СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Сложные слова".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан к УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александрова 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Сложные слова".»

Урок 33.

Тема: Сложные слова.

Цель урока – ознакомить учащихся со сложными словами, способами образования сложных слов, условием выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог.

Задачи:

  1. развивающие:

- развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, систематизировать информацию);

- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, речь;

- развивать умение работать в группах, индивидуально;

  1. образовательные:

- учить составлять алгоритм работы;

- через составленный алгоритм учить детей решать учебную задачу (составлять сложные слова с соединительными гласными О и Е, видеть сложные слова в тексте, правильно писать соединительные гласные О и Е в сложных словах);

  1. воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к родному языку;

- воспитывать умение договариваться и приходить к совместному решению, работая в паре, оказывать необходимую помощь товарищам и осуществлять контроль за собой;

- воспитывать тягу к новым знаниям.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке русского языка мы продолжим свой путь по дороге знаний. И как всегда вас ждет много открытий на этом пути. Что нового для вас сегодня будет, узнаете попозже. А сейчас откройте тетради и запишите число, классная работа. Тему запишем позже.


  1. Актуализация знаний.


  1. Вспомним изученное: Отгадать загадки

  • Несмотря на непогоду,
    Делает сквозь льды проходы.
    Режет их, как масло нож.
    Как корабль назовешь? (ЛЕДОКОЛ)

  • Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет.
    Что такое? (САМОЛЁТ)

  • По волнам плывёт отважно,
    Не сбавляя ход.
    Лишь гудит машина важно,
    Что такое? (ПАРОХОД)

  • Есть специалист такой
    Для работы под водой.
    Раз надел костюм – ко дну,
    Кто он? В толк я не возьму? (ВОДОЛАЗ)


  • Каждый день выходит утром
    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    На дорогах … (ПЕШЕХОД)

  • Он с хвостом резиновым,
    С желудком парусиновым.
    Как загудит его мотор,
    Глотает он и пыль, и сор. (ПЫЛЕСОС)

  •   Кто ловит птиц? (ПТИЦЕЛОВ)


  •  Кто варит сталь? (СТАЛЕВАР)


  1. 1. Постановка проблемного вопроса.


ледокол

самолет

пароход

водолаз

пешеход

пылесос

птицелов

сталевар


  • Как называются такие слова? (Такие слова называются сложными)

  • Почему эти слова называются сложными? (Они называются сложными, потому что состоят из нескольких корней).

  • При помощи чего образованы эти сложные слова? (Эти слова образованы с помощью соединительных гласных О и Е).

  • Значит, в образовании сложных слов могут принимать участие две соединительные гласные – О и Е.


2. Постановка проблемы.

  • Перед вами слова, как правильно их писать? Уверены ли вы в выборе соединительной гласной?

  • Как правильно?

Птицелов – птицолов

Кашевар – кашовар


  • Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной? (Можно).


  1. Определение темы урока.

  • Какова же тема нашего урока? (Записываем в тетради).

  • А теперь давайте подумаем, чему мы будем сегодня учиться? (Правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной).


  1. Изучение нового материала.

Вернемся к словам, которые рассматривали в начале урока.

ледокол

самолет

пароход

водолаз

пешеход

пылесос

птицелов

сталевар

  • Внимательно рассмотрите оба столбика. Найдите закономерность: когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.

Если у обучающихся возникли трудности, можно обратить их внимание на согласную перед соединительной гласной.

  • Попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной.

В сложных словах после твердой согласной пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е.

  • Проверьте себя по учебнику (см. правило стр. 54).

  • Теперь, пожалуй, мы можем определить, как же правильно:


Птицелов – птицолов

Кашевар – кашовар


  1. Закрепление изученного материала. Работа по группам

  1. Образовать слова:

1 ряд.

длинные+ноги .................

тело + греть.......................

броня + жилет..................

скоро+ходить ..................

мухи + морить...................

2 ряд

пешком + ходить ...........

пчёлы + водить ...............

добрая+душа....................

сладости + есть...............

снег + ходить ..................

3 ряд

хор + водить .................

пуля + метать ................

низкий+рост.................

книги +любить...............

кофе + варить................



  1. Подобрать сложные слова, обозначающие:

  1. ряд - Ремёсла

варит кашу – считает звёзды –

ходит в море – чистит трубы –

дует стекло –

  1. ряд - Прозвища

лежит на боку – сидит дома –

ст сладкое – зубы скалит –

пустое мелет –


  1. ряд - Предметы домашнего обихода

Пыль сосет – мышей ловит -

Сам варит – овощи режет -

Огонь тушит


  1.  Самостоятельная работа. Выполнение заданий дифференцированного характера.
    1 уровень
    Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы
    Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход.
    Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» — гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые.
    В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.

2 уровень
Замените словосочетания одним сложным словом
Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.

3 уровень
Распределить слова в 2 столбца в зависимости от соединительной гласной.

Мяс…рубка, пут..шествие, общ..принятый, тепл..любивый, слаб..вольный, картофел..чистка, птиц…фабрика, широк..плечий , груш..видный, пар…возы, един..душие, земл…делие.


V. Подведение итогов урока.


  • Подведем итоги урока. Какая у нас была цель?

  • Мы ее достигли?


VI. Рефлексия.

Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!


  1. Домашнее задание:. Правило на стр.54, упр.119.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!