Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: урок повторения и практического закрепления изученного материала
Тема урока: Повторение и закрепление знаний по теме: «Имя существительное»
Цели урока:
обучения:
Организация повторения по теме «Имя существительное»
Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
в) знание орфограмм
воспитания:
Воспитание самостоятельности.
Воспитание желания стать грамотной личностью
развития:
Развитие способности к анализу и обобщению.
Развитие речи учащихся.
Развитие творческих способностей
Развитие познавательного интереса учащихся.
- деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Средства обучения: раздаточный материал, учебник.
ХОД УРОКА
1.ОПРОС ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Фронтальный опрос
- что такое имя существительное?
-приведите примеры имен существительных
-сколько родов у имени существительного?
-приведите примеры имен собственных
-имена существительные изменяются по …..(падежам, числам, родам)
-приведите примеры имен существительных, имеющих только форму ед. числа
--приведите примеры имен существительных, имеющих только форму ед. числа
--приведите примеры имен существительных, имеющих только форму мн. числа ( сливки, ножницы, брюки, штаны, очки)
3.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отгадайте загадки
1.под землей птица
Гнездо свила,
Яиц снесла (картофель)
2.всем полезно оно,
Пьем рождения его (молоко)
-Определите число имен сущ-ых (только в ед.числе)
-Послушайте отрывок из стихотворения, какое имя существительное в этом отрывке имеет форму только множественного числа?
У меня , как в мастерской,
Все, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы, и пила
И топор, и два сверла,
Молоток, рубанок
Долото, фуганок.
4.ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.
5.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1.Осложненное списывание. Спишите текст, вставляя буквы, где нужно. Определите род, число выделенных существительных.
1 группа.
Кролик Боевой Конек участвовал в каждом сост…зани…и поб..ждал. (М, м)ики пришел в восторг, восхваляя таланты своего л…бимца. Он искренне любил длинноногого б..гуна и упорно утв..рждал, что для любой с…бак..-в..ликая честь потерпеть поражени...от такого моло…дца.
(Э.Сетон-Томпсон)
2 группа.
В секции…с ж..рафами было интересно. Среди об…тателей секции…выд…лялся ж..раф (П,п)итер. Он занимал лучшую постройк… в зоопарк….(З,с)дание было деревя(н, нн)ое. В помещении…было просторно. Я часто бывал в обители ж…рафа
(Д.Даррелл)
2.Проверка выполнения задания.
3..Словарный диктант. Прием «Наведи порядок». Начертите в тетради таблицу, запишите слова в нужные колонки.
Существительные, имеюшие форму ед.числа | Существительные, имеюшие форму мн.числа |
Сметана | Штаны |
Мед | Очки |
Доброта | Уши |
Молодежь | Ножницы |
| Сливки |
4.Взаимопроверка словарного диктанта. Самостоятельное оценивание.
5.Выполнение проверочной работы. Проверочный диктант.
Переполох в лесу
На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.
Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.
Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.
На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.
Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.
6.Рефлексия. Беседа.
-Какое задание нашего урока вам больше всего понравилось?()
-Какие задания вызвали у вас затруднения?
-Справились ли вы со всеми поставленными задачами?
6.Проставление оценок в журнал.
7.Домашнее задание. Тест по теме «Имя существительное»
Тест
1 вариант
1. Укажите имена существительные.
Они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.
2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на –И:
Гулять по улиц…, отдыхать в санатори…, заботиться о молодеж…, строить на побереж…,жить в селени…
3. Указать слово с суффиксом -ЩИК-
Подпис…ик, извоз…ик, чекан…ик, зруз…ик.
4. Какое из существительных имеет только форму единственного числа?
Студент, молодежь, юноша, девушка.
5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание –ОВ:
Валенки, носки, макароны, дела.
6. Какое существительное в И.п. мн.ч., имеет окончание –А?
Инженер, офицер, профессор, тренер.
2 вариант
1. Указать имена существительные.
Он, доброта, хождение, свежесть, жадничает, рыбачий, завтракают.
2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на –Е:
Собраться на площад…, писать о геро…, расположиться в рощ…, росли в тепл…, прогуляться по алле….
3. Указать слово с суффиксом –чик-
Перебеж…ик, камен…ик, бакен…ик, носиль…к.
4. Какое из существительных имеет только форму множественного числа?
Вьюги, метели, заморозки, оттепели.
5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание –ОВ:
Помидоры, офицеры, чулки, макароны.
6. Какое существительное в И.п, мн.числа имеет окончание –Ы?
Директор, доктор, мастер, шофёр.