СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка с применением технологии формирующего оценивания. Тема "Гласные о и е в сложных словах" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в рамках мастер-класса по обучению техникам формирующего оценивания РИП 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с применением технологии формирующего оценивания. Тема "Гласные о и е в сложных словах" 6 класс»

Этапы деятельности

Деятельность педагога с указанием технологий, техник, методов, приемов

Деятельность учащегося

Достигнутый образовательный результат, который прописан в планируемых результатах

Формирование потребности

1. Актуализация знаний (слайды 1-4)

Цели для учителя:

- актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация;

- актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

- мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Учитель проводит повторение необходимых теоретических и практических фактов, необходимых при изучении данной темы в виде фронтальной работы.


Задание1.

Сколько здесь групп однокоренных слов? Запишите слова группами и выделите в каждом корень.

Водитель, вода, водичка, водопад, упаду, водить, падать

Что вас удивило? Какое слово оказалось в разных группах? Почему?

Как образуются такие слова?


А как называются такие слова?


Слова, имеющие 2 корня, называются сложными

2. Формирование потребности (слайды 4-7)

Цели для учителя:

- установление тематических рамок («могу»).


Задание 2. Конструктор1. Слайд 5-

Каждый ряд получает свой набор морфем для конструирования сложных слов. Ваша задача образовать сложные слова, используя предложенные «части слова»


Объясните, какие гласные вы использовали для образования слов и почему


Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. На доске появляются таблички с ответами Слайд 6

проверьте правильность по эталону и оцените свою работу с помощью сигнальных карточек:

  1. Зелёная: правильно составил слова и смог объяснить, почему выбрал такую гласную(о или е)

  2. Жёлтая: правильно составлены слова но не объяснён выбор гласной

  3. Красная: ошибся в составлении хотя бы одного слова

Высокий уровень выполнения

Средний уровень выполнения

Низкий уровень выполнения

Правильно составил(а) слова

Смог(ла) объяснить выбор соединительной гласной (о или е)

Правильно составлены слова, но не объяснён выбор соединительной гласной

Ошибка в составлении хотя бы одного слова


  1. Актуализация знаний

Цели для учащихся:

- фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания, предложенные учителем.





Предполагаемый ответ обучающихся:

  1. Вод-а, вод-ич-к-а, водопад

  2. Водитель, водить

  3. Упаду, падать, водопад


Слово водопад имеет 2 корня.


Способом сложения основ










2. Формирование потребности

Цели для учащихся:

- включение в учебную деятельность.


- пеш- + -ход- +о+а+е+и


Выполняют задание по рядам: у каждого ряда по 2 слова. Нужно записать получившиеся слова в тетради.







Фиксируют свой выбор на контрольном листочке:

Задание

Уровень выполнения

Конструктор 1

Цвет (буквой)
















применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания


Формирование образа желаемого результата

Итак, что необходимо знать, чтобы правильно образовывать сложные слова?

А в какой форме нам лучше зафиксировать это правило, чтобы легко запомнить и удобно использовать:

- записать правило текстом

- в виде опорной карточки - схемы


Удобнее, конечно, записать это правило в форме карточки-схемы и использовать её в качестве помощника.

Итак, мы на этом уроке будем работать с орфограммой «Соединительные гласные О и Е в сложных словах» и запишем это правило в виде карточки-схемы. (записать тему на доске)


Правило образования сложных слов


Выбирают форму правила









Записывают тему в тетради


Мотивация

Цели для учителя:

- создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)


Эта тема входит в обязательный минимум проверяемых орфографических умений, поэтому включена в различные проверочные и контрольные работы.

Зачем нужно знать, как пишутся сложные слова?

Цели для учащихся:









Мне нужно это знать, чтобы:


- чтобы справиться с контрольной работой и получить хорошую отметку

- чтобы быть грамотным человеком и писать без ошибок


Целеполагание




Какую вы поставите сегодня для себя цель ?

Запишите её в тетрадь







Что нужно сделать на этом уроке, чтобы достичь цели?


- Выяснить условия выбора гласной в сложных словах

- Научиться правильно писать сложные слова

Научиться находить сложные слова в тексте, уметь выделять правильно корни, находить соединительную гласную, объяснять ее выбор


Планирование




  1. Как вы обычно изучаете новый материал?




  1. А я предлагаю сегодня на уроке самим выяснить условия выбора соединительных гласных О и Е в сложных словах. Для этого мы вместе с вами проведём исследование слов и сделаем вывод. Согласны?


- читаем правило в учебнике

- выполняем упражнения для закрепления


Выполнение действий




  1. Запишите 4 слова:

Ледокол землекоп кашевар птицелов


  1. Обозначьте в словах корни

  2. Что вы можете сказать о звуках, которые обозначают последнюю букву 1-го корня?

  3. После каких согласных пишется гласная О, а после каких Е?





  1. Как это можно изобразить в схеме?

Схема оформляется на доске и в тетради



О

ТВЁРД



Е

Мягк

Шипящ

Ц


  1. Расскажите правило правописания О и Е по получившейся схеме.





  1. Давайте закрепим правило, выполняя упражнение 215 (те слова, которые уже использовались, пропустим)



  1. А теперь проверим, как вы поняли это правило: вставьте пропущенные буквы и обозначьте условие выбора соединительной гласной (карточки с пропусками О и Е) слайд 7

Снег_пад, мух_мор, мор_ходное училище, верх_лаз, мыш_ловка, пут_водитель, брон_носец, вечн_зелёный, тысяч_летие, неб_склон.


Или дать список слов виде конструктора слайд 8

Составьте слова и обозначьте орфограмму:

Снег. Падать

Муха. Морить

Ходить. Море

Лазать. Верх

Ловить. Мышь.

Водить.Путь

Носить. Бронь.

Вечный. Зелёный.

Тысяча. Лет

Склонить. Небо.

Проверьте себя по эталону. СЛАЙД 9

Оцените свой уровень достижений по цветограмме и поставьте в листе

Высокий уровень выполнения

Средний уровень выполнения

Низкий уровень выполнения

Правильно составил(а) слова

Смог(ла) объяснить выбор соединительной гласной (о или е)

Правильно составлены слова, но не объяснён выбор соединительной гласной

Ошибка в составлении хотя бы одного слова








Записывают слова, выделяют корни



Ледокол землекоп кашевар птицелов

(д) (л,) (ш) (ц)


Гласная О ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ.

Гласная Е ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ МЯГКИХ, ШИПЯЩИХ И Ц











В сложных словах соединительная гласная О ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ, а соединительная Гласная Е ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ МЯГКИХ, ШИПЯЩИХ И Ц



Водопад, лесоруб, газопровод (ударение на 2-й корень), общежитие, атомоход, пулемёт, садовод, путешествие


















Фиксируют свой выбор на контрольном листочке:

Задание

Уровень выполнения

Конструктор 1

Цвет (буквой)

Конструктор 2

Цвет (буквой)



Анализ результата




Сравните свой уровень понимания изученной темы в контрольной карточке

У кого уровень знаний стал выше?

У кого не получилось прироста?

Какие рекомендации для улучшения вы выберете из предложенного списка на вашем контрольном листочке?





















Сравнивают свои результаты в начале урока и в конце. Фиксируют изменения.

Выбирают из предложенных утверждений подходящие для себя фразы и отмечают их на листочке

Задание

Уровень выполнения

  1. Конструктор 1

Цвет (буквой)

  1. Конструктор 2

Цвет (буквой)

Что необходимо мне сделать, чтобы результат улучшился:


  1. Ещё раз прочитать правило в учебнике и потренироваться в составлении и написании сложных слов


  1. Я понимаю правило, но нужно ещё потренироваться в составлении и написании сложных слов


  1. Я понимаю правило, нахожу и обозначаю орфограмму. Могу выполнить задания повышенного уровня



Способ фиксирования учащимся «прироста» знаний умений


Сигнальные карточки в соответствии с цветограммой

Контрольный листок достижений

















Цели для учащихся:

- самооценка результатов деятельности;

- осознание метода построения, границ применения нового знания.

Обучающиеся заполняют лист достижений. Обсуждают полученные результаты.

Выбирают домашнее задание по своему уровню

- применение приемов самоконтроля при решении учебных задач



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!