владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план), проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предметные результаты | УУД (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные) |
Ι. Актуализация знаний. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | На доске: быль и небылица правда и ложь случай из жизни и сказка. Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу писать, как написать и для чего написать. Максим Горький. | Я думаю, что каждый из вас в конце урока сможет ответить на эти три вопроса так как у нас сегодня урок развития речи, и мы будем готовиться к сочинению. Чтобы назвать тему сочинения, вы должны отгадать слово, которое я задумала. Оно является ключевым в названии темы сочинения. | | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | А как слова, написанные на доске, связаны с нашим уроком? А сами вы больше любите рассказывать или слушать? В каком случае мы говорим, что рассказ увлекателен? Сегодняшний урок поможет вам стать интересным рассказчиком – сочинителем. Как вы понимаете, что такое «сочинение»? Используя данное слово, сформулируйте тему урока. Игра “Да-нет” Запись темы урока в тетради. Подготовка к сочинению-рассказу о животном Физкультминутка | (одним словом, об интересных, увлекательных моментах нашей жизни) Учащиеся задают вопросы, учитель отвечает: “Да или нет”. Учащиеся приходят к выводу, что сочинение будут писать о животном. Формулируют тему урока. | | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
ΙΙI. Применение знаний Цель: построение и фиксация нового знания. | Чтобы сочинение получилось ярким, особенным, мы должны определить этапы нашей работы. Давайте сформулируем цели урока, а помогут нам в этом глаголы: ВСПОМНИТЬ (типы речи), УЗНАТЬ (стилевые особенности текста), НАУЧИТЬСЯ (применять в практике). С чего начинается работа над сочинением? Какие темы можете предложить вы? С составления плана сочинения. Мы будем писать рассказ. Что такое рассказ? Упр.481 Что главное мы должны помнить о рассказе? (В центре всегда одно событие). Событие – это мгновение, миг жизни; секунда, прожитая человеком. О нем и будет ваш рассказ. В этот отрезок времени многое вмещается: чувства, настроение, душевное состояние. Может быть, в это мгновение случилось радостное потрясение, счастье, удивление, а, может быть, печальное событие. Следующий шаг, который должен совершить настоящий рассказчик – выбрать тему. Что такое тема? (главное в произведении). Мы сказали, что рассказ – это повествование. Вы уже писали сочинение – повествование. Но рассказ – это нечто иное. И тема его должна звучать по-иному. Задание : Прочитайте темы. Какие из них соответствуют рассказу, а какие – повествованию? 1. «Как мы с моей собакой гуляем в парке» и «Случай в парке» 2. «Неожиданное событие» и «Любимое занятие летом» 3. «Как я ухаживаю за любимым животным » и «Как я гулял с собакой маме» * Тема – вопросы, на которых сосредотачивает внимание автор. * Повествование – изложение ряда последовательных событий . Мы поняли, как составлять тему рассказа. А о чём ещё должен помнить рассказчик? - Он должен соблюдать композицию рассказа (строение, части). А кто знает, сколько частей может быть в рассказе?
. | Ответы учащихся: ВСПОМНИТЬ (что?)…. УЗНАТЬ (что?)….. НАУЧИТЬСЯ (чему?)….. Ответы учащихся: На листочках алгоритм, пункты которого нужно составить в нужном порядке. Составляют алгоритм «Как работать над сочинением» в группах. 1. Прежде всего обдумайте тему сочинения. 2. Обдумайте свой замысел, какова его основная мысль. 3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нем тема и основная мысль? 4. Обратите внимание на язык сочинения. Внесите исправления. | Cоставление алгоритма или плана выполнения задания | Личностные результаты 1. Формирование умения выражать свои эмоции в группе. 2. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. Познавательные УУД объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план). 4. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в группе. |
IV. Представление результатов деятельности Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Анализ текста упр.485 , ребята, в рассказе, который мы напишем, будет три части. Чтобы поработать над каждой частью, нужно понять, какую роль эти части играют в нашем рассказе. В рассказе выделяют три части: завязка, кульминация, развязка. Завязка – событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий. Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа. Завязка – значительное действие, которое явилось результатом развития событий. Мастерство рассказчика проявляется в умении выделять узловое событие (именно ему уделить большее внимание, отсечь случайности и различного рода не имеющие смысла подробности). Описание места и времени (обстановки, природы и т.п.), как и в описаниях героев, должно быть подчинено главному в рассказе, пояснять его. Итог этапа. Итак, мы узнали, какие три обязательных части есть в рассказе. Назовём их ещё раз. О чём мы будем говорить далее? Что ещё необходимо знать, чтобы написать хороший рассказ? Что самое сложное? Заинтересовать зрителя. - Какие еще средства выразительности использует автор? | Представляют результаты деятельности Выдвигают гипотезы Записывают в тетрадь составные части композицию рассказа. Соотносим с композиционными частями план нашего текста. Можно украсить его (гипотеза ученика). | | Личностные результаты Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
V. Выявление места и причины затруднений Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. | Предлагаю прочитать тексты. 1.Взошла луна. Впереди, как серьга, блеснула речка Сежа. Над Сежей кричали чибисы. В свете луны я увидел фигуру охотника. Он шел по берегу, с трудом выдирая ноги из раскисшей земли. На голове у него была разлапистая шляпа, а в руке – корзинка. В ней тихонечко крякала утка. 2. В деревне Власово, слыхал я, есть Стеклянный пруд. «Наверно, вода в нем очень прозрачная, – думал я. – Видны водоросли и головастики. Надо бы сходить, посмотреть». Собрался и пошел в деревню Власово. Прихожу. Вижу, у самого пруда две бабки на лавочке сидят, рядом гуси пасутся. Заглянул в воду – мутная. Никакого стекла, ничего не видно. 3. Вовка грустно разглядывал разложенные на столе открытки. И зачем он их купил! Все открытки, конечно, очень красивые. Глаз не отрвёшь! Но ни одна, ни одна из них не подходила для поздравления бабушки с днём рождения! Ужасно жалко, что все они адресованы кому угодно, только не бабушке: ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ, МИЛОЙ ТЁТЕ, ДОРОГОЙ МАМОЧКЕ. Открытку ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ тоже прихватил на всякий случай. Уж больно хороша! Как вы думаете, что это за композиционные части? (Это начало). Поделитесь мнением, как начало рассказа помогает заинтересовать, вызвать желание дочитать до конца? Как автору удалось передать напряжение? Какие средства выразительности он использует? Какие еще средства выразительности использует автор? (пары выписывают метафоры, сравнения). | Пары выписывают ключевые слова-глаголы, с помощью которых осуществляется «движение» рассказа, обеспечивается новое содержание. | | Коммуникативные: 1.Развивать умение слушать и понимать других. 2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные УУД Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. |
VI. Самостоятельная работа Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | | Группируют слова в зависимости от возможного места в тексте | Выполнение задания | Личностные результаты Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. |
VII. Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | – Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями? – Кто доволен своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня отметку? За что? | Высказывают своё мнение, оценивают себя и одноклассников. | | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VIII. Домашнее задание Цель: построение и фиксация нового знания. | Написать сочинение-повествование (случай из жизни животного) | | Составление текста-повествования по алгоритму выполнения задания | Коммуникативные УУД Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |