СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы по теме "Склонение имен существительных единственного числа».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обобщить знания учащихся по теме: "Имя существительное. Склонение имен существительных единственного числа». Упражнять учащихся в определении склонений имен существительных и правописании слов при изменении падежа;

 развивать и корригировать аналитико-синтетическую деятельность посредством упражнений на закрепление;

воспитывать мотивацию к учению, взаимосотрудничество.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы по теме "Склонение имен существительных единственного числа».»

Русский язык 7 класс II четверть урок № 37_____число________

Тема: Итоговый урок по теме «Склонение имен существительных единственного числа».

Цель: Обобщить знания учащихся по теме: "Имя существительное. Склонение имен существительных единственного числа». Упражнять учащихся в определении склонений имен существительных и правописании слов при изменении падежа;

развивать и корригировать аналитико-синтетическую деятельность посредством упражнений на закрепление;

воспитывать мотивацию к учению, взаимосотрудничество.

Оборудование: таблица «Склонение имен существительных».

План.

  1. Организация класса к уроку.

Нам сегодня понадобятся взаимопомощь, дружелюбие и уважение друг к другу.

  1. Активизация знаний учащихся.

        1. «Имя существительное» в форме блиц-опроса.

Слайд 1.

Имя существительное – это…

Вспоминаем правило: Имя существительное-это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет.

Практическое задание: называю слова, если имя существительное, хлопаем в ладоши.

Слова: радость, красивый, улыбаюсь, он, смех, быстрая, говорят, лебедь, бежит, яблоко, маленький, книга, читаю, стол.

Слайд 2.

Имена существительные бывают….(одушевлённые и неодушевлённые).

Вы видите картинки на доске, вам нужно определить – одушевлённый предмет или нет.

Картинки: стол, мальчик, учебник, врач, тетрадь, девочка, ручка, кошка, пенал, собака.

Слайд 3.

У каждого предмета есть своё имя-название. Как называются такие имена существительные? (собственные)

Собственное имя даётся предмету, чтобы отличить его от других.

Остальные имена существительные - нарицательные.

Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

Слайд 4.

Имена существительные имеют два числа…..(единственное и множественное).

Единственное число обозначает один предмет.

Множественное число обозначает два или несколько одинаковых предметов.

Яблоко-яблоки, апельсин-апельсины, груша-груши, гриб-грибы, рыба-рыбы, огурец-огурцы, арбуз-арбузы.

Слайд 5.

Постоянный признак имени существительного…(род).

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

К существительным ж.р. можно добавить слова-помощники она моя.

К существительным м.р. можно добавить слова-помощники он мой.

К существительным ср.р. можно добавить слова-помощники оно моё.

Определяем род имён существительных: (карточки у учащихся)

Тетрадь, портфель, кольцо, улица, полотенце, подруга, сосед, сердце, подушка, яблоко, костюм.



        1. Выбрать из данных слов только имена существительные:

Плащ, приземлиться, работать, морозный, сердечный, холодно, деревянный, повар, токарь, слесарь, тёплые, доброта, теплоход, швея, каменщик, маляр, злиться, трудовой, вещь.

- Слова какой части речи я просила оставить на доске?

- Как вы выбирали имена существительные?

- Как вы думаете, почему я попросила оставить именно имена существительные?


  1. Работа с орфографическим словарем: вставить пропущенные буквы, проверить по словарю:

Н…зависимость, к…нфета, внимательность, смородина, д…лега…, д…кумент, н…секомое, н…селение, г…сударство, д…сциплинированность, об…рона, л…карство, фанера, решительность, д…быча, р…цепт, б…речь, к…мандир, б…ссейн, см…тана, сообразительность.

- распределить данные слова в таблицу:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Конфета

делегат

независимость

оборона

документ

решительность

добыча

насекомое

деятельность

сметана

население

сообразительность

смородина

государство

внимательность

фанера

лекарство

дисциплинированность

- Обратите внимание на слова 3-го столбика. Какого они склонения? Почему? Как можно назвать данные слова? (Черты характера: положительные или отрицательные)

  1. Повторение и закрепление.

  1. Определить склонение у однокоренных существительных одной группы, исключив лишнее слово, не являющееся существительным:

Винтик, ввинтить, винторез, винт.

Тишина, затишье, тихий, тишь.

Снежинка, снегопад, снеговик, заснеженный.

Ученик, училище, учиться, ученица.

Боль, больница, больно, болезнь.

- определить склонение и род имен существительных.

  1. Просклонять имена существительные:

И. п. тишина, затишье, тишь.

Р.п. тишины, затишья, тиши.

Д.п. тишине, затишью, тиши.

В.п. тишину, затишье, тишь

Т.п. тишиной, затишьем, тишью.

П.п. о тишине, о затишье, о тиши.

  1. Релаксационная пауза по мере необходимости.

  2. Правильно записать рецепт приготовления винегрета, распределив предложения в нужном порядке.

      1. Сварить картофель, свёклу, морковь, очистить.

      2. Нарезать варёные овощи соломкой или кубиками.

      3. Добавить солёные огурцы и квашеную капусту.

      4. Соль, молотый перец, сахар растереть с растительным маслом.

      5. Перед подачей на стол овощи смешать с приготовленным соусом.

      6. Уложить винегрет в салатник.

7) Посыпать готовое блюдо зелёным луком и укропом.

-Определить склонение, падеж всех существительных единственного числа.



  1. Определить склонение имен существительных в пословицах:

1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

2. Курить – здоровью вредить.

3. Сон лучше всякого лекарства.

4. Закаляй свое тело с пользой для дела.

5. В здоровом теле – здоровый дух.

- Какой общей темой объединены пословицы?

- Скажите, как вы заботитесь о своем здоровье?

  1. Тест по теме «Склонение имен существительных единственного числа»

  2. Индивидуальная работа:



  1. Обобщение по уроку. Анализ деятельности учащихся.

- Вывод: какие грамматические признаки мы определяем у существительных?

- Какие из этих признаков постоянные?

- Какие признаки могут изменяться в слове?

  1. Домашнее задание: с. 87, упр. 114, списать, вставить пропущенные орфограммы в разных частях слова.



  1. Итог урока.



















































Самоанализ урока с позиции здоровьесбережения.

Урок проводится в специальном коррекционном классе, где обучаются ребята с нарушениями психического и физического здоровья. Школьники характеризуются быстрой утомляемостью, замедленным темпом обучения, проблемами с запоминанием, распределением внимания. При проведении уроков в данном классе особое внимание в первую очередь должно уделяться сохранению как физического, так и психического здоровья.

Гигиенические условия в кабинете соответствуют санитарно- гигиеническим требованиям: температура в классе + 22 , проведено проветривание помещения, доска чистая, освещена софитами.

Количество видов учебной деятельности не менее 4-х, что не приводит к утомлению школьников. Используется письмо, чтение, слушание, работа у доски и т.д.

Средняя продолжительность видов деятельности 5-7 минут, что соответствует требованиям к уроку в классе СКК.

Число видов преподавания более 3-х. Чередование видов преподавания менее 10 минут.

В ходе урока используется 2 эмоциональных разрядки: в начале урока- аутогенная тренировка, динамическая пауза на 30 минуте. Кроме этого после письменной работы используется электронная зарядка для глаз.

Длительность использования ТСО не более 7 минут.

Позы учащихся чередуется в зависимости от вида деятельности. Учащиеся в ходе урока имеют возможность двигаться, поочередно выходя к доске.

Психологический климат положительный













      1. Плащ, приземлиться, работать, морозный, сердечный, холодно, деревянный, повар, токарь, слесарь, тёплые, доброта, теплоход, швея, каменщик, маляр, злиться, трудовой, вещь.

2) Н…зависимость, к…нфета, внимательность, смородина, д…лега…, д…кумент, н…секомое, н…селение, г…сударство, д…сциплинированность, об…рона, л…карство, фанера, решительность, д…быча, р…цепт, б…речь, к…мандир, б…ссейн, см…тана, сообразительность.

- распределить данные слова в таблицу:























  1. Небо, небоскреб, поднебесье, небесный.

Винтик, ввинтить, винторез, винт.

Тишина, затишье, тихий, тишь.

Снежинка, снегопад, снеговик, заснеженный.

Ученик, училище, учиться, ученица.

Боль, больница, больно, болезнь.

Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Имя существительное»




Цель: Обобщить знания учащихся по теме: "Имя существительное. Грамматические признаки имён существительных".

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: Обобщить знания учащихся о грамматических признаках имён существительных, закрепить умение определять эти грамматические признаки.

  • Коррекционно-развивающие: Формировать грамматический строй речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, связно и развёрнуто излагать факты.

  • Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную мотивацию к труду.

Тип урока: Обобщающий

Оборудование: "Рабочие тетради № 2" по русскому языку "Имя существительное", карточки с пословицами, карточки с деформированным текстом, карточки со словами разных частей речи, карточки со словарными словами.

Ход урока

Орг. момент. По цепочке подойти к доске и убрать карточки со словами, которые не являются именами существительными.

(Врач, приземлиться, трудиться, морозный, сердечный, холодно, деревянный, повар, токарь, слесарь, тёплые, доброта, теплоход, швея, каменщик, маляр, злиться, трудовой).

Учитель

Учащиеся

Произносит задание, наблюдает за деятельностью детей.

Слушают задание, выполняют по цепочке: убирают ненужные карточки.

Вывод:

- Слова какой части речи я просила оставить на доске?

- Как вы выбирали имена существительные?

- Как вы думаете, почему я попросила оставить именно имена существительные?

Учитель

Учащиеся

Задаёт вопросы

Отвечают на вопросы

Целеполагание.

Давайте вместе поставим цели нашего урока.

Задание: Составьте предложение, используя его начало и наводящий вопрос.

Повторить грамматические признаки (какой части речи?)

Обобщить знания (о какой части речи?)

Учитель

Учащиеся

Задаёт вопросы

Отвечают на вопросы, составляют предложения.

Словарно-орфографическая работа.

В начале урока мы поработаем со словарными словами, чтобы подготовиться к ближайшему словарному диктанту.

Упражнение "Маленький учитель"

Словарные слова: Гастроном, универмаг, продавец, лекарство, рецепт, тренер, стадион, бассейн, токарь, слесарь, масштаб, хирург.

Учитель

Учащиеся

Раздаёт карточки со словарными словами, начинает и регулирует работу детей по хлопку.

Работают в парах: диктуют друг другу слова с карточек, затем проверяют каждый сам себя по карточке товарища, затем по команде меняются местами и повторяют работу.

Вывод после выполнения задания.

Фронтальная работа.

- Прочитайте, какие слова вы записали.

- Слова какой части речи вы писали?

- Докажите, что вы записали имена существительные.

- Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом "мастер"

Учитель

Учащиеся

Записывает слово на доске.

Слушает рассуждения детей.

Задание: составьте разрезанное предложение, в котором объясняется значение слова "мастер".

- Прочитайте, что получилось?

- Составьте сами предложение со словом "мастер"

- Какое предложение вам больше понравилось, запишите.

- какой частью речи является слово "мастер"? Докажите.

Записывают слово в тетради,

считают количество букв и звуков,

обозначают орфограмму - непроверяемая гласная в корне, ищут слово в орфографическом словаре.

Составляют предложение из индивид.карточек.

Читают предложение.

Составляют устно.

Записывают наиболее понравившееся предложение со словом "мастер".

Устно доказывают

Повторение и обобщение грамматических признаков существительных.

Игра "Одень слово".

Учитель

Учащиеся

- Давайте вспомним все грамматические признаки существительных и поиграем в игру "Одень слово". Будем "одевать" слово "мастер".

- А сейчас вы продолжите эту игру самостоятельно по "Рабочим тетрадям". С. 134 № 342 1)

- Вывод: какие грамматические признаки мы определяем у существительных?

- Какие из этих признаков постоянные?

- Какие признаки могут изменяться в слове ?

Записывают слово "мастер" и делают грамматический разбор этого слова.

 

Учащиеся самостоятельно разбирают слова, определяют их грамматические признаки.

Полные ответы учащихся.Фронтальнаяработа.

Физминутка. Упражнения для глаз, для мышц рук, спины.

Продолжение работы

Учитель

Учащиеся

- Прочитайте слова на доске "про себя" (слова на карточках остались с начала урока после проведения оргмомента) и выделите из них слова одной смысловой группы. Назовите эту группу, подберите обобщающее слово. (Профессии)

- Продолжите цепочку слов, подберите свой пример.

-Подумайте, как слово "мастер" подходит к нашей смысловой группе?

-Составьте пословицы. К началу пословицы подберите её конец.

- Запишите пословицы, определите род и склонение всех имён существительных, которые там встретятся.

- Проверка по цепочке.

Вывод: род и склонение существительных никогда не изменяются. Чтобы определить склонение, надо определить род.

Ответы на вопросы.

 

 

Работа по индивидуальным карточкам. Чтение и объяснение пословиц.

Выполнение письменного задания.

Делают вывод вместе с учителем.

Выполнение самостоятельной письменной работы.

Учитель

Учащиеся

Все вы на уроках СБО учитесь готовить пищу. Что вы приготовили на последнем уроке?

Незнайка тоже хотел приготовить себе винегрет, но пока бежал до кухни, растерял все свои записи и всё перепутал. Ваша задача помочь Незнайке и правильно записать рецепт приготовления винегрета, распределив предложения в нужном порядке.

Выполнение самостоятельной работы.

 

Определяют число и падеж всех существительных.

Винегрет.

  • Сварить картофель, свёклу, морковь, очистить.

  • Нарезать варёные овощи соломкой или кубиками.

  • Добавить солёные огурцы и квашеную капусту.

  • Соль, молотый перец, сахар растереть с растительным маслом.

  • Перед подачей на стол овощи смешать с приготовленным соусом.

  • Уложить винегрет в салатник.

  • Посыпать готовое блюдо зелёным луком и укропом.

Домашнее задание: С.87 упр.114.

Итог урока. Фронтальная беседа.

- Какие грамматические признаки имён существительных вы знаете?

- Какие из них всегда постоянны?

- Какие гр.признаки у существительного могут изменяться?

- Какое новое словарное слово учились писать?

- Кто такой "мастер"?

10. Рефлексия.

- Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?

- Какое задание вызвало затруднение? Почему?



Тема «Три склонения имен существительных»

Тип урока: урок закрепление знаний

Цель:

Обучающая: закрепить знания о типах склонений имени существительного; совершенствовать навыки определения склонений имен существительных в косвенных падежах.

Коррекционно – развивающая: развитие устойчивого внимания, коррекция и развитие речи через устный опрос, составление предложений, развитие мыслительной деятельности.

Воспитательная: пробуждать интерес к здоровому жизни, к занятию спортом.

Методы: словесный, наглядный,практический

Оборудование: ноутбуки, мультимедиа, карточки,учебник.



Ход урока.

  1. Организационный момент

-Добрый день, ребята, всем!

Не устали вы совсем?

-(Ответ)

Посмотрите все ль в порядке: 0,5 мин.

Книжки, ручки и тетрадки.

(Ответ)

Значит мы урок начнем?

А устанем -отдохнем!



  1. Психологический настрой

-Ребята, чтобы у нас все получилось, предлагаю вам эмоционально настроиться на сегодняшний урок.

«Аутогенная тренировка»

-Теперь закройте глаза и повторяйте за мной.

«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все. Я буду очень внимательным на уроке. Пусть урок принесет мне радость.»

-А теперь давайте посмотрим на картину и закрепим свое хорошее настроение.

( Ребятам предлагается посмотреть на репродукцию картины ) (2 мин)

3.Запись числа и темы урока.

4.Словарная работа

- Ребята, чтобы грамотно писать, надо правило все знать.

Среди слов есть исключения, надо их запоминать.

Запись слов: стадион, тренер, бассейн, гастроном, универмаг, продавец.

(На слайде - словарные слова с пропуском букв.Учащиеся вставляют пропущенные буквы, проверяют правописание с помощью презентации, объясняют лексическое значение.)



- Выберите слово и составьте распространенное предложение. (5 мин)

5.Проверка домашнего задания.

-Ребята, дома вы заполняли таблицу (упр 102).Давайте проверим и поставим себе оценки.

Склонение

Род

Окончание

Примеры

1-е скл.

М.р. Ж.р

-а,-я

Роща.дедушка,земля

2-е скл

М.р. Ср.р

-о, -е

Поле,озеро,Игорь,дом

3-е скл.

Ж.р

На ь

Степь,медаль,лошадь.

(Учащимся предлагается посчитать количество правильно записанных слов, оценить домашнюю работу , согласно критериев 10 слов –«5», 8-9 слов –«4», 7-6 слов –«3», поставить оценки в тетрадь.)

( 3 мин)





6. Повторение (Работа в парах)

_ Ребята, сейчас вы вытянете карточки с вопросами, на которые должны ответить вместе с соседом по парте, прежде обсудив ответ.

Вопросы:

1. Что такое склонение? (Изменение слов по падежам)

2. Сколько склонений у имени существительного? (Три)

3.Какие существительные относятся к 1-му,2-му, 3-му склонению?

4.Как определить склонение существительных? (определить род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение.)

(3 мин)

7.Закрепление.

1. Игра «Собери букет»

-Ребята, сейчас я предлагаю вам собрать три «букета». На доске 3 вазы и карточки с названиями цветов. Ваша задача распределить «цветы» по вазам. Вы уже догадались, что все слова нужно распределить по склонениям.









1 2 3

Ромашка,василек,колокольчик,сирень,незабудка,гвоздика,одуванчик,герань,

черемуха, клевер, лютик.































(5 мин)



2.Самостоятельная работа.

  • Выполнение упр 104.по рядам ( выписать существительные 1,2,3 склонения),

  • 2 человека работают с интерактивным тренажером

















Самооценка (0 ош.-«5», 1-2 ош.-«4», 3-4 ош. «3») ( 5-7 мин.)



3.Физкультминутка для глаз













(1 мин)

4.- Ребята на доске записан фрагмент известной песни. Запишите себе в тетрадь, подчеркните существительные, определите склонение. Назовите мульфильм и исполнителя этой песни.

Давайте послушаем песню и посмотрим фрагмент мультфильма.

Дождик босиком по земле прошел.

Клены по щекам хлопал.

Если добрый ты, это хорошо,

А когда наоборот плохо.

- У какого существительного склонение определить проще? Почему?( Оно стоит в именительном падеже)

-Чтобы определить склонение в косвенных падежах будем использовать алгоритм.

(Алгоритм раздается каждому учащемуся)

Алгоритм

1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч.
2. Определяю род.
3. Нахожу окончание.
4. По роду и окончанию определяю склонение.

( 3 мин)



5. Динамическая пауза.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.- потопать ногами, если это существительное 3 склонение –подпрыгнуть.

А) Кто ни в жару, ни в стужу

     Не снимает шубу?  (баран)

Б) Кто на ветке шишки грыз

    И бросал объедки вниз? (белка)

В) Заверчу, закружу,

     В небеса улечу (вертолет)

Г) Ящик на  коленях пляшет –

    То поет, то горько плачет (гармонь)

Д) Никого не обижает,

    А её все толкают (дверь)

Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста) ( 1 мин)

6. А сейчас ребята, пользуясь алгоритмом, определите склонение существительных.

(Запись пословиц под диктовку, нахождение существительных, определение склонения)

1.Аппетит от больного бежит, а к здоровому катиться.

2.Курить – здоровью вредить.

3.Сон лучше всякого лекарства.

4.Закаляй свое тело с пользой для дела.

5. В здоровом теле – здоровый дух.

- Какой общей темой объединены пословицы?

Скажите, как вы заботитесь о своем здоровье? (7 мин)

8.Итог урока

– Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
– Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных.
– Учиться писать окончания мы будем учиться позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.

9 Домашнее задание упр 107 (1 мин)





Литература:

  1. Т.И. Нелипенко .Современный урок в коррекционном классе. -Волгоград –«Учитель»-2013

  2. Е.Е. Семенова. Занимательная грамматика. -Москва-«Омега» -1996

  3. Интернет –ресурсы









































Самоанализ урока с позиции здоровьесбережения.

Урок проводится в специальном коррекционном классе, где обучаются ребята с нарушениями психического и физического здоровья. Школьники характеризуются быстрой утомляемостью, замедленным темпом обучения, проблемами с запоминанием, распределением внимания. При проведении уроков в данном классе особое внимание в первую очередь должно уделяться сохранению как физического, так и психического здоровья.

Гигиенические условия в кабинете соответствуют санитарно- гигиеническим требованиям: температура в классе + 22 , проведено проветривание помещения, доска чистая, освещена софитами.

Количество видов учебной деятельности не менее 4-х, что не приводит к утомлению школьников. Используется письмо, чтение, слушание, работа у доски и т.д.

Средняя продолжительность видов деятельности 5-7 минут, что соответствует требованиям к уроку в классе СКК.

Число видов преподавания более 3-х. Чередование видов преподавания менее 10 минут.

В ходе урока используется 2 эмоциональных разрядки: в начале урока- аутогенная тренировка, динамическая пауза на 30 минуте. Кроме этого после письменной работы.используется электронная зарядка для глаз.

Длительность использования ТСО не более 7 минут.

Позы учащихся чередуется в зависимости от вида деятельности. Учащиеся в ходе урока имеют возможность двигаться, поочередно выходя к доске.

Психологический климат положительный


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!