Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Тема | Второстепенные члены предложения |
Цель | Изучение и первичное осознание нового учебного материала. |
Задачи | 1. Формировать предметное умение: распознавать распространённое и нераспространённое предложения. 2. Развивать предметные умения: - находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения. - устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. 3. Формировать УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий; осуществлять итоговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; давать оценку (качество усвоения темы) (Регулятивные УУД); - планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определять функции участников, способы взаимодействия) (Коммуникативные УУД); - выбирать основание для классификации; с помощью учителя формулировать проблемный вопрос; проводить рефлексию содержания учебного материала; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
Оборудование | - учебник для 3 класса, 2 часть, стр. 90-91, автор Желтовская Л.Я.,УМК «Планета знаний» - презентация к уроку - шаблон алгоритма, маркер (у каждой группы) - приложение 1, 2 (у каждого ученика) |
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) |
I. Мотивация учебной деятельности (2 мин) | - Какой большой раздел мы изучаем? - Какие большие темы мы уже изучили в этом разделе? - Какие темы нам предстоит ещё изучить? - Сегодня мы работаем с второстепенными членами предложения (слайд 2). - Ребята, нам сегодня предстоит поработать в парах, группах. Давайте вспомним правила общения (слайд 3). | - Конкретизируем значение, распространяем мысль… Читают, глядя на слайд 1.
Проговаривают правила общения. | | Планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определять способы взаимодействия) (Коммуникативные УУД). |
II. Создание проблемной ситуации (8 мин) | Использует метод «Побуждающий от проблемной ситуации диалог», приём «Столкновение мнений». - Прочитайте предложения (слайд 4). - Назовите признак, по которому можно разделить эти предложения на 2 группы. - Предлагаю вам поработать в паре и придумать название для каждой группы предложений (слайд 5).
- Какие названия вы придумали? Записывает предложения учеников на доске: 1 группа 2 группа
……… …….. - Мы одинаковое задание выполняли? - А все его одинаково выполнили? - Посмотрите, сколько разных названий у нас получилось. - На какой вопрос мы будем сегодня искать ответ? Записывает вопрос схематично на доске: 2 группа 1 группа ……… ………. ? ? ……… ………. ……… ………. - Вот на этот вопрос мы и попробуем найти ответ. Это и будет наша цель урока. | Возможные ответы: - Количество слов в предложении (А и Г – 2 слова, Б и В – больше двух слов). - Наличие второстепенных членов предложения (А и Г – в предложениях нет второстепенных членов, Б и В – в предложениях есть второстепенные члены. Придумывают название для каждой группы. Выполняют задание устно 1 мин.
По 1 человеку от каждой пары говорят названия группам предложений. Возможные названия: - предложения с однородными членами и без однородных членов - предложения, состоящие из двух слов и предложения, в которых больше двух слов - … - Одинаковое. - Не все. Возможные варианты вопросов: - Как называется каждая группа предложений? - Как назвать эти предложения? | | Выбирать основание для классификации (Познавательные УУД). С помощью учителя формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД). Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). |
III. Поиск решения проблемы (13 мин) | Использует метод «Подводящий к знанию диалог». - Посмотрите, какие длинные названия у групп получились. - Попробуем придумать короткие названия. - Мы уже установили, что в предложениях 2 группы есть второстепенные члены, а в предложениях 1 группы нет второстепенных членов. - В предложениях какой группы содержится больше информации? - Можно назвать эти предложения «информативные»? Записывает данное название на доске. - Благодаря каким членам предложения становятся информативными? - Предложения без второстепенных членов как можно назвать? Записывает данное название на доске. - Проверим, верно ли мы рассуждали. - Откройте учебник на странице 91 и самостоятельно прочитайте в рамочке информацию о второстепенных членах предложения (слайд 6). - Какие названия каждой группе предложений предлагают дать авторы учебника? - Какие предложения мы назовём нераспространёными? - Какие предложения назовём распространёнными? НЕРАСПРОСТРАНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Б, В А, Г - Предлагаю составить алгоритм, который поможет нам различить распространённое и нераспространённое предложения. - Работать вы будете в группе. Сначала распределите роли, кто чем будет заниматься: кто будет писать крупными буквами, кто будет говорить, кто будет показывать алгоритм. Шаблон алгоритма на слайде 7 и на листах формата А 4 у каждой группы. Организует фронтальную проверку составленных алгоритмов. Обобщает (слайд 8). | - В предложениях 2 группы. - Можно. - Второстепенным членам предложения. - Неинформативные. Самостоятельно читают текст. - Распространённые и нераспространённые предложения. - Предложения, в которых только грамматическая основа. - Предложения с второстепенными членами предложения. Работают в группе из 4-х человек 5 минут. Распределяют роли, выполняют задание. Представляют свой алгоритм у доски. | | Составлять план действий (Регулятивные УУД). Планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определять функции участников) (Коммуникативные УУД). |
IV. Первичное закрепление знаний (5 мин) | Организует устное выполнение упр. 137 на стр. 91. | По 1 человеку проговаривают алгоритм и определяют: распространённое или нераспространённое предложение. | Распознавать распространённое и нераспространённое предложения. | |
V. Первичная проверка понимания (10 мин) | - Предлагаю проверить себя и выполнить два задания, которые у вас на листочках (приложение 1). - На выполнение заданий даю вам 7 минут. Организует фронтальную проверку, оценку. Предлагает критерии оценивания. Отметки «5» и «4» может выставить в журнал. | Самостоятельно выполняют задания. Проверяют работу, вносят исправления, оценивают по предложенным критериям. | Распознавать распространённое и нераспространённое предложения. | Осуществлять итоговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; давать оценку (качество усвоения темы) (Регулятивные УУД). |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) | Стр. 92 упр.140 Проводит инструктаж по выполнению и оформлению упражнения. Слайды 9, 10. | Читают задание, слушают инструктаж по выполнению и оформлению упражнения. | Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности (5 мин) | - Какая тема урока была сегодня? - На какой вопрос мы искали ответ? - Как же называются предложения 1 группы и 2 группы? - Предлагаю продолжить предложения, которые записаны на листочках (приложение 2). | - Второстепенные члены предложения. - Как называется каждая группа предложений? - Нераспространённые и распространённые. Самостоятельно записывают предложения 3 мин. Желающие озвучивают записи. | | С помощью учителя проводить рефлексию содержания учебного материала; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
1. Прочитай предложения. Рядом с распространёнными предложениями поставь букву Р, рядом с нераспространёнными предложениями поставь букву Н.
….. Капли дождя застучали по крышам домов.
….. Закричали весело воробьи.
….. Белеют ромашки.
2. Из данных предложений составь и запиши распространённые предложения, чтобы выполнялись следующие условия: