СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Склонение имен существительных в форме единственного числа. Безударные окончания существительных в Р., Д., П. падежах ед.числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе по теме  "Склонение имен существительных в форме единственного числа. Безударные окончания существительных в Р., Д., П. падежах ед.числа" имеет следующие образовательные цели : закрепить знания учащихся по данной теме; повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной; закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного; воспитывать интерес к предмету; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников; способствовать развитию внимание, мышление, память.

Оборудование:

  • учебник Н. В. Нечаевой «Русский язык в 4 классе»
  • индивидуальные карточки с тестом,
  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация  

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 4 классе по теме "Склонение имен существительных в форме единственного числа. Безударные окончания существительных в Р., Д., П. падежах ед.числа"»

Сизонова Ирина Александровна МБОУ гимназия №9 Тема урока. Урок русского языка в 4 классе по теме "Склонение имен существительных в форме единственного числа. Безударные окончания существительных в Р., Д., П. падежах ед.числа"

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить знания учащихся по данной теме;

  • повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;

  • закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного

  • воспитывать интерес к предмету;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.

  • способствовать развитию внимание, мышление, память.

Оборудование:

  • учебник Н. В. Нечаевой «Русский язык в 4 классе»

  • индивидуальные карточки с тестом,

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;

  • презентация

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Ход урока

Слайд 1

  1. Орг. момент.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". Как вы ее понимаете?

-  Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

Отгадайте загадку.

(слайды про осень)

Вот художник, так художник,
Все леса позолотил,
даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем.
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так, как летом.
Отгадать загадку просим:

(слайд) Кто художник этот? (осень)

Запишем это слово: ОСЕНЬ

- К какой части речи относится это слово? (имя существительное)

- Что мы называют именем существительным? (самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос КТО? ЧТО?)

- Подберите к имени существительному осень подходящее по смыслу имя прилагательное (золотая, красивая, веселая, хмурая, ненастная, шелестящая и т.д)

Запишем: золотая

- Составьте (устно) предложение или небольшой рассказ на тему «Осень».

- Какое из явлений природы бывает только осенью? (листопад) –

Записать ЛИСТОПАД

- Как образовалось это слово? (при помощи сложения двух корней)- Выделите корни.

- Осенью мы наблюдаем листопад. Ковер из разноцветных листьев покрыл всю землю.

- Составьте предложение из слов: лес, нагоняет, осенний, грусть, легкую

Осенний лес нагоняет легкую грусть.

- Запишите предложение, объясните орфограммы, охарактеризуйте предложение и сделайте разбор (один ученик на доске)

Словарная работа

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Запишите самостоятельно слова – названия осенних месяцев.

- Отгадайте загадки, когда это бывает?

1) “ В …. одна ягода, да и та горькая калина” (сентябрь)

2) Про какой месяц говорят “…. землю кроет, где листиком, а где снежком”.(октябрь)

3) Что за месяц: октябрю сын, сентябрю внук, зиме родной брат (ноябрь)

- Что общего в этих словах? (Это сущ. 2 склонения, м.р., ед.ч.,)

- Определите количество букв и звуков в словах – названиях месяцев. Почему букв больше, чем звуков? А в слове ноябрь?

Повторение

- Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к 1? ко 2? к 3 склонению?

- Верно ли, чтобы определить к какому склонению относится данное имя существительное, надо поставить его в начальной форме – родительном падеже множественного числа? (дети отвечают) А в каком падеже у сущ-х нач. форма?

3. Подведение к теме урока.

- А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание.

1 группа.

Задание.

- У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения.

- Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

1.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

 

2.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.

 

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами (лиса, земля)

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно, утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным..

2 группа.

Задание.

- У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения.

Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

1.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е.

 

2.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.

 

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__(окно)

________________________

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно, утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а второе утверждение будет неверным.

3 группа.

Задание.

- У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения.

Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

1.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

 

2.

Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .

 

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__степь________________________

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно, утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.

Проверка.

- Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа?

На доске появляется:

Запишите таблицу в тетрадь.


1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

– И

-

- И

Д.п.

–Е

-

- И

П.п.

–Е

- И

- Какова тема нашего урока?

(Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склонений)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Что у вас вызывает трудности? (правильно писать безударные окончания имен существительных)

Над этим мы и будем работать на уроке.

- Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?

- Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных:

- Вспомним наши шаги. (Определить склонение, падеж, вспомнить окончания, проверить опорным словом.

Какие слова являются опорными в 1 скл., 2, 3? лиса, земля, окно, степь)

4. Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонения.

1) Запишите слова под диктовку (3 человека по 2 слова; на доске и в тетрадях), укажите падеж и склонение. Выделите окончание.

В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.

- Сравни окончания. Что вы заметили?

- Почему в этих словах мы написали окончание – Е? (сущ-е 1 и 2 скл. В Д. и П. падежах имеют окончание Е)

2) Спишите. (самостоятельно) Определите падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

В холод…, о жизн…, из деревн.., к сирен…, по букв…, из шерст…, в фонтан….

Проверка .

- Зачитайте слова с окончанием – И.

- Почему в этих словах вы написали окончание – И?(сущ. В Р.п. 1 скл. Имеют ок-е И, 3 скл. – И в Р. Д.,и П.)

картинка «Осень»

5. Упражнение на различие имен существительных 1 и 3 склонения.

А) упр. 118

Замените рисунки словами 2 и 3 склонений. Запишите получившиеся слова в форме Р., Д., П. падежей.

1 вариант – сущ-е 2 склонения, 2 вариант – сущ. 3 склонения.

Р.п. Д.п. П.п.

Проверка:

- От слов какого склонения можно образовать слова 1 склонения? (от 3 скл.)

- Назовите эти сущ-е в Р.,Д., П.падежах. Какие окончания будут иметь имена сущ-е 1 скл?

Б). Работа в парах.

Карточка №1.

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж и склонение имен существительных.

1 вариант

Желтый лист ( скл., …п. ) тополя ( скл., …п. ) оторвался от ветк…. ( скл., …п.), покачиваясь в воздух…( скл., …п.), медленно спустился на землю ( скл., …п.).

Карточка №2.

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж и склонение имен существительных.

2 вариант

Каждая травинка ( скл., …п.), каждый упавший на землю ( скл., …п.) лист ( скл., …п.), каждая паутинка ( скл., …п.) – всё обсыпано сахарной пудрой.

- Взаимопроверка

- Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?

- Какие ошибки допустили?

- Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок?

- Над какой темой мы с вами работаем? (Правописание безударных окончаний имен существительных 3-х склонений)

- Что вы должны сегодня уяснить для себя? (Как правильно написать безударное окончание имени сущ-го)

- Каким алгоритмом вы воспользуетесь, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?

6. Тестовая проверка (карточки)

Внимательно прочитай предложения. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

1.

У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

 

2.

У имён существительных второго склонения, никогда не пишется окончание -и.

 

3.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и.

 

4.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е.

 

5.

У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа окончание -е.

 

6.

У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа окончание -и.

 

7.

Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово стена.

 

8.

У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, а в дательном и предложном падежах – окончание –е.

 


7. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных. ----- Кому стало легче определять безударные окончания имен существительных?

- Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:

На мониторе помещена схема:

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Слайды

«Лес осенью» Я приглашаю вас в осенний лес.



8. Домашнее задание. Написать рассказ на тему «Лес осенью».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!