Конспект урока русского языка в 5 классе
______________________
Тема: Антонимы
Цель и задачи:
- ознакомление с речевыми функциями синонимов;
- познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;
- формировать умения употреблять антонимы как средства выразительности;
- прививать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, записи на доске..
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач
4. Подготовка к восприятию
Слайд № 2.
- О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах)
- Назовите антонимы (Солнце – тень, близко – далеко, низко –высоко)
- Что же такое антонимы? (Слайд № 3).
Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»
5. Объяснение темы урока
1) Слово учителя
- Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.
2) Знакомство с теоретическим материалом учебника
Параграф 23.
6. Закрепление
1) Игра «Наоборот» слайд № 4.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «хорошо»,
А ты ответишь: «плохо».
Скажу я слово «великан»,
А ты ответишь: «кроха».
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: «пол».
Скажу я слово «потерял».
И скажешь ты: «нашёл».
- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).
2) Решение грамматических задач. Слайд № 5.
- Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье – неученье; свет-тьма)
Делаем синтаксический разбор предложения.
3) Слайд № 6.
Вставьте нужные антонимы:
Любишь брать, люби … . (отдавать).
Сытый … не разумеет. (голодного)
Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)
Корень учения горек, да плод его …(сладок)
- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)
4) Слайд № 7.
- Подберите к прилагательному несколько антонимов.
Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)
- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)
- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)
5) Слайд № 8.
- В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких антонимы?
Эта задача несложная, простая.
Он сделал это не случайно, а намеренно.
Он сделал это неслучайно, намеренно.
Эта задача не сложная, а простая.
Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.
Слайд № 9. Физкультминутка.
Мы с Винни Пухом в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так, (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Винни Пуху мед искали
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали
А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали!
- Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.
6) Слайд № 10.
Устно подберите антонимы к приведённым словам
Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.
- С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное).
Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).
Высокая скамья – низкая.
Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!
7) Слайд № 11.
- Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов
1. Свежий (хлеб, журнал, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый).
2. Лёгкий (труд, путь, ветер). (Тяжёлый, трудный, сильный).
8) Слайд № 12.
Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.
Герасим был хороший, а барыня жестокая.
Эта речка не широкая, а мелкая.
Царевна была добрая, а царица плохая.
9) Слайд № 13.
Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.
Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.
- Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?
7. Подведение итогов урока
Слайд № 14.
Подытожим урок.
- Что такое антонимы?
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
- Что нужно учитывать при подборе антонимов?
- Какова роль антонимов в речи?
8. Домашнее задание
Слайд № 15.
Параграф 23, упр. 196, 5 уровень – лингвистическая сказка по теме урока
9. Комментированное выставление оценок
10. Рефлексия