СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.

Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"»

Урок русского языка по теме «Е,Ё,Ю,Я- буквы- актрисы»

Предмет: русский язык

Класс: 5 «Г»

Учитель: Джиоева Л.О.

Дата проведения: 27.11 .2015г.

Формы работы: групповая, фронтальная

Тип урока: комбинированный.

Предметные цели урока:

•Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.

•Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.


ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поздороваемся.

Учитель:

«Запишем сегодняшнее число.

Двадцать седьмое ноября. Классная работа.

Обозначьте орфограммы в записи числа.

Оставим место для темы урока, ее, как обычно, вы назовете чуть позже



Прочитайте выразительно поэтические

строки С. Маршака.

А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть!

"Сверните" текст в пословицу. Какую пословицу с аналогичным смыслом вы знаете?

Минутка чистописания:

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Как вы понимаете данное высказывание?

Вы знаете, ребята, что фонетика - это раздел науки, в котором изучаются звуки речи. Дома вам нужно было повторить теорию по этому разделу. Давайте проверим, насколько хорошо вы подготовились. Играем в игру «ДаНетка» (Или «Верю/не верю»)

Если вы не согласны, аргументируйте, почему

1.Фонетика-это раздел науки о языке, в котором изучаются: звуки (Верю)

2.Звуки речи делятся на две группы (гласные и согласные) (Верю)

3. Между буквой и звуком нет отличий (не верю)

4. Гласные бывают звонкими и глухими (не верю)

5 Мягкость согласного в транскрипции обозначается Ь (не верю)

6. Количество гласных звуков 10 (Не верю)

7. В словах бывает звуков больше, чем букв (Верю)

8.В словах бывает букв больше, чем звуков (Верю)

Так звуков больше или букв? Хорошо, ребята.

Посмотрите на экран:

Скажите, ребята, а что связывает эти картинки?

Какие? (Е, Е, Ю, Я)

ЯБЛОКО, ПОЕЗД, РУЖЬЁ, ВЬЮГА

Чем интересны эти буквы? (Дают два звука) Как актрисы, правда?

Предположите тему нашего урока: (Двойная роль букв Е, Ё, Ю,Я)

Учитель корректирует и записывает: «Е, ё, ю, я – буквы-актрисы»

Попутно обращается внимание на тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель: «Почему же, ребята, эти буквы называют буквами - актрисами?

Каково лексическое значение слова «актриса?»

Дети: Актриса - это женщина, которая играет в кино и театре различные роли.

Итак, предположите цель нашего урока, пользуясь Словами – подсказками (доска)

Цель:

1. Познакомиться с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я;

2. Научиться различатьпозиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука;

3. Закрепитьполученные знания.

1.Итак, наша первая задача: познакомиться с ролью

букв-актрис Е, Ё, Ю, Я

Для этого мы проведем устный распределительный диктант

Откройте учебники на стр. 142. Найдите упражнение 310

Прочитаем, что нужно сделать? Читаем.

Назовите слова трех столбиков. Задание всем понятно?

На эту работу у вас 2 минуты. (Часы)

Проверка. Итак, назвать слова в трех случаях: в начале слова, после гласной, после твердого и мягкого знаков. А групп у нас 4. Три группы называют слова, а четвертая, будет в роли экспертов. Нужно быть очень внимательными и слушать ответы всех трех групп.

После прочтения каждой группы – эксперты оценивают

Давайте подытожим нашу работу, для этого прочитаем теоретические сведения учебника. Стр.142












Предлагаю взять в руки карандаш и делать пометы на полях, используя прием «»Инсерт» (ученик зачитывает). Я напоминаю - (слайд)

Читаем. Анализируем. Кто из вас это уже знал? Для кого это были новые знания? Кто думал иначе? У кого есть вопросы?

Мы должны были познакомиться с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я. Познакомились? (К целям на доске).

2. НАША СЛЕДУЮЩАЯ ЗАДАЧА:

Научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука

Итак, Каждая группа самостоятельно выполняет задание, потом мы его проверим по эталону. На столах листы с текстом произведения С. Есенина.

Под стихотворением таблица. (Выглядит это так. - Слайд) Давайте прочитаем, что нужно сделать? Задание ясно? Вы работаете в группах, поэтому можете обсуждать это задание. Приступаем.

На его выполнение у вас три минуты

Прочитайте стихотворение С.А. Есенина, выпишите из него слова, в которых встречаются буквы е, ё, ю, я, вписав их в нужный столбик.

Проверьте по эталону

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые, Прижались у окна. ( С.Есенин)

Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук

Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука



Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук

Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука

лес

поёт

сосняка

аукает

далёкую

баюкает

седые

глубокую

метелица

седые

шелковым

игривые

стелется

сиротливые

детки

далёкую


Время вышло. Положили ручки. Проверяем. Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки.. Молодцы! У кого 1 ошибка. Какая?

Понял (а), где ошибся? Почему?

2 ошибки? 3 ошибки и более? Это значит, что нужно быть немного внимательнее!

Итак, мы должны были научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука. Научились? Да. Молодцы!

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Встаем.

Я произношу слова, в которых есть гласные Е, Ё, Ю, Я.

Если гласный обозначает 2 звука, то вы подымаете вверх две руки, а если 1 звук, то правую руку.

Юнга хлеб

Барьер люстра

Ружьё пень

Баян клюква

Вьюга свёкла

Маятник память

Каюта озеро Молодцы, достаточно. Садимся и продолжаем работать.

3.Наша следующая задача: закрепить полученные знания.

Я предлагаю вам следующую групповую работу - ПРОЕКТ.

Попробуем составить таблицу-алгоритм. Или кластер. Как вам будет удобно. Для этого я раздам вам листы, на которых есть уже шаблон (пронумеровать учителю!)

Что спряталось в таблице? Заполните таблицу, впишите в алгоритм нужное. Один представитель от группы будет защищать проект через три минуты.

Собрала. Вы все молодцы! Но я выбрала две более интересные работы, логично построено, мне бы хотелось, чтобы ребята рассказали, как они выполняли задание. Наша задача не посмотреть все четыре проекта, а научиться создавать их.

Две группы озвучивают.

Итак, мы должны были закрепить полученные знания. Закрепили?

Рефлексия

Заключительная беседа

– Ребята, сегодня на уроке мы раскрыли тайну букв-актрис.

Каких? Букв Е Ё Ю Я

Мы хорошо поработали, пора подвести итоги.

Цели проговорить обязательно!!!!

1. Познакомиться… с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я;

2. Научиться различать… позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука;

3. Закрепить… полученные знания.

Оцените свою работу на уроке,  пользуясь диагностической картой.

(311) ?

Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, но затруднялся определять это. Поставлю знак вопроса.

313) !

 Мне все понятно. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»

(сказка) ! ! !

Научился различать позиции, знаю, когда буквы обозначают один, а когда два звука и могу объяснить тему товарищу.

Я скажу себе: «Молодец!»



Домашнее задание.

Я предлагаю вам выбрать домашнее задание:

1. Ребята, которые затруднялись в выполнении заданий, работают с упр. № 311 из параграфа 61.

2. Ребята, которые выбрали восклицательный знак, так как им все понятно, выполняют упр. 313.

3. Те, кто научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могут объяснить тему товарищу, сочинят сказку «Буквы-актрисы»

Учитель: Ребята, сегодня вы очень хорошо сегодня работали. Я благодарю вас за урок!

Выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!