СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Слово и его значение. Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для 3 класса УМК "Перспектива"  Тема урока "Слово и его значение.Антонимы"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Слово и его значение. Антонимы"»

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык , 3 «Б» класс

Учитель

Ягупова Любовь Николаевна

Тема урока

Слово и его значение. Антонимы.

Цель урока

Систематизировать знания учащихся об антонимах

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 -  расширять представления учащихся об антонимах;

- формировать умение грамотно использовать в речи антонимы

 - развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки;

- расширять словарный запас, развивать речь учащихся


- воспитывать стремление к познанию, трудолюбие

Планируемые результаты

- учащиеся научатся подбирать антонимы к словам разных частей речи;

- использовать их в речи;

- делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи.

Оборудование

мультимедийный компьютер, презентация, карточки с заданиями, документ – камера.



Название этапа урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности.

(Орг. момент)

Слайд 1


Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского. Прочитайте эти слова.

- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

- Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Урок относится к разделу «Язык-главный помощник в общении»)

- Чем мы занимаемся на уроках, этого радела? (Мы открываем тайны языка)

- Я вам желаю удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка.



Повернулись друг к другу и подарили улыбки своим товарищам. Настроились на работу.

Объясняют собственное понимание высказывания.



Мотивация к учебной деятельности.



Актуализация знаний.






















Документ - камера

Итак, мы приступаем.

Что общего можно выделить во всех словах?

Все слова в русском языке имеют лексическое значение.

- Значение каждого слова можно объяснить.


- Возьмите свой бланк. Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам сейчас понадобится для его выполнения. (Умение находить синонимы.)

- Давайте вспомним, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение).

- Молодцы! Прошу вас соединить линиями синонимы.



тихий бесшумный

радость промах

ошибка трусливый

смелый веселье



тихий бесшумный

радость промах

ошибка трусливый

смелый веселье



- Проверим, что у вас получилось. По какому критерию вы можете себя оценить после выполнения этого задания? (Умение находить синонимы.)

- Оцените себя на шкале.

- Обратите внимание на пару слов, которая осталась.


смелый - трусливый


- Почему мы не можем назвать эти слова синонимами? (Потому что у них разное значение)

- Знаете ли вы, как называются эти слова? (Нет)

- Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Узнать, как называются эти слова.)







Читают задание, называют умение, необходимое для его выполнения.










Оценивают выполнение задания по выбранному критерию.



Целеполагание

























Физминутка



Слайд2





















Слайд 3

1) Постановка проблемы:

Я предлагаю сегодня на уроке работать вместе с нашими друзьями и выполнять их задания .

- Послушайте диалог Аня и Вани (слайд 2)

- Помогите им. Что это за слова?




2) Определение темы и цели урока

Учитель направляет детей:

- Итак, мы с вами выяснили, как называются эти слова?

- Можем ли мы считать, что достигли учебной задачи?

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить?


    1. Какие слова называются антонимами?

    2. Какой частью речи могут быть антонимы?

    3. Для чего нужны антонимы?


- Сможем ли мы на сегодняшнем уроке ответить на все эти вопросы? (Нет, нам не хватит времени.)

На какой вопрос мы должны будем ответить? ( Какие слова называются антонимами?)


- А теперь пришло время отдохнуть.

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!


- Итак, мы приступаем к исследованию, которое поможет нам ответить на этот вопрос. ( Какие слова называются антонимами?)


работа в парах

- У вас на партах лежат карточки с синонимами и антонимами. Вы должны будете провести исследование – сравнить синонимы и антонимы по различным признакам.

( возникает потребность объединиться в группы)




синонимы


антонимы


1.

отвечают на один

и тот же вопрос





2.

имеют

близкое значение





3.

имеют

противоположное

значение







Слова, которые отвечают на … вопрос

но имеют … значение, называются антонимами.



- Мы выяснили, что такое антонимы. Каким образом мы можем себя проверить? (По учебнику). Чтение правила.


1) Постановка и решение проблемы:

Два человека инсценируют диалог

Аня - Ну и жарко!

Ваня - Да ты что? Холодно!

Аня - Да я вcя покраснела от жары!

Ваня - А я побелел от холода!

Аня - Ты, что такой кислый?

Ваня - А ты что такой сладкая?

Аня - Нет! Я бодрая! А что это мы все время с тобой спорим? Жарко-холодно, покраснел-побледнел, кислый- сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может они как-нибудь называются?

Ваня - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой.

Дети определяют, что это слова – антонимы

2) Определение темы и цели урока

Формулируют тему и цель урока и проверяют по слайду (№3)

Тема – антонимы

Цель – Систематизировать наши знания о словах-антонимах

( Систематизировать – привести знания в систему, в порядок)
































Делают вывод. Читают правило по учебнику.

Регулятивные умения:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— формулировать речевое высказывание.

- использование критериев для обоснования своего суждения

— строить понятные для партнёра высказывания;

Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Систематизация знаний









слайд 4















слайд 5




















































1) Работа с пословицами

А) Работа по слайдам

Показывает пословицы с пропущенными антонимами

1) В умной беседе ума наберёшься, а в

глупой – свой потеряешь.

2) Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно.

3) Ученье – свет, а неученье – тьма.

4) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Б) Нахождение антонимов

Учитель предлагает найти ещё слова-антонимы

В) Усложненное списывание

- Профессор Самоваров попросил Аню записать пословицу, в которой два слова пишутся с разделительным мягким знаком.

Ваню – пословицу, в которой два имени прилагательных.


2) Сравнение смысла слов- антонимов


А) Работа в парах

с.76 № 121- рисунки и модели слов

Разное –

Одинаковое +


лежебока

труженик

звучание



написание



значение



часть речи



вопрос



Учитель организует коллективную проверку

Работа в группах.

3) Толкование слов

- Упр. 123 с.77(Задание Ане – объяснить значение слов)

- Какими способами можно объяснить значение слова?

На группу раздаёт карточки:


Слово


Синоним


Антоним


Толкование


( слова на «карточках»: вежливый, друг, отважный)

Повторение правил исследования: Что делать, если вы самостоятельно не можете справиться с заданием?

- воспользоваться словарём

-спросить у взрослых

Б) Проверка выполнения задания (1человек у доски)

Физминутка

Я буду называть слова. Если это синонимы вы хлопаете, антонимы – топаете, слова, которые не относятся ни к тем, ни к другим – плечи поднимаете и опускаете.

Быстрый – медленный

Быстрый – скорый

Тепло-холодно

Охранять-стеречь

Грязно-страшно

Дивный – чудный

Простой - сложный

Работа-урок



4) Дифференцированная индивидуальная работа.

Предлагает на карточках задания разной сложности:

- Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы:

Мя.ко стелет, да жёс.ко спать. Меньше г.вори, да больше делай. За маленьким погнался, б.льшое пот.рял. Сытый голодного не разумеет.


- Допишите антонимы. Укажите части речи.

Ранний - …, широкий - …, белый - …, яркий – …, короткий – …, вверх – …, нагреть – …, горячий – …, близко – …, утро– …, жара – …, высокий – … .


- С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуйте названия животных-героев сказок и басен. Подчеркните антонимы:

Волк - лиса (по хитрости), лев-заяц (по храбрости), муха-слон (по величине), ягнёнок-волк (по силе), лиса-ворона (по уму), стрекоза-муравей (по трудолюбию).

1) Работа с пословицами (коллективная работа)

А) Работа по слайдам

Вставляют противоположные слова и объясняют смысл пословиц. Проверяют по учебнику с 76 №122

Б) Нахождение антонимов

Ученики находят оставшиеся слова.


В) Усложненное списывание

Находят и выписывают пословицу

Девочки помогают Ане, мальчики – Ване.


2) Сравнение смысла слов- антонимов (работа в парах)

А) Работа в парах

Сравнивают модели слов и их написание, заполняют таблицу и делают вывод:

Антонимы - это слова разные по написанию и звучанию.

Антонимы - это слова с противоположным значением

Антонимы - это слова, чаще всего принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.



3) Толкование слов (работа по группам)


Перечисляют способы объяснения значения слова:

  1. Подбор синонимов

  2. Подбор антонимов

  3. Толкование слова (по словарю)

Дети делятся на группы. Командиры подходят к доске и выбирают «карточку» со словом. Группа заполняет таблицу, пользуясь толковыми словарями и словариками синонимов и антонимов.




Б) Проверка выполнения задания (1человек у доски)














4) Дифференцированная индивидуальная работа.

Ребята оценивают свои знания и самостоятельно выбирают и выполняют задание в тетрадях:

- низкий уровень сложности

- средний уровень сложности

- повышенный уровень сложности




Личностные умения:

- Проявлять интерес к изучению темы


- проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры.


- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа


Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;


— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;


— выполнять взаимопроверку учебного задания;


— выполнять

самопроверку учебного задания;


— контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры.


Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— строить понятные для партнёра высказывания;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению;

— формулировать речевое высказывание.

Познавательные:

- извлекать необходи-

мую информацию ;

- определять основную и второстепенную информацию;

- применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи

- делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи.

Личностные:

- оценивать уровень собственных знаний.


Познавательные:

- применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи

Регулятивные:

- уметь работать по плану.

Рефлексия

Слайд 7











1) Подведение итогов урока

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

- На какой вопросы мы ответили?

- А сейчас я прошу вас взять карточки и ответить на опрос к сегодняшнему уроку.


Опрос.


Проанализируй результат своей работы на уроке.


  • Я понял (а), что такое антонимы.

  • Я понял (а), что такое антонимы и смогу помочь разобраться в этом вопросе другому человеку.

  • Я не понял (а), что такое антонимы; мне надо ещё разобраться в этом вопросе.



Обсуждение результатов опроса.

- Молодцы.

- Спасибо за урок.

2) Учитель дает краткий анализ работы на уроке.


1) Подведение итогов урока

Делают вывод: Антонимы - это слова с противоположным значением

Антонимы - это чаще всего слова, принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

С помощью антонимов наша речь становится более красочной, выразительной.

2) Самооценка

Дети заполняют карточки опроса. Затем несколько человек дают оценку своей деятельности на уроке.

Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять самооценку работы на уроке

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

- использовать критерии для обоснования своего суждения

Домашнее задание


Домашнее задание

С 77 упр. 124 с. 76 – правило.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!