Учитель начальных классов:
Барашева Ирина Ивановна
ГБОУ «СОШ № 61 им. Героя Советск4ого Союза А.И.Маринеско»,г. Севастополь
Урок русского языка. 2 класс
Тема: Письмо ветерану.
Цель: написание письма ветерану Великой Отечественной войны.
Задачи:
Воспитание чувства уважения, благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны; гордости за старшее поколение, защитивших родину от фашистов, патриотизма.
Знакомство с историей написания фронтовых писем.
Знакомство с видами писем для ветеранов и их структурой.
Обогащение словарного запаса.
Оборудование: фрагмент фильма «Битва на Курской дуге», раздаточный материал «История фронтовых писем», карточки для кластера «Структура писем», презентация.
Ход урока.
Мотивирование к деятельности.
Сегодня урок хочу начать с высказывания Пермского детского писателя А . Зеленина: «Без прошлого нет настоящего, а значит, нет будущего! Помните об этом». Как вы думаете, почему именно с этих слов начала урок?
Сегодня предлагаю вам вернуться к событиям страны, которые произошли 71 год назад. Для этого предлагаю посмотреть фрагмент фильма о Великой Отечественной войне «Битва на Курской дуге». Ваша задача – сформулировать тему нашего урока.
О чём этот сюжет, о битве или нет?
Правильно, здесь показан сюжет «Бойцы на привале».
А чем могли заниматься бойцы на привале?
Как вы думаете, какая тема нашего урока.
А о каком письме пойдёт речь сегодня на уроке?
II.Сообщение цели урока
Слайд2.
Я променяла б все библиотеки,
Все в мире томики, томищи и тома
За пару только слов о милом человеке,
За треугольник маленький письма
Этими словами начинается одно из писем периода Великой Отечественной войны. Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты
Наш урок сегодня посвящен древнему и благородному умению писать письма.
А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
III. Работа по теме урока.
Знакомство с эпистолярным жанром.
- Ребята, а что такое письмо?
ПИСЬМО -бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-л. с целью сообщения о чем-л., изложения своих мыслей, выражения чувств.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
Письмо относится к эпистолярному жанру. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанр – обращение в форме письма.
Жизнь людей за последнее столетие существенно изменилась. Отвыкли мы от волшебного ощущения беседы с помощью «письмеца в конверте», которое мы читаем, перечитываем и бережно храним долгие годы. Сейчас электронные послания заменили все виды переписки. Они чаще всего бывают с ошибками клавиатурного набора, иногда написаны просто так, неизвестно кому, ради развлечения. Бездумные машины украли у нас внимание друг к другу, искренность чувств, отзывчивость, слова единственные, сокровенные, идущие от сердца. Мы не знаем порой, как начать, чем продолжить, каким образом закончить самое простое письмо, потому что привыкли к смс. А ведь умение писать письма, которые люди берегут и хранят, - Божий дар. В письмах бьется живое человеческое сердце. Какими простыми и яркими словами выражены трепетные чувства любви, тоски, сострадания, горечи!..
2.Работа в группах по тексту «Фронтовые письма» (Приложение 2)
-Скажите, о чём могли писать солдаты с фронта?
Сейчас, я предлагаю поработать в группах и найти ответы на поставленные вопросы.
1.группа - О чём могли писать солдаты с фронта?
2.группа - Каким образом писались письма с фронта солдатами?
3.группа- Как выглядели фронтовые письма?
4.группа - Что значило солдатское письмо для семьи?
4.Рассказ учителя о роли письма в своей семье.
Такое письмо хранилось в одной знакомой мне семье.
Шистеров Андрей Алексеевич, ушёл на фронт в начале войны, а 22 июня 1942 года пропал без вести. С фронта пришло только одно письмо. Оно было очень короткое. Дедушка интересовался, как растёт дочка и маленький сынишка, не голодают ли они и только несколько слов о себе: жив, здоров, скучаю. Бабушка его бережно хранила, перечитывала. Ведь письмо было частичкой её души. Но позже она передала это письмо в школьный музей.
Солдатские письма! Их осталось совсем немного, но в них отражается история нашей страны. Они взывают к нам: берегите и храните родное Отечество! А фронтовой треугольник остаётся одним из символов той грозной эпохи.
71 год прошёл с того страшного, тяжёлого времени. К сожалению, ветеранов становится всё меньше и меньше, но всегда 9 Мая мы поздравляем их с великой Победой.
Как вы думаете, а ждут ли они еще письма? Было бы им приятно получить письмо?
О чём бы вы написали?
( В этом письме вы можете расспросить ветеранов о том, как они воевали, как они смогли выжить в такой тяжёлой и кровопролитной войне, как сложилась их судьба в послевоенные годы, и, конечно же, поздравить их с предстоящим праздником Победы.)
-В школе проходит акция «Письмо ветерану». Я предлагаю принять в ней участие, лучшие письма вручат ветеранам.
5.Виды писем
Какие виды писем вы знаете?
Какой вид письма можно выбрать для написания письма ветерану? ( Письмо сообщение, поздравление, благодарность).
6.Работа в группе по определению структуры письма. Составление кластера ( Приложение 3)
Чтобы грамотно составить текст письма, необходимо вспомнить структуру письма. Предлагаю поработать в группе и выбрать, те слова и выражения, которые можно использовать в данном виде.
Задание:
1. Выбрать только те части письма, которые относятся к данному виду.
2. Подумать и записать слова и выражения, которые можно использовать при написании письма.
3. На работу 5 минут.
1 группа – письмо - сообщение
2 группа – письмо - поздравление
3 – группа – письмо- благодарность
4 группа – правила написания письма.
7. Выступление групп.
8.Словарная работа.
На написание каких слов надо обратить внимание.
Здравствуйте, до свидания, праздник 9 Мая, День Победы, Великая Отечественная война, поздравляю, желаю, спасибо.
На столах лежат словари, которыми вы можете пользоваться при написании письма.
9.Работа по эталону.
Зачитать несколько детских писем для образца.
IV. Самостоятельная работа учащихся
Написание сочинения «Письмо ветерану».
V. Итог урока.
Чтение писем. Сворачивание солдатского треугольника.
Я думаю ветераны, получив ваше письмо, будут благодарны вам за проявленное внимание и заботу. Ведь в него вложена частичка вашей души.
Наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся снова к словам А. Зеленина «Без прошлого нет настоящего, а значит, нет будущего! Помните об этом». Как вы поняли эти слова?
Зная прошлое, мы можем сохранить настоящее.
Рефлексия
Я узнал….
Мне стало понятно…..
Я удивился……
Меня взволнвало….