ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Мини-исследование. Индивидуальное задание.
-Какая лексическая связь есть между словами дом и покров? На этот вопрос нам поможет ответить Настя Н. Она провела маленькую исследовательскую работу и сейчас нам расскажет об этом.
Ученица рассказывает, с какими словарями ей пришлось поработать, что она узнала, к каким выводам пришла.
Покров Пресвятой Богородицы в православии: великий церковный праздник в память о видении Богородицы, стоящей на воздухе и простирающей покров над молящимися в храме (14 октября). Праздник покрова Богородицы.
Покровительство, защита (устар.
-Так какая же лексическая связь есть между словами дом и покров?
(Эти два слова для человека обозначают защиту : дом-это крепость, укрытие. Слово покров восходит исторически к слову кров, которое имеет два значения :
устар. Крыша. // перен. Дом, жилище, приют.) 2. Перен. Защита. 2. Перен. Защита.
В старину говорили:
На Покров натопи хату без дров.
Покров покроет землю – где листом, где снежком.
Чини избу до Покрова – не то изба не будет тепла.
ПОВЕСТВОВАНИЕ КАК? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? |
Игра «Кто, кто в теремочке живет?»
Текст 1. И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. .. В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно. (Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»)
Текст 2. А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. (Знайка, Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)
Текст 3. «стены ее чертогов намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой; самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед его треснул на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон …; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире». (Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»)
Текст 4.
"Женя обошла сарай, через дырявую крышу которого разбегались во все стороны тонкие веревочные провода. Она подтащила к окну трухлявую лестницу и, взобравшись по ней, спрыгнула на пол чердака. Очень странно! Этот чердак был обитаем. На стене висели мотки веревок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. В углу лежала покрытая мешковиной охапка соломы. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон". ( А.П.Гайдар "Тимур и его команда")
Текст 5.
«Как комнаты большие под землёй стали, а стены у них разные. То всё зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя… И видит Степан огромадную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки – всё из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок тёмно-красный под чернетью, а на ем цветки медные». (П.Бажов , «Хозяйка медной горы»
Текст 6.
Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло и всё в доме блестело, как бриллианты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего» (В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»).
Работа с иллюстрацией к картине А.И.Кулешова «Каморка Герасима».
Задание.
1.Составить картину из пазлов на основе иллюстрации художника.
- Расскажите, что у вас получилось сразу, над чем пришлось подумать. Удачным ли получился интерьер? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Посмотрите оригинал иллюстрации и сопоставьте с тем, какой получился у вас.
- На какие предметы обратил особое внимание художник? Почему?
3. Прочитайте описание каморки Герасима в упражнении № 164.
-Какое описание (деловое или художественное ) дано в учебнике? Докажите свою точку зрения.