СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе УМК "Гармония" по теме "Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени - "в одной из своих форм")"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект урока-путешествия с презентацией в формате PowerPoint. Материал урока может быть использован при изучении темы "Родовые окончания глаголов прошедшего времени".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 3 класс. УМК Гармония»

УМК «Гармония». Русский язык. 3 класс.


Тема: Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени – «в одной из своих форм»).

Цель: познакомить учащихся с единым способом действий для правильного выбора рода у одной из форм глаголов.

Планируемые предметные результаты

Рассказывать о едином способе действий для правильного выбора рода у одной из форм глагола. Изменять глагол по родам и числам.

Универсальные учебные действия

Осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников. Выполнять учебные действия.

Оборудование: презентация PowerPoint, сундучок с вопросами, раздаточный материал , карточки с заданием для работы в группах.


Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Создание эмоционального настроения. ( Слайд 2 )

- Ребята, продолжим путешествовать по стране Знаний. Сегодня отправляемся на корабле, ведь мы – жители морского города.

- Прочитаем напутственные слова капитана нашего корабля.

(Хоровое чтение девиза урока.)

Ты в дорогу собирайся,

Багаж знаний в путь бери.

Будь уверенным! Старайся!

Ждёт удача впереди!


II. Актуализация опорных знаний.

Каллиграфическая минутка. (Слайд 3)

- В море часты волны. Посмотрите, какая необычная волна движется на нас.

- Какие знакомые буквы и сочетания букв несет в себе волна?

- Что объединяет буквы? (Буквы гласных)

- В какой части слова могут стоять они? (В окончании слова)

- О чем могут рассказать эти окончания: -а, -я, - ая, - яя, -о, -е, -ое, -ее?

Повторение правил по теме. (Слайд 4)

- Проверим, не унесло ли волной наш багаж?

«Волшебный сундучок» (дети по очереди вытаскивают из сундучка листочек с вопросом, отвечают на вопрос)

- В каких частях речи могут встретиться эти окончания? Чем отличаются слова, имеющие буквы а-я в окончании от слов, имеющих буквы о-е? Как объяснить выбор букв в окончаниях существительных и прилагательных? Что перед нами, если в словах изменились только окончания, - однокоренные слова или формы слов?

III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.

Решение орфографических задач - вставить и объяснить выбор букв в корне слов – индивидуальная работа на карточках. (Слайд 5)

- В радиорубке радист проводит занятие по радиоделу, учит передавать сообщения. При этом очень важно не допускать ошибок, ведь мы знаем, что от одной буквы иногда зависит значение слова. Попробуйте и вы потренироваться.

Д..машн…, г..в..рил…, з..л..тист…, м..лчал.., г..ревал…, м..лочн….

– На какие две группы можно разделить эти слова? (Глаголы и прилагательные.)

– Что общего у всех слов? (Самостоятельные части речи, безударная гласная «о».)

- Легко ли было решать орфографические задачи в корне слов? А возможно ли так же легко решить их в окончании? От чего зависит окончание у прилагательных?

- Какая часть речи может помочь определить окончание прилагательных?

- Посмотрите на вторую запись и определите окончание прилагательных:

Домаш… задание, золотист… березка, молочн... мороженое.

- А кто командует глаголом? Как узнавать род глаголов и выбирать окончание?

IV. Работа по теме.

Обсуждение вариантов решения проблемы. (Слайд 5)

- С какой частью речи связаны глаголы? А прилагательные? Что помогает определить род у прилагательных? А у существительных?

- Понаблюдаем за связью глаголов и существительных, определим род и окончание.

Девочк… говорил…, ради… молчал…, старух… горевал… .

Вывод: стр. 73

– Как узнавали, какого рода форма глагола? (Подставляли местоимения – он, она, оно.)

Физминутка «Море волнуется - раз». (Слайд 6)

Первичное закрепление. (Слайд 7)

- На нашем корабле вывесили сигнальные флажки. О чем они сигналят?

– Какие окончания имеет глагол в ж. р., ср. р., м. р?

– Какой частью речи еще командует существительное?


Работа в группах - игра «Найди свой причал» - м.р.. ж.р., ср.р. (Слайд 8)

- Боцман корабля решил провести учения, проверить, готовы ли его пассажиры к ЧС, к самостоятельному плаванию в океане знаний.

- Надо привести лодки к нужному причалу.

Группа « Сам » : - на индивидуальных карточках следует соединить «лодки» и «причалы» .

Группа « Помощь » ( тот ребенок, который выбрал работу в этой группе, сигнализирует об этом моделью спасательного круга ):

- Ваш спасательный круг на уроке – это учитель. Поработаем фронтально у доски.

– Какая лодка не причалила? Почему? (Множественное число – род не определяется.)

V. Обобщение и закрепление изученного материала.

- Возвращаемся домой. Поделимся друг с другом впечатлениями о нашем путешествии.

Обобщение – упр. 186, 187. (Слайд 9)

- А в городе нашем хозяйничает Осень.

Закрепление – работа в парах. (Слайд 10)

– Художница «Прилагательное» забыла дописать слова в предложения, а Глагол стер окончания в своих словах. Помогите восстановить текст.

Пришл.. _____ осень. Спрятал…сь ______ солнышко. Пожухл.. ______ трава. _________ деревце у дома пожелтел...

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Прощаемся с капитаном. Он командует всеми на корабле.

– А кто командует прилагательным и глаголом?– Как определить род у существительного? (Слайд 10)

- Сдаем рапорт о проделанной работе. Обозначьте уровень своей активности, понимания изученного материала, аккуратности выполнения работы в тетради на «лесенках успеха».

VII. Домашнее задание: стр. 73-75, правила, упр. 188.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку русского языка»

УМК «Гармония». Русский язык. 3 класс. Презентация к уроку « Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени» (без упоминания о времени – «в одной из своих форм»). » Выдыш Валентина Николаевна учитель начальных классов ГБОУ города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 58 с углубленным изучением общественно-экономических дисциплин имени Героя Советского Союза В.И.Колядина»

УМК «Гармония». Русский язык. 3 класс.

Презентация к уроку

« Изменение по родам глаголов

в форме прошедшего времени»

(без упоминания о времени – «в одной из своих форм»).

»

Выдыш Валентина Николаевна

учитель начальных классов ГБОУ города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа № 58

с углубленным изучением общественно-экономических дисциплин

имени Героя Советского Союза В.И.Колядина»

Ты в дорогу собирайся, Багаж знаний в путь бери. Будь уверенным! Старайся! Ждёт удача впереди!

Ты в дорогу собирайся,

Багаж знаний в путь бери.

Будь уверенным! Старайся!

Ждёт удача впереди!

-а -я -ее -ая -яя -е -ое -о

-ее

-ая

-яя

-ое

В каких частях речи могут встретиться эти окончания? Чем отличаются слова, имеющие буквы а-я в окончании от слов, имеющих буквы о-е? Как объяснить выбор букв в окончаниях существительных и прилагательных? Что перед нами, если в словах изменились только окончания, - однокоренные слова или формы слов?

В каких частях речи могут встретиться эти окончания?

Чем отличаются слова, имеющие буквы а-я в окончании от слов, имеющих буквы о-е?

Как объяснить выбор букв в окончаниях существительных и прилагательных?

Что перед нами, если в словах изменились только окончания, - однокоренные слова или формы слов?

задание  берёзка   мороженое д_машн__ о г_в_рил_ з_л_тист__ м_лчал_ г_ревал_ м_лочн__ ее а о о девочк_  ради_ старух_ а о о ая о о о а а о ое о

задание

берёзка

мороженое

д_машн__

о

г_в_рил_

з_л_тист__

м_лчал_

г_ревал_

м_лочн__

ее

а

о

о

девочк_

ради_

старух_

а

о

о

ая

о

о

о

а

а

о

ое

о

Море волнуется – раз, Море волнуется – два, Море волнуется – три. Морская фигура, на месте замри!

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три.

Морская фигура, на месте замри!

м. р. - ср. р. - а ж. р. - о

м. р. -

ср. р. -

а

ж. р. -

о

м.р. ср.р. ж.р. сох взяла созрело нёс увёз истёк играло пекли была убежало сходила

м.р.

ср.р.

ж.р.

сох

взяла

созрело

нёс

увёз

истёк

играло

пекли

была

убежало

сходила

а о  Пришл_ _____ осень. Спрятал_сь  ______ солнышко. Пожухл_  ______ трава. _________ деревце  у дома пожелтел_ . золот ая  а ясн ое Стройн ое   стар ая  о

а

о

Пришл_ _____ осень. Спрятал_сь

______ солнышко. Пожухл_

______ трава. _________ деревце

у дома пожелтел_ .

золот ая

а

ясн ое

Стройн ое

стар ая

о

Интернет - ресурсы

Фон для 1 слайда

https ://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fup%2Fdatai%2F55877%2F0001-001-.jpg&text= фон%20для%20презентации

Фон для 11 слайда

https:// yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fds02.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0470%2F0000db47-

Капитан

https://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD&img_url=http%3A%2F%2Fwww.uznaifoto.ru%2Fphoto%2Fb%2F6%2F5538.jpeg&pos=7&rpt=simage&lr=959

Кораблик

https://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA&img_url=http%3A%2F%2Fliceum1.3dn.ru%2FMain_str%2FShip-311.jpg&pos=10&rpt=simage&lr=959

Волна

https://yandex.ru/images/search?text=% D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80&lr=959

Сундук

https://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BA&lr=959

Радист

https://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82&lr=959

Боцман

https://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B1%D0%BE%D1%86%D0%BC%D0%B0%D0%BD&lr=959

Спасательный круг

https://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3&lr=959

Севастополь

https://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C&lr=959

Осень

https://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5&lr=959

Осень-художница

https://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0&lr=959

8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!