Урок 33.
Тема: Сложные слова.
Цель урока – ознакомить учащихся со сложными словами, способами образования сложных слов, условием выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог.
Задачи:
развивающие:
- развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, систематизировать информацию);
- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, речь;
- развивать умение работать в группах, индивидуально;
образовательные:
- учить составлять алгоритм работы;
- через составленный алгоритм учить детей решать учебную задачу (составлять сложные слова с соединительными гласными О и Е, видеть сложные слова в тексте, правильно писать соединительные гласные О и Е в сложных словах);
воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родному языку;
- воспитывать умение договариваться и приходить к совместному решению, работая в паре, оказывать необходимую помощь товарищам и осуществлять контроль за собой;
- воспитывать тягу к новым знаниям.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке русского языка мы продолжим свой путь по дороге знаний. И как всегда вас ждет много открытий на этом пути. Что нового для вас сегодня будет, узнаете попозже. А сейчас откройте тетради и запишите число, классная работа. Тему запишем позже.
Актуализация знаний.
Вспомним изученное: Отгадать загадки
Несмотря на непогоду,
Делает сквозь льды проходы.
Режет их, как масло нож.
Как корабль назовешь? (ЛЕДОКОЛ)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
Есть специалист такой
Для работы под водой.
Раз надел костюм – ко дну,
Кто он? В толк я не возьму? (ВОДОЛАЗ)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор. (ПЫЛЕСОС)
Кто ловит птиц? (ПТИЦЕЛОВ)
1. Постановка проблемного вопроса.
ледокол самолет пароход водолаз | пешеход пылесос птицелов сталевар |
Как называются такие слова? (Такие слова называются сложными)
Почему эти слова называются сложными? (Они называются сложными, потому что состоят из нескольких корней).
При помощи чего образованы эти сложные слова? (Эти слова образованы с помощью соединительных гласных О и Е).
Значит, в образовании сложных слов могут принимать участие две соединительные гласные – О и Е.
2. Постановка проблемы.
Птицелов – птицолов
Кашевар – кашовар
Определение темы урока.
Какова же тема нашего урока? (Записываем в тетради).
А теперь давайте подумаем, чему мы будем сегодня учиться? (Правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной).
Изучение нового материала.
Вернемся к словам, которые рассматривали в начале урока.
ледокол самолет пароход водолаз | пешеход пылесос птицелов сталевар |
Если у обучающихся возникли трудности, можно обратить их внимание на согласную перед соединительной гласной.
В сложных словах после твердой согласной пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е.
Проверьте себя по учебнику (см. правило стр. 54).
Теперь, пожалуй, мы можем определить, как же правильно:
Птицелов – птицолов
Кашевар – кашовар
Закрепление изученного материала. Работа по группам
Образовать слова:
1 ряд.
длинные+ноги .................
тело + греть.......................
броня + жилет..................
скоро+ходить ..................
мухи + морить...................
2 ряд
пешком + ходить ...........
пчёлы + водить ...............
добрая+душа....................
сладости + есть...............
снег + ходить ..................
3 ряд
хор + водить .................
пуля + метать ................
низкий+рост.................
книги +любить...............
кофе + варить................
Подобрать сложные слова, обозначающие:
ряд - Ремёсла
варит кашу – считает звёзды –
ходит в море – чистит трубы –
дует стекло –
ряд - Прозвища
лежит на боку – сидит дома –
ст сладкое – зубы скалит –
пустое мелет –
ряд - Предметы домашнего обихода
Пыль сосет – мышей ловит -
Сам варит – овощи режет -
Огонь тушит
Самостоятельная работа. Выполнение заданий дифференцированного характера.
1 уровень
Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы
Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход.
Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» — гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые.
В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.
2 уровень
Замените словосочетания одним сложным словом
Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.
3 уровень
Распределить слова в 2 столбца в зависимости от соединительной гласной.
Мяс…рубка, пут..шествие, общ..принятый, тепл..любивый, слаб..вольный, картофел..чистка, птиц…фабрика, широк..плечий , груш..видный, пар…возы, един..душие, земл…делие.
V. Подведение итогов урока.
VI. Рефлексия.
Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!
Домашнее задание:. Правило на стр.54, упр.119.