Урок русского языка по теме «Е,Ё,Ю,Я- буквы- актрисы»
Предмет: русский язык
Класс: 5 «Г»
Учитель: Джиоева Л.О.
Дата проведения: 27.11 .2015г.
Формы работы: групповая, фронтальная
Тип урока: комбинированный.
Предметные цели урока:
•Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
•Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ)
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.
ХОД УРОКА
Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поздороваемся.
Учитель:
«Запишем сегодняшнее число.
Двадцать седьмое ноября. Классная работа.
Обозначьте орфограммы в записи числа.
Оставим место для темы урока, ее, как обычно, вы назовете чуть позже
Прочитайте выразительно поэтические
строки С. Маршака.
А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Не попить без грамоты, не поесть,
На воротах номера не прочесть!
"Сверните" текст в пословицу. Какую пословицу с аналогичным смыслом вы знаете?
Минутка чистописания:
Грамоте учиться - всегда пригодится.
Как вы понимаете данное высказывание?
Вы знаете, ребята, что фонетика - это раздел науки, в котором изучаются звуки речи. Дома вам нужно было повторить теорию по этому разделу. Давайте проверим, насколько хорошо вы подготовились. Играем в игру «ДаНетка» (Или «Верю/не верю»)
Если вы не согласны, аргументируйте, почему
1.Фонетика-это раздел науки о языке, в котором изучаются: звуки (Верю)
2.Звуки речи делятся на две группы (гласные и согласные) (Верю)
3. Между буквой и звуком нет отличий (не верю)
4. Гласные бывают звонкими и глухими (не верю)
5 Мягкость согласного в транскрипции обозначается Ь (не верю)
6. Количество гласных звуков 10 (Не верю)
7. В словах бывает звуков больше, чем букв (Верю)
8.В словах бывает букв больше, чем звуков (Верю)
Так звуков больше или букв? Хорошо, ребята.
Посмотрите на экран:
Скажите, ребята, а что связывает эти картинки?
Какие? (Е, Е, Ю, Я)
ЯБЛОКО, ПОЕЗД, РУЖЬЁ, ВЬЮГА
Чем интересны эти буквы? (Дают два звука) Как актрисы, правда?
Предположите тему нашего урока: (Двойная роль букв Е, Ё, Ю,Я)
Учитель корректирует и записывает: «Е, ё, ю, я – буквы-актрисы»
Попутно обращается внимание на тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель: «Почему же, ребята, эти буквы называют буквами - актрисами?
Каково лексическое значение слова «актриса?»
Дети: Актриса - это женщина, которая играет в кино и театре различные роли.
Итак, предположите цель нашего урока, пользуясь Словами – подсказками (доска)
Цель:
1. Познакомиться… с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я;
2. Научиться различать… позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука;
3. Закрепить… полученные знания.
1.Итак, наша первая задача: познакомиться с ролью
букв-актрис Е, Ё, Ю, Я
Для этого мы проведем устный распределительный диктант
Откройте учебники на стр. 142. Найдите упражнение 310
Прочитаем, что нужно сделать? Читаем.
Назовите слова трех столбиков. Задание всем понятно?
На эту работу у вас 2 минуты. (Часы)
Проверка. Итак, назвать слова в трех случаях: в начале слова, после гласной, после твердого и мягкого знаков. А групп у нас 4. Три группы называют слова, а четвертая, будет в роли экспертов. Нужно быть очень внимательными и слушать ответы всех трех групп.
После прочтения каждой группы – эксперты оценивают
Давайте подытожим нашу работу, для этого прочитаем теоретические сведения учебника. Стр.142
Предлагаю взять в руки карандаш и делать пометы на полях, используя прием «»Инсерт» (ученик зачитывает). Я напоминаю - (слайд)
Читаем. Анализируем. Кто из вас это уже знал? Для кого это были новые знания? Кто думал иначе? У кого есть вопросы?
Мы должны были познакомиться с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я. Познакомились? (К целям на доске).
2. НАША СЛЕДУЮЩАЯ ЗАДАЧА:
Научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука
Итак, Каждая группа самостоятельно выполняет задание, потом мы его проверим по эталону. На столах листы с текстом произведения С. Есенина.
Под стихотворением таблица. (Выглядит это так. - Слайд) Давайте прочитаем, что нужно сделать? Задание ясно? Вы работаете в группах, поэтому можете обсуждать это задание. Приступаем.
На его выполнение у вас три минуты
Прочитайте стихотворение С.А. Есенина, выпишите из него слова, в которых встречаются буквы е, ё, ю, я, вписав их в нужный столбик.
Проверьте по эталону
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые, Прижались у окна. ( С.Есенин)
Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук | Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука |
| |
Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 1 звук | Буквы е, ё, ю, я, которые обозначают 2 звука |
лес | поёт |
сосняка | аукает |
далёкую | баюкает |
седые | глубокую |
метелица | седые |
шелковым | игривые |
стелется | сиротливые |
детки | далёкую |
Время вышло. Положили ручки. Проверяем. Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки.. Молодцы! У кого 1 ошибка. Какая?
Понял (а), где ошибся? Почему?
2 ошибки? 3 ошибки и более? Это значит, что нужно быть немного внимательнее!
Итак, мы должны были научиться различать позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука. Научились? Да. Молодцы!
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Встаем.
Я произношу слова, в которых есть гласные Е, Ё, Ю, Я.
Если гласный обозначает 2 звука, то вы подымаете вверх две руки, а если 1 звук, то правую руку.
Юнга хлеб
Барьер люстра
Ружьё пень
Баян клюква
Вьюга свёкла
Маятник память
Каюта озеро Молодцы, достаточно. Садимся и продолжаем работать.
3.Наша следующая задача: закрепить полученные знания.
Я предлагаю вам следующую групповую работу - ПРОЕКТ.
Попробуем составить таблицу-алгоритм. Или кластер. Как вам будет удобно. Для этого я раздам вам листы, на которых есть уже шаблон (пронумеровать учителю!)
Что спряталось в таблице? Заполните таблицу, впишите в алгоритм нужное. Один представитель от группы будет защищать проект через три минуты.
Собрала. Вы все молодцы! Но я выбрала две более интересные работы, логично построено, мне бы хотелось, чтобы ребята рассказали, как они выполняли задание. Наша задача не посмотреть все четыре проекта, а научиться создавать их.
Две группы озвучивают.
Итак, мы должны были закрепить полученные знания. Закрепили?
Рефлексия
Заключительная беседа
– Ребята, сегодня на уроке мы раскрыли тайну букв-актрис.
Каких? Букв Е Ё Ю Я
Мы хорошо поработали, пора подвести итоги.
Цели проговорить обязательно!!!!
1. Познакомиться… с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я;
2. Научиться различать… позиции, в которых данные буквы обозначают один и два звука;
3. Закрепить… полученные знания.
Оцените свою работу на уроке, пользуясь диагностической картой.
(311) ? | Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, но затруднялся определять это. Поставлю знак вопроса. |
313) ! | Мне все понятно. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» |
(сказка) ! ! ! | Научился различать позиции, знаю, когда буквы обозначают один, а когда два звука и могу объяснить тему товарищу. Я скажу себе: «Молодец!» |
Домашнее задание.
Я предлагаю вам выбрать домашнее задание:
1. Ребята, которые затруднялись в выполнении заданий, работают с упр. № 311 из параграфа 61.
2. Ребята, которые выбрали восклицательный знак, так как им все понятно, выполняют упр. 313.
3. Те, кто научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могут объяснить тему товарищу, сочинят сказку «Буквы-актрисы»
Учитель: Ребята, сегодня вы очень хорошо сегодня работали. Я благодарю вас за урок!
Выставление оценок.