СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Антонимы Цель и задачи: - ознакомление с речевыми функциями синонимов; - познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”; - формировать умения употреблять антонимы как средства выразительности; - прививать интерес к изучению русского языка. Тип урока: урок изучения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Антонимы"»


Конспект урока русского языка в 5 классе

______________________

Тема: Антонимы

Цель и задачи:

- ознакомление с речевыми функциями синонимов;

- познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;

- формировать умения употреблять антонимы как средства выразительности;

- прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, записи на доске..

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

4. Подготовка к восприятию

Слайд № 2.

- О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах)

- Назовите антонимы (Солнце – тень, близко – далеко, низко –высоко)

- Что же такое антонимы? (Слайд № 3).

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

5. Объяснение темы урока

1) Слово учителя

- Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

2) Знакомство с теоретическим материалом учебника

Параграф 23.

6. Закрепление

1) Игра «Наоборот» слайд № 4.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).

2) Решение грамматических задач. Слайд № 5.

- Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье – неученье; свет-тьма)

Делаем синтаксический разбор предложения.

3) Слайд № 6.

Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

4) Слайд № 7.

- Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

5) Слайд № 8.

- В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких антонимы?

Эта задача несложная, простая.

Он сделал это не случайно, а намеренно.

Он сделал это неслучайно, намеренно.

Эта задача не сложная, а простая.

Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.

Слайд № 9. Физкультминутка.

Мы с Винни Пухом в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили

Винни Пуху мед искали

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали

А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали!

- Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.

6) Слайд № 10.

Устно подберите антонимы к приведённым словам

Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.

- С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья – низкая.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!

7) Слайд № 11.

- Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь, ветер). (Тяжёлый, трудный, сильный).

8) Слайд № 12.

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая.

9) Слайд № 13.

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

- Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?

7. Подведение итогов урока

Слайд № 14.

Подытожим урок.

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

8. Домашнее задание

Слайд № 15.

Параграф 23, упр. 196, 5 уровень – лингвистическая сказка по теме урока

9. Комментированное выставление оценок

10. Рефлексия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!