Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Орг. момент) | Слайд 1 | Проверяет готовность обучающихся к уроку - Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского. Прочитайте эти слова. - Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Урок относится к разделу «Язык-главный помощник в общении») - Чем мы занимаемся на уроках, этого радела? (Мы открываем тайны языка) - Я вам желаю удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка. | Повернулись друг к другу и подарили улыбки своим товарищам. Настроились на работу. Объясняют собственное понимание высказывания. | Мотивация к учебной деятельности. |
Актуализация знаний. | Документ - камера | Итак, мы приступаем. Что общего можно выделить во всех словах? Все слова в русском языке имеют лексическое значение. - Значение каждого слова можно объяснить. - Возьмите свой бланк. Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам сейчас понадобится для его выполнения. (Умение находить синонимы.) - Давайте вспомним, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение). - Молодцы! Прошу вас соединить линиями синонимы. тихий бесшумный радость промах ошибка трусливый смелый веселье | тихий бесшумный радость промах ошибка трусливый смелый веселье | - Проверим, что у вас получилось. По какому критерию вы можете себя оценить после выполнения этого задания? (Умение находить синонимы.) - Оцените себя на шкале. - Обратите внимание на пару слов, которая осталась. - Почему мы не можем назвать эти слова синонимами? (Потому что у них разное значение) - Знаете ли вы, как называются эти слова? (Нет) - Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Узнать, как называются эти слова.) | Читают задание, называют умение, необходимое для его выполнения. Оценивают выполнение задания по выбранному критерию. | |
Целеполагание Физминутка | Слайд2 Слайд 3 | 1) Постановка проблемы: Я предлагаю сегодня на уроке работать вместе с нашими друзьями и выполнять их задания . - Послушайте диалог Аня и Вани (слайд 2) - Помогите им. Что это за слова? 2) Определение темы и цели урока Учитель направляет детей: - Итак, мы с вами выяснили, как называются эти слова? - Можем ли мы считать, что достигли учебной задачи? - Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить? Какие слова называются антонимами? Какой частью речи могут быть антонимы? Для чего нужны антонимы? | - Сможем ли мы на сегодняшнем уроке ответить на все эти вопросы? (Нет, нам не хватит времени.) На какой вопрос мы должны будем ответить? ( Какие слова называются антонимами?) - А теперь пришло время отдохнуть. Руки вверх – пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. На любой вопрос коварный Сами мы ответ найдём! К цели мы своей придем! - Итак, мы приступаем к исследованию, которое поможет нам ответить на этот вопрос. ( Какие слова называются антонимами?) работа в парах - У вас на партах лежат карточки с синонимами и антонимами. Вы должны будете провести исследование – сравнить синонимы и антонимы по различным признакам. ( возникает потребность объединиться в группы) | | синонимы | антонимы | | 1. | отвечают на один и тот же вопрос | | | | 2. | имеют близкое значение | | | | 3. | имеют противоположное значение | | | | Слова, которые отвечают на … вопрос но имеют … значение, называются антонимами. | - Мы выяснили, что такое антонимы. Каким образом мы можем себя проверить? (По учебнику). Чтение правила. | 1) Постановка и решение проблемы: Два человека инсценируют диалог Аня - Ну и жарко! Ваня - Да ты что? Холодно! Аня - Да я вcя покраснела от жары! Ваня - А я побелел от холода! Аня - Ты, что такой кислый? Ваня - А ты что такой сладкая? Аня - Нет! Я бодрая! А что это мы все время с тобой спорим? Жарко-холодно, покраснел-побледнел, кислый- сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может они как-нибудь называются? Ваня - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой. Дети определяют, что это слова – антонимы 2) Определение темы и цели урока Формулируют тему и цель урока и проверяют по слайду (№3) Тема – антонимы Цель – Систематизировать наши знания о словах-антонимах ( Систематизировать – привести знания в систему, в порядок) Делают вывод. Читают правило по учебнику. | Регулятивные умения: - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; — формулировать речевое высказывание. - использование критериев для обоснования своего суждения — строить понятные для партнёра высказывания; Личностные - следование в поведении моральным нормам |
Систематизация знаний | слайд 4 слайд 5 | 1) Работа с пословицами А) Работа по слайдам Показывает пословицы с пропущенными антонимами 1) В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой потеряешь. 2) Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. 3) Ученье – свет, а неученье – тьма. 4) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Б) Нахождение антонимов Учитель предлагает найти ещё слова-антонимы В) Усложненное списывание - Профессор Самоваров попросил Аню записать пословицу, в которой два слова пишутся с разделительным мягким знаком. Ваню – пословицу, в которой два имени прилагательных. 2) Сравнение смысла слов- антонимов А) Работа в парах с.76 № 121- рисунки и модели слов Разное – Одинаковое + | лежебока | труженик | звучание | | | написание | | | значение | | | часть речи | | | вопрос | | | Учитель организует коллективную проверку Работа в группах. 3) Толкование слов - Упр. 123 с.77(Задание Ане – объяснить значение слов) - Какими способами можно объяснить значение слова? На группу раздаёт карточки: Слово | | Синоним | | Антоним | | Толкование | | ( слова на «карточках»: вежливый, друг, отважный) Повторение правил исследования: Что делать, если вы самостоятельно не можете справиться с заданием? - воспользоваться словарём -спросить у взрослых Б) Проверка выполнения задания (1человек у доски) Физминутка Я буду называть слова. Если это синонимы вы хлопаете, антонимы – топаете, слова, которые не относятся ни к тем, ни к другим – плечи поднимаете и опускаете. Быстрый – медленный Быстрый – скорый Тепло-холодно Охранять-стеречь Грязно-страшно Дивный – чудный Простой - сложный Работа-урок 4) Дифференцированная индивидуальная работа. Предлагает на карточках задания разной сложности: - Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы: Мя.ко стелет, да жёс.ко спать. Меньше г.вори, да больше делай. За маленьким погнался, б.льшое пот.рял. Сытый голодного не разумеет. - Допишите антонимы. Укажите части речи. Ранний - …, широкий - …, белый - …, яркий – …, короткий – …, вверх – …, нагреть – …, горячий – …, близко – …, утро– …, жара – …, высокий – … . - С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуйте названия животных-героев сказок и басен. Подчеркните антонимы: Волк - лиса (по хитрости), лев-заяц (по храбрости), муха-слон (по величине), ягнёнок-волк (по силе), лиса-ворона (по уму), стрекоза-муравей (по трудолюбию). | 1) Работа с пословицами (коллективная работа) А) Работа по слайдам Вставляют противоположные слова и объясняют смысл пословиц. Проверяют по учебнику с 76 №122 Б) Нахождение антонимов Ученики находят оставшиеся слова. В) Усложненное списывание Находят и выписывают пословицу Девочки помогают Ане, мальчики – Ване. 2) Сравнение смысла слов- антонимов (работа в парах) А) Работа в парах Сравнивают модели слов и их написание, заполняют таблицу и делают вывод: Антонимы - это слова разные по написанию и звучанию. Антонимы - это слова с противоположным значением Антонимы - это слова, чаще всего принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос. 3) Толкование слов (работа по группам) Перечисляют способы объяснения значения слова: Подбор синонимов Подбор антонимов Толкование слова (по словарю) Дети делятся на группы. Командиры подходят к доске и выбирают «карточку» со словом. Группа заполняет таблицу, пользуясь толковыми словарями и словариками синонимов и антонимов. Б) Проверка выполнения задания (1человек у доски) 4) Дифференцированная индивидуальная работа. Ребята оценивают свои знания и самостоятельно выбирают и выполняют задание в тетрадях: - низкий уровень сложности - средний уровень сложности - повышенный уровень сложности | Личностные умения: - Проявлять интерес к изучению темы - проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. - понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе; — выполнять взаимопроверку учебного задания; — выполнять самопроверку учебного задания; — контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры. Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; — строить понятные для партнёра высказывания; — использовать речь для регуляции своего действия; — адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению; — формулировать речевое высказывание. Познавательные: - извлекать необходи- мую информацию ; - определять основную и второстепенную информацию; - применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи - делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи. Личностные: - оценивать уровень собственных знаний. Познавательные: - применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи Регулятивные: - уметь работать по плану. |
Рефлексия | Слайд 7 | 1) Подведение итогов урока - Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? - На какой вопросы мы ответили? - А сейчас я прошу вас взять карточки и ответить на опрос к сегодняшнему уроку. Опрос. Проанализируй результат своей работы на уроке. Я понял (а), что такое антонимы. Я понял (а), что такое антонимы и смогу помочь разобраться в этом вопросе другому человеку. Я не понял (а), что такое антонимы; мне надо ещё разобраться в этом вопросе. Обсуждение результатов опроса. - Молодцы. - Спасибо за урок. 2) Учитель дает краткий анализ работы на уроке. | 1) Подведение итогов урока Делают вывод: Антонимы - это слова с противоположным значением Антонимы - это чаще всего слова, принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос. С помощью антонимов наша речь становится более красочной, выразительной. 2) Самооценка Дети заполняют карточки опроса. Затем несколько человек дают оценку своей деятельности на уроке. | Личностные - следование в поведении моральным нормам Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять самооценку работы на уроке Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение; - использовать критерии для обоснования своего суждения |