УМК «Гармония». Русский язык. 3 класс.
Тема: Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени – «в одной из своих форм»).
Цель: познакомить учащихся с единым способом действий для правильного выбора рода у одной из форм глаголов.
Планируемые предметные результаты
Рассказывать о едином способе действий для правильного выбора рода у одной из форм глагола. Изменять глагол по родам и числам.
Универсальные учебные действия
Осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. Выполнять учебные действия.
Оборудование: презентация PowerPoint, сундучок с вопросами, раздаточный материал , карточки с заданием для работы в группах.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Создание эмоционального настроения. ( Слайд 2 )
- Ребята, продолжим путешествовать по стране Знаний. Сегодня отправляемся на корабле, ведь мы – жители морского города.
- Прочитаем напутственные слова капитана нашего корабля.
(Хоровое чтение девиза урока.)
Ты в дорогу собирайся,
Багаж знаний в путь бери.
Будь уверенным! Старайся!
Ждёт удача впереди!
II. Актуализация опорных знаний.
Каллиграфическая минутка. (Слайд 3)
- В море часты волны. Посмотрите, какая необычная волна движется на нас.
- Какие знакомые буквы и сочетания букв несет в себе волна?
- Что объединяет буквы? (Буквы гласных)
- В какой части слова могут стоять они? (В окончании слова)
- О чем могут рассказать эти окончания: -а, -я, - ая, - яя, -о, -е, -ое, -ее?
Повторение правил по теме. (Слайд 4)
- Проверим, не унесло ли волной наш багаж?
«Волшебный сундучок» (дети по очереди вытаскивают из сундучка листочек с вопросом, отвечают на вопрос)
- В каких частях речи могут встретиться эти окончания? Чем отличаются слова, имеющие буквы а-я в окончании от слов, имеющих буквы о-е? Как объяснить выбор букв в окончаниях существительных и прилагательных? Что перед нами, если в словах изменились только окончания, - однокоренные слова или формы слов?
III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.
Решение орфографических задач - вставить и объяснить выбор букв в корне слов – индивидуальная работа на карточках. (Слайд 5)
- В радиорубке радист проводит занятие по радиоделу, учит передавать сообщения. При этом очень важно не допускать ошибок, ведь мы знаем, что от одной буквы иногда зависит значение слова. Попробуйте и вы потренироваться.
Д..машн…, г..в..рил…, з..л..тист…, м..лчал.., г..ревал…, м..лочн….
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Глаголы и прилагательные.)
– Что общего у всех слов? (Самостоятельные части речи, безударная гласная «о».)
- Легко ли было решать орфографические задачи в корне слов? А возможно ли так же легко решить их в окончании? От чего зависит окончание у прилагательных?
- Какая часть речи может помочь определить окончание прилагательных?
- Посмотрите на вторую запись и определите окончание прилагательных:
Домаш… задание, золотист… березка, молочн... мороженое.
- А кто командует глаголом? Как узнавать род глаголов и выбирать окончание?
IV. Работа по теме.
Обсуждение вариантов решения проблемы. (Слайд 5)
- С какой частью речи связаны глаголы? А прилагательные? Что помогает определить род у прилагательных? А у существительных?
- Понаблюдаем за связью глаголов и существительных, определим род и окончание.
Девочк… говорил…, ради… молчал…, старух… горевал… .
Вывод: стр. 73
– Как узнавали, какого рода форма глагола? (Подставляли местоимения – он, она, оно.)
Физминутка «Море волнуется - раз». (Слайд 6)
Первичное закрепление. (Слайд 7)
- На нашем корабле вывесили сигнальные флажки. О чем они сигналят?
– Какие окончания имеет глагол в ж. р., ср. р., м. р?
– Какой частью речи еще командует существительное?
Работа в группах - игра «Найди свой причал» - м.р.. ж.р., ср.р. (Слайд 8)
- Боцман корабля решил провести учения, проверить, готовы ли его пассажиры к ЧС, к самостоятельному плаванию в океане знаний.
- Надо привести лодки к нужному причалу.
Группа « Сам » : - на индивидуальных карточках следует соединить «лодки» и «причалы» .
Группа « Помощь » ( тот ребенок, который выбрал работу в этой группе, сигнализирует об этом моделью спасательного круга ):
- Ваш спасательный круг на уроке – это учитель. Поработаем фронтально у доски.
– Какая лодка не причалила? Почему? (Множественное число – род не определяется.)
V. Обобщение и закрепление изученного материала.
- Возвращаемся домой. Поделимся друг с другом впечатлениями о нашем путешествии.
Обобщение – упр. 186, 187. (Слайд 9)
- А в городе нашем хозяйничает Осень.
Закрепление – работа в парах. (Слайд 10)
– Художница «Прилагательное» забыла дописать слова в предложения, а Глагол стер окончания в своих словах. Помогите восстановить текст.
Пришл.. _____ осень. Спрятал…сь ______ солнышко. Пожухл.. ______ трава. _________ деревце у дома пожелтел...
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Прощаемся с капитаном. Он командует всеми на корабле.
– А кто командует прилагательным и глаголом?– Как определить род у существительного? (Слайд 10)
- Сдаем рапорт о проделанной работе. Обозначьте уровень своей активности, понимания изученного материала, аккуратности выполнения работы в тетради на «лесенках успеха».
VII. Домашнее задание: стр. 73-75, правила, упр. 188.