СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Правописание не с именами существительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание не с именами существительными Цель и задачи: - создание условий для усвоения правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными; - содействовать формированию лингвистической и языковой компетенции; - материалом урока способствовать развитию умения различать не как приставку, частицу, часть корня; доказывать выбор написания, графически обозначать условия выбора, безошибочно писать, подбирать синонимы к словам с не; - воспитывать у учащихся интерес к языку, бережное отношение к слову. Тип урока: урок усвоения новых знаний с разноуровневой дифференциацией обучения Формы работы на уроке: работа в группах, в парах, индивидуальная Оборудование: мультимедийная презентация, записи на доске, раздаточный материал (карточки-помощники «Что такое имя существительное», «мыслительные листы», карточки с дифференцированными заданиями, карточки с пословицами), компьютеры для тестовой работы, толковый словарь, эпиграф:

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Правописание не с именами существительными"»

План-конспект урока русского языка в 6 классе

_______________________

Тема: Правописание не с именами существительными

Цель и задачи:

- создание условий для усвоения правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными;

- содействовать формированию лингвистической и языковой компетенции;

- материалом урока способствовать развитию умения различать не как приставку, частицу, часть корня; доказывать выбор написания, графически обозначать условия выбора, безошибочно писать, подбирать синонимы к словам с не;

- воспитывать у учащихся интерес к языку, бережное отношение к слову.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с разноуровневой дифференциацией обучения

Формы работы на уроке: работа в группах, в парах, индивидуальная

Оборудование: мультимедийная презентация, записи на доске, раздаточный материал (карточки-помощники «Что такое имя существительное», «мыслительные листы», карточки с дифференцированными заданиями, карточки с пословицами), компьютеры для тестовой работы, толковый словарь, эпиграф:

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает правил.

А.П. Сумароков

Ход урока

1. Организационный момент. Введение

- Рада приветствовать сегодня на уроке тех, кто готов рассуждать и анализировать; тех, кто немножко волнуется; тех, кто подготовил дома задание пятого уровня; тех, кто небезразличен к проблемам других. Я надеюсь, что на уроке вы будете, как и прежде, работоспособны и креативны.

2. Мотивация учебной деятельности

Работа в парах

- На ваших столах лежат карточки со словами: гореть, зажигать, сам, другие. Составьте из них предложение. Правильно связывая их грамматически и по смыслу. (структура Тимбилдинг)

Гореть самому - зажечь других.

- Как вы понимаете это выражение?

Примерный ответ: не быть пассивным, а быть активным на уроке, чтобы остальным учащимся это было примером.

- Давайте возьмем это предложение девизом нашего урока.

- Эпиграфом нашего урока возьмем высказывание

(Слайд 1)

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает правил.

А.П. Сумароков

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Любовь к языку связана с умением «вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться правильно говорить, грамотно писать.

Этим мы занимаемся каждый урок. И сегодняшний не исключение.

3. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала

- А теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях. Кто хочет, может воспользоваться при ответе карточками-помощниками. (Ответы учащихся).

План ответа на вопрос «Что такое имя существительное?» (Приложение №1)

  1. Что такое имя существительное?

  2. Что обозначает?

  3. На какие вопросы отвечает?

  4. Что ты можешь сказать о роде существительных?

  5. Как изменяются существительные?

  6. Какими членами предложения могут быть?

- Отлично справились! Знание правила об имени существительном нам нужно для того, чтобы уметь отличать существительные от других частей речи.

- Это умение мы проверим, выполнив устный распределительный диктант.

(Слайд 2)

Не годовать, невежа, невежда, неправда, невнимание, не выучить, не расслышать.

- Прочитайте внимательно слова. Но что это? Что случилось с изображением? Ребята, там ошибка! Ловите её! (Приём «Лови ошибку»)

- «Негодовать» надо писать слитно. Почему?

- Это глагол, который не употребляется без не.

Задание: разделите слова на две группы по частям речи. (Учащиеся выполняют задание).

- Какие части речи вам встретились?

- Назовите существительные.

- Назовите глаголы.

- Как пишется не с глаголами?

4. Сообщение темы урока, постановка задач

- Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Не с существительными». Запишите её в тетрадь (Слайд 3).

Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист» (Слайд 4), который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)». Заполнение листа (Приложение №2), постановка задач.

5. Изучение нового материала

1) Словарная работа

- Но вначале предлагаю вам выполнить словарную работу.

- Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).

- Давайте уточним, а для этого обратимся к толковому словарю.

- Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение. А теперь составьте с ними словосочетания или предложения (по выбору).

(Слайд 5)

Невежа, невежда вед – «ведать», «знать».

В современном русском языке «невежа» значит «грубиян», «невежда»- «несведущий», «необразованный человек».

- Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не).

- Правильно! Вот мы и вывели первое правило.

2) Грамматическая сказка

- Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без «не», жили в одной стране просвещённые люди – вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени…

Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим?..

- Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).

- Как они пишутся с не?

3) Исследовательская работа

- А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого разобьёмся на группы.

- Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные (дифференциация).

Если ты выбираешь файл с зелёным жетоном (4 – 5 уровень), значит помощь тебе не нужна. Если – с жёлтым (3 уровень), тебе будет дана небольшая подсказка. Если - с красным (2 уровень), то в помощь тебе даётся учебник. (Приложение№3)

4) Обсуждение итогов исследовательской работы

- Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.

1 группа. Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом).

Приведите примеры.

2 группа. Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть противопоставление, и союз а).

Приведите примеры.

5) Работа с учебником

- Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике. Прочитаем правило вслух.

- К правильным выводам мы пришли?

5) Систематизация знаний с помощью алгоритма

- Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему. Для этого используем алгоритм. (Слайд 6).

6. Практическая часть

1) Применение алгоритма на практике

- Попробуем применить его в работе. На доске даны предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Запишите предложения.

1) Ум определяется (не) возрастом, а головой.

2) Каждая (не)удача прибавляет ума.

3 ) (Не)вежество - орудие невежды.

2) Лексическая работа (Слайд 7)

- К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.

О б р а з е ц : друг – недруг (враг)

Счастье – несчастье (горе.)

Внимательность – невнимательность (рассеянность).

Воля – неволя (рабство).

Погода – непогода (слякоть).

Противник – неприятель (враг).

Правда – неправда (ложь).

Уверенность – неуверенность (сомнение).

3) Работа в парах. Игра «Собери пословицы»

(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц (Приложение №4). Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).

1). (Не) работа сушит, а забота.

2). (Не) печь кормит, а руки.

3). Глупость (не) порок, а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.

Физкультминутка «Лингвистическая» зарядка.

«сесть»-«встать»

Встать, если Не-частица.

Не кактус

Незабудка

Не польза, а беда

Не идет

Недоросль

Не тебе

Недоделка

Не жалеть

Не внимание, а рассеянность.

4) Дифференцированное задание (Приложение №5)

2 уровень – работа с упражнением 292

3 уровень - Закончить предложение так, чтобы было противопоставление или отрицание.

1. (Не)погода помешала уборке урожая, а …

2. (Не)счастье помогло исследователю, а …

3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

4. (Не)друг ты мне, а …

5. (Не)воля ожидала его, а …

4 - 5 уровень - Игра «Корректор». Что это корректор? Или кто? Выясним лексическое значение слова по словарю.

Исправьте ошибки, как учитель, только карандашом.

1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.

2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

4. В любом ожидании страшнее всего не известность.

5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.

7. Проверка первичного усвоения материала

Выполнение тестовой работы на компьютерах (программа My Testx)

Тест на усвоение темы "Не с существительными" (Приложение №6)

А 1. Найдите неверное утверждение:

Не с существительными пишется слитно:

1) Если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ;

2) Если в предложении есть противопоставление с союзом А;

3) Если существительное без Не не употребляется.


А 2. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без Не.

1) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

2) Полная (не)лепица.

3) Причины (не)успеваемости.


А 3. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

1) Прилив (не)нависти.

2) (Не)знание предмета.

3) Жизнь красна (не)днями, а делами.


А 4. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

1) Видно (не)ряху по грязной рубахе.

2) Говорить (не)правду некрасиво.

3) Говорить (не)правду, а ложь.


А 5. Не с существительными пишется раздельно.

1) (Не)везение преследовало меня.

2) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

3) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.


А 6. Не с существительными пишется раздельно.

1) Учение - красота, а (не)учение - слепота.

2) Сила с (не)правдою не уживаются.

3) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.


А 7. Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

1. (Не)грамотность – признак некультурного человека.

2. (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

3. (Не)счастье спутало все наши планы.

4. В решении задачи была допущена (не)точность.

5. (Не) погода, а усталость заставила нас сделать привал.

Взаимопроверка по ключу

Ключ к тесту (Слайд 8)

А 1 – 2); А 2 – 2); А 3 – 2); А 4 – 3); А 5 – 2); А 6 – 3); А 7 – 2), 5).

8. Подведение итогов урока

9. Домашнее задание (Слайд 9)

Упр. 298, придумайте сказку на лингвистическую тему «В царстве НЕ» - 5 уровень.

10. Комментированное выставление оценок

11. Рефлексия (Слайд 10)

- Обратимся к нашему эпиграфу. Как вы можете связать свою работу на уроке с этими словами?

- Надеюсь, что у вас появилось желание и дальше успешно изучать русский язык!










































Приложение №1

Карточка-помощник

План ответа на вопрос «Что такое имя существительное?»

1. Что такое имя существительное?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Что ты можешь сказать о роде существительных?

5. Как изменяются существительные?

6. Какими членами предложения могут быть?






Приложение №2



Знаю

Хочу узнать

Узнал

(узнала)

































Приложение № 3


Тема «Не с существительными»

Исследовательское задание (2 уровень)


1. Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком – раздельно?»

2. Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?


Впереди был неприятель (враг).


Друг познаётся в несчастье (беде).

Он тебе не приятель, а враг.


Не счастье, а беда подстерегала путников.


3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.




Тема «Не с существительными»

Исследовательское задание (3 уровень)


1. Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»

2. Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?


Впереди был неприятель (враг).


Друг познаётся в несчастье (беде).

Он тебе не приятель, а враг.


Не счастье, а беда подстерегала путников.


3. В помощь тебе опора-напоминание:

неприятель-враг, несчастье-беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);

приятель-враг, счастье-беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).


Тема «Не с существительными»

Исследовательское задание (4-5 уровень)


1. Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»

2. Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?»


Впереди был неприятель (враг).


Друг познаётся в несчастье (беде).

Он тебе не приятель, а враг.


Не счастье, а беда подстерегала путников.



3. Попробуй привести свои примеры.

Приложение № 4


(Не) работа сушит, а забота.

(Не) печь кормит, а руки.

Глупость (не) порок, а беда.

Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

(Не) друг поддакивает, а друг спорит.




Приложение №5


Дифференцированные задания

2 уровень – работа с упражнением 292


3 уровень - Закончить предложение так, чтобы было противопоставление или отрицание.

1. (Не)погода помешала уборке урожая, а …

2. (Не)счастье помогло исследователю, а …

3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

4. (Не)друг ты мне, а …

5. (Не)воля ожидала его, а …


4 - 5 уровень - Игра «Корректор».

Исправьте ошибки, как учитель, только карандашом.

1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.

2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

4. В любом ожидании страшнее всего не известность.

5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.
















Приложение №6

Тест "Не с существительными"

А 1. Найдите неверное утверждение:

Не с существительными пишется слитно:

1) Если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ;

2) Если в предложении есть противопоставление с союзом А;

3) Если существительное без Не не употребляется.


А 2. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без Не.

1) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

2) Полная (не)лепица.

3) Причины (не)успеваемости.


А 3. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

1) Прилив (не)нависти.

2) (Не)знание предмета.

3) Жизнь красна (не)днями, а делами.


А 4. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

1) Видно (не)ряху по грязной рубахе.

2) Говорить (не)правду некрасиво.

3) Говорить (не)правду, а ложь.


А 5. Не с существительными пишется раздельно.

1) (Не)везение преследовало меня.

2) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

3) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.


А 6. Не с существительными пишется раздельно.

1) Учение - красота, а (не)учение - слепота.

2) Сила с (не)правдою не уживаются.

3) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.


А 7. Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

1. (Не)грамотность – признак некультурного человека.

2. (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

3. (Не)счастье спутало все наши планы.

4. В решении задачи была допущена (не)точность.

5. (Не) погода, а усталость заставила нас сделать привал.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!