Формирование потребности | 1. Актуализация знаний (слайды 1-4) Цели для учителя: - актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; - актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; - мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. Учитель проводит повторение необходимых теоретических и практических фактов, необходимых при изучении данной темы в виде фронтальной работы. Задание1. Сколько здесь групп однокоренных слов? Запишите слова группами и выделите в каждом корень. Водитель, вода, водичка, водопад, упаду, водить, падать Что вас удивило? Какое слово оказалось в разных группах? Почему? Как образуются такие слова? А как называются такие слова? Слова, имеющие 2 корня, называются сложными 2. Формирование потребности (слайды 4-7) Цели для учителя: - установление тематических рамок («могу»). Задание 2. Конструктор1. Слайд 5- Каждый ряд получает свой набор морфем для конструирования сложных слов. Ваша задача образовать сложные слова, используя предложенные «части слова» Объясните, какие гласные вы использовали для образования слов и почему Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. На доске появляются таблички с ответами Слайд 6 проверьте правильность по эталону и оцените свою работу с помощью сигнальных карточек: Зелёная: правильно составил слова и смог объяснить, почему выбрал такую гласную(о или е) Жёлтая: правильно составлены слова но не объяснён выбор гласной Красная: ошибся в составлении хотя бы одного слова Высокий уровень выполнения | Средний уровень выполнения | Низкий уровень выполнения | Правильно составил(а) слова Смог(ла) объяснить выбор соединительной гласной (о или е) | Правильно составлены слова, но не объяснён выбор соединительной гласной | Ошибка в составлении хотя бы одного слова | | Актуализация знаний Цели для учащихся: - фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания, предложенные учителем. Предполагаемый ответ обучающихся: Вод-а, вод-ич-к-а, водопад Водитель, водить Упаду, падать, водопад Слово водопад имеет 2 корня. Способом сложения основ 2. Формирование потребности Цели для учащихся: - включение в учебную деятельность. - пеш- + -ход- +о+а+е+и Выполняют задание по рядам: у каждого ряда по 2 слова. Нужно записать получившиеся слова в тетради. Фиксируют свой выбор на контрольном листочке: Задание | Уровень выполнения | Конструктор 1 | Цвет (буквой) | | | | применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания |
Формирование образа желаемого результата | Итак, что необходимо знать, чтобы правильно образовывать сложные слова? А в какой форме нам лучше зафиксировать это правило, чтобы легко запомнить и удобно использовать: - записать правило текстом - в виде опорной карточки - схемы Удобнее, конечно, записать это правило в форме карточки-схемы и использовать её в качестве помощника. Итак, мы на этом уроке будем работать с орфограммой «Соединительные гласные О и Е в сложных словах» и запишем это правило в виде карточки-схемы. (записать тему на доске) | Правило образования сложных слов Выбирают форму правила Записывают тему в тетради | |
Мотивация | Цели для учителя: - создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») Эта тема входит в обязательный минимум проверяемых орфографических умений, поэтому включена в различные проверочные и контрольные работы. Зачем нужно знать, как пишутся сложные слова? | Цели для учащихся: Мне нужно это знать, чтобы: - чтобы справиться с контрольной работой и получить хорошую отметку - чтобы быть грамотным человеком и писать без ошибок | |
Целеполагание | Какую вы поставите сегодня для себя цель ? Запишите её в тетрадь Что нужно сделать на этом уроке, чтобы достичь цели? | - Выяснить условия выбора гласной в сложных словах - Научиться правильно писать сложные слова Научиться находить сложные слова в тексте, уметь выделять правильно корни, находить соединительную гласную, объяснять ее выбор | |
Выполнение действий | Запишите 4 слова: Ледокол землекоп кашевар птицелов Обозначьте в словах корни Что вы можете сказать о звуках, которые обозначают последнюю букву 1-го корня? После каких согласных пишется гласная О, а после каких Е? Как это можно изобразить в схеме? Схема оформляется на доске и в тетради О ТВЁРД Е Мягк Шипящ Ц Расскажите правило правописания О и Е по получившейся схеме. Давайте закрепим правило, выполняя упражнение 215 (те слова, которые уже использовались, пропустим) А теперь проверим, как вы поняли это правило: вставьте пропущенные буквы и обозначьте условие выбора соединительной гласной (карточки с пропусками О и Е) слайд 7 Снег_пад, мух_мор, мор_ходное училище, верх_лаз, мыш_ловка, пут_водитель, брон_носец, вечн_зелёный, тысяч_летие, неб_склон. Или дать список слов виде конструктора слайд 8 Составьте слова и обозначьте орфограмму: Снег. Падать Муха. Морить Ходить. Море Лазать. Верх Ловить. Мышь. Водить.Путь Носить. Бронь. Вечный. Зелёный. Тысяча. Лет Склонить. Небо. Проверьте себя по эталону. СЛАЙД 9 Оцените свой уровень достижений по цветограмме и поставьте в листе Высокий уровень выполнения | Средний уровень выполнения | Низкий уровень выполнения | Правильно составил(а) слова Смог(ла) объяснить выбор соединительной гласной (о или е) | Правильно составлены слова, но не объяснён выбор соединительной гласной | Ошибка в составлении хотя бы одного слова | | Записывают слова, выделяют корни Ледокол землекоп кашевар птицелов (д) (л,) (ш) (ц) Гласная О ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ. Гласная Е ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ МЯГКИХ, ШИПЯЩИХ И Ц В сложных словах соединительная гласная О ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ, а соединительная Гласная Е ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ МЯГКИХ, ШИПЯЩИХ И Ц Водопад, лесоруб, газопровод (ударение на 2-й корень), общежитие, атомоход, пулемёт, садовод, путешествие Фиксируют свой выбор на контрольном листочке: Задание | Уровень выполнения | Конструктор 1 | Цвет (буквой) | Конструктор 2 | Цвет (буквой) | | |
Анализ результата | Сравните свой уровень понимания изученной темы в контрольной карточке У кого уровень знаний стал выше? У кого не получилось прироста? Какие рекомендации для улучшения вы выберете из предложенного списка на вашем контрольном листочке? | Сравнивают свои результаты в начале урока и в конце. Фиксируют изменения. Выбирают из предложенных утверждений подходящие для себя фразы и отмечают их на листочке Задание | Уровень выполнения | Конструктор 1 | Цвет (буквой) | Конструктор 2 | Цвет (буквой) | Что необходимо мне сделать, чтобы результат улучшился: | | Ещё раз прочитать правило в учебнике и потренироваться в составлении и написании сложных слов | | Я понимаю правило, но нужно ещё потренироваться в составлении и написании сложных слов | | Я понимаю правило, нахожу и обозначаю орфограмму. Могу выполнить задания повышенного уровня | | |
Способ фиксирования учащимся «прироста» знаний умений | Сигнальные карточки в соответствии с цветограммой Контрольный листок достижений | Цели для учащихся: - самооценка результатов деятельности; - осознание метода построения, границ применения нового знания. Обучающиеся заполняют лист достижений. Обсуждают полученные результаты. Выбирают домашнее задание по своему уровню | - применение приемов самоконтроля при решении учебных задач |