актуализация опорных знаний. Используем «Кластер» для актуализации знаний о членах предложения: виды определений

Согласованные определения

Несогласованные определения

Распространённые определения

Нераспространённые определения

Приложения

Алгоритм:

  • Выяснить, чем выражено определяемое слово и определение;

  • распространено ли определение;

  • какое место занимает определение по отношению к определяемому слову;

  • каково значение определения.


    1. Тестовое задание на диагностику усвоения темы.(Слайд 4)

Задание: ответьте на вопрос: Согласны ли вы, что…

А) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным? (Да)

Б) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире? (Да)

В) обособляются определения, приложения, стоящие после определяемого существительного? (Да)

Г) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется? (Нет)

Д) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению? (Да)



2.2. Деловая игра «Я учитель» (Слайд 5)

Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чём ошибка.


  1. Измученный и продрогший, я едва добрался домой.

  2. Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна, т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)

  3. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

  4. За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)

  5. На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета. (Не разделены однородные определения «недоумевающий» и «в красной рубашке», стоящей после определяемого слова)


2.3.На карточках размещены предложения с пропущенными знаками препинания. Необходимо расставить недостающие знаки предложения в каждом предложении и рядом с предложением составить схему, объясняющую постановку знаков препинания в предложении. (Слайд 6) ВЗАИМОПРОВЕРКА


Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости . (А.С.Пушкин)

Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую застенчивость. (А.С.Пушкин)

Счастливый взволнованный новыми впечатлениями я возвращался из этих прогулок. (И.Соколов-Микитов)

Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин)

Погружённый в тяжёлые воспоминания старик долго не мог заснуть.


  1. Объяснительный диктант


Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшиеся в лесу ранней весной. Это по-весеннему барабанит лесной музыкант-дятел, выбравший сухое дерево. Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.

Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка, освобождённая от зимних оков.

( По Соколову-Микитову)


  1. Самостоятельная работа. (Слайд 7)

4.1.Задание: Выпишите 1-й вариант номера предложений, где есть пунктуационные ошибки; 2-й вариант – номера предложений, где нет пунктуационных ошибок.


1-й вариант

  1. Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь небосвод.

  2. Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге.

  3. Взволнованные встречей, засыпали они.

  4. Ему нужна была, полученная от брата, телеграмма.

  5. В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.

  6. И мальчишки, приходившие в гости к Ане тоже должны были выслушивать эти разговоры.


2-й вариант

  1. Нет слаще покоя, покупаемого трудом.

  2. Науки, чуждые музыки постылы мне.

  3. Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.

  4. Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

  5. Холодный ветер, резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.

  6. Усталый, я лёг отдохнуть под большим кедром.


4.2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. (Слайд 8)


Осень.

На пригорке стоит рябина покрасневшая от холода и от колючего осе...его ветра. Осе...яя ночь серая и тума...ая воет в проводах и сбрасывает последнюю одежонку с лип и тополей'. По осе...ей слякоти бредет путник укута...ый в плащ. Он усталый с трудом вытаскивает нож из (не) жидкого месива. Видимо встревоже...ые первыми заморозками воробьи забились на ночь под еще (не) покрытые снегом крыши. Лужи серебря. ..ые от инея отражают холодных зайчиков. На пороге зима.





  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание

На «удовлетворительно»: Выписать из текста, написанного в художественном стиле, предложения с обособленными определениями и указать причины обособления.

На «хорошо»: Выписать из текста, написанного в научном стиле (уч. геометрии, географии, химии), предложения с обособленными определениями и указать причины обособления.


На «отлично»: Придумать свои 5 предложений с обособленными определениями и приложениями.







ЛИСТОК САМООЦЕНКИ


Тест

«Я учитель»

Карточка

СР 1

СР 2

Итог









ЛИСТОК САМООЦЕНКИ


Тест

«Я учитель»

Карточка

СР 1

СР 2

Итог








ЛИСТОК САМООЦЕНКИ


Тест

«Я учитель»

Карточка

СР 1

СР 2

Итог








ЛИСТОК САМООЦЕНКИ


Тест

«Я учитель»

Карточка

СР 1

СР 2

Итог








ЛИСТОК САМООЦЕНКИ


Тест

«Я учитель»

Карточка

СР 1

СР 2

Итог








ЛИСТОК САМООЦЕНКИ


Тест

«Я учитель»

Карточка

СР 1

СР 2

Итог








ЛИСТОК САМООЦЕНКИ


Тест

«Я учитель»

Карточка

СР 1

СР 2

Итог








ЛИСТОК САМООЦЕНКИ


Тест

«Я учитель»

Карточка

СР 1

СР 2

Итог








ЛИСТОК САМООЦЕНКИ


Тест

«Я учитель»

Карточка

СР 1

СР 2

Итог








ЛИСТОК САМООЦЕНКИ


Тест

«Я учитель»

Карточка

СР 1

СР 2

Итог








Расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости . (А.С.Пушкин)

  2. Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую застенчивость. (А.С.Пушкин)

  3. Счастливый взволнованный новыми впечатлениями я возвращался из этих прогулок. (И.Соколов-Микитов)

  4. Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин)

  5. Погружённый в тяжёлые воспоминания старик долго не мог заснуть.


Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости . (А.С.Пушкин)

2) Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую застенчивость. (А.С.Пушкин)

3) Счастливый взволнованный новыми впечатлениями я возвращался из этих прогулок. (И.Соколов-Микитов)

4) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин)

5) Погружённый в тяжёлые воспоминания старик долго не мог заснуть.



Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости . (А.С.Пушкин)

2) Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую застенчивость. (А.С.Пушкин)

3) Счастливый взволнованный новыми впечатлениями я возвращался из этих прогулок. (И.Соколов-Микитов)

4) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин)

5) Погружённый в тяжёлые воспоминания старик долго не мог заснуть.


Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости . (А.С.Пушкин)

2) Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую застенчивость. (А.С.Пушкин)

3) Счастливый взволнованный новыми впечатлениями я возвращался из этих прогулок. (И.Соколов-Микитов)

4) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин)

5) Погружённый в тяжёлые воспоминания старик долго не мог заснуть.


Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости . (А.С.Пушкин)

2) Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую застенчивость. (А.С.Пушкин)

3) Счастливый взволнованный новыми впечатлениями я возвращался из этих прогулок. (И.Соколов-Микитов)

4) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин)

5) Погружённый в тяжёлые воспоминания старик долго не мог заснуть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!