СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тем: " Понятие о синтаксисе и пунктуации."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок 12

Предмет: Русский язык                                                                                    Дата_________

Класс: 8

Тема: «Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи»

Цели:

- Познакомить с основными видами синтаксической связи; повторить  понятия «синтаксис и пунктуация»; отрабатывать умения и  навыки  нахождения, различения сочинительной и подчинительной связи;

- Развивать орфографическую зоркость, пунктуационные навыки; внимание, память, связную письменную  речь;

- Воспитывать интерес к изучению русского языка

 

Ход урока

 

  • Организационный момент
  • Актуализация зун

Дифференцированное задание:  вставить слова с наречиями по теме урока и выполнить задания к тексту.

 

1-я группа (сильные)

А) Записать текст, вставить по смыслу наречия, между частями которых ставится дефис.

Б) Определить тему текста. (Снегопад.)

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … . Как красиво на улице в зимний вечер!

 

2-я группа (средние)

А) Заменить данные в скобках слова синонимами – наречиями, между частями которых ставится дефис.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт (медленно), как будто вполсилы. (Постепенно) на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится (очень много). Как красиво на улице в зимний вечер!

 

3-я группа (слабые)

Вставить наречия, пользуясь словами для справок.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … . Как красиво на улице в зимний вечер!

Слова для справок: еле-еле, едва-едва, мало-помалу, чуть-чуть, видимо-невидимо.

Общее задание:

Какое условие выбора орфограммы «Дефис в наречиях» отражено в данном тексте? Какие ещё наречия встретились в тексте?

Проверка текста

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт еле-еле, как будто вполсилы. Мало-помалу на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится видимо-невидимо. Как красиво на улице в зимний вечер!

 

- Что изучает синтаксис?

- Что такое словосочетание? Предложение?

- Что изучает пунктуация?

- Назовите знаки препинания.

3. Сообщение темы и цели урока

  • Изучение нового материала

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинительных  предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. (К. Седых).            Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы.            Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мной. (С. Есенин.)             Чтение  правила на стр. 19

  • Первичное закрепление

 Упражнение 35 стр. 19

 

  • Закрепление

Упражнение 37 стр. 19

 

Самостоятельная работа

Расставьте пропущенные знаки препинания. Выпишите в 1-й столбик –словосочетания  с сочинительной связью, 2-й – с подчинительной.

Машина летела по целине прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Крутой обрывистый берег приближался угнетающе медленно. На косогорочке на зеленой мокрой травке колеса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость дал левее руля выехал (4). И опять выжал из мотора всю его мощь.

  • Итог урока

- Дать определение словосочетанию. ( Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

- По характеру связи между словами словосочетания делятся на сочинительные и подчинительные)

- Чем сочинительные отличаются от подчинительных?

 

  • Домашнее задание

Упражнение 36 на стр. 19

 

  • Выставление оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа

А) Записать текст, вставить по смыслу наречия, между частями которых ставится дефис.

Б) Определить тему текста.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … . Как красиво на улице в зимний вечер!

 

2-я группа 

А) Заменить данные в скобках слова синонимами – наречиями, между частями которых ставится дефис.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт (медленно), как будто вполсилы. (Постепенно) на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится (очень много). Как красиво на улице в зимний вечер!

 

3-я группа 

Вставить наречия, пользуясь словами для справок.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … . Как красиво на улице в зимний вечер!

 

 

1 группа

А) Записать текст, вставить по смыслу наречия, между частями которых ставится дефис.

Б) Определить тему текста.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … . Как красиво на улице в зимний вечер!

 

2-я группа 

А) Заменить данные в скобках слова синонимами – наречиями, между частями которых ставится дефис.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт (медленно), как будто вполсилы. (Постепенно) на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится (очень много). Как красиво на улице в зимний вечер!

 

3-я группа 

Вставить наречия, пользуясь словами для справок.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … . Как красиво на улице в зимний вечер!

 

1 группа

А) Записать текст, вставить по смыслу наречия, между частями которых ставится дефис.

Б) Определить тему текста.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … . Как красиво на улице в зимний вечер!

 

2-я группа 

А) Заменить данные в скобках слова синонимами – наречиями, между частями которых ставится дефис.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт (медленно), как будто вполсилы. (Постепенно) на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится (очень много). Как красиво на улице в зимний вечер!

 

3-я группа 

Вставить наречия, пользуясь словами для справок.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … . Как красиво на улице в зимний вечер!

 

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка на тем: " Понятие о синтаксисе и пунктуации."»

урок 12

Предмет: Русский язык Дата_________

Класс: 8

Тема: «Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи»

Цели:

- Познакомить с основными видами синтаксической связи; повторить понятия «синтаксис и пунктуация»; отрабатывать умения и навыки нахождения, различения сочинительной и подчинительной связи;

- Развивать орфографическую зоркость, пунктуационные навыки; внимание, память, связную письменную речь;

- Воспитывать интерес к изучению русского языка


Ход урока


  • Организационный момент

  • Актуализация зун

Дифференцированное задание:  вставить слова с наречиями по теме урока и выполнить задания к тексту.


1-я группа (сильные)

А) Записать текст, вставить по смыслу наречия, между частями которых ставится дефис.

Б) Определить тему текста. (Снегопад.)

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!


2-я группа (средние)

А) Заменить данные в скобках слова синонимами – наречиями, между частями которых ставится дефис.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт (медленно), как будто вполсилы. (Постепенно) на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится (очень много).
Как красиво на улице в зимний вечер!


3-я группа (слабые)

Вставить наречия, пользуясь словами для справок.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!

Слова для справок: еле-еле, едва-едва, мало-помалу, чуть-чуть, видимо-невидимо.

Общее задание:

Какое условие выбора орфограммы «Дефис в наречиях» отражено в данном тексте?
Какие ещё наречия встретились в тексте?

Проверка текста

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт еле-еле, как будто вполсилы. Мало-помалу на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится видимо-невидимо.
Как красиво на улице в зимний вечер!


- Что изучает синтаксис?

- Что такое словосочетание? Предложение?

- Что изучает пунктуация?

- Назовите знаки препинания.

3. Сообщение темы и цели урока

  • Изучение нового материала

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинительных  предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. (К. Седых).
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы.
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мной. (С. Есенин.)
Чтение правила на стр. 19

  • Первичное закрепление

Упражнение 35 стр. 19


  • Закрепление

Упражнение 37 стр. 19


Самостоятельная работа

Расставьте пропущенные знаки препинания. Выпишите в 1-й столбик –словосочетания с сочинительной связью, 2-й – с подчинительной.

Машина летела по целине прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Крутой обрывистый берег приближался угнетающе медленно. На косогорочке на зеленой мокрой травке колеса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость дал левее руля выехал (4). И опять выжал из мотора всю его мощь.

  • Итог урока

- Дать определение словосочетанию. ( Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

- По характеру связи между словами словосочетания делятся на сочинительные и подчинительные)

- Чем сочинительные отличаются от подчинительных?


  • Домашнее задание

Упражнение 36 на стр. 19


  • Выставление оценок

































1 группа

А) Записать текст, вставить по смыслу наречия, между частями которых ставится дефис.

Б) Определить тему текста.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!


2-я группа 

А) Заменить данные в скобках слова синонимами – наречиями, между частями которых ставится дефис.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт (медленно), как будто вполсилы. (Постепенно) на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится (очень много).
Как красиво на улице в зимний вечер!


3-я группа 

Вставить наречия, пользуясь словами для справок.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!



1 группа

А) Записать текст, вставить по смыслу наречия, между частями которых ставится дефис.

Б) Определить тему текста.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!


2-я группа 

А) Заменить данные в скобках слова синонимами – наречиями, между частями которых ставится дефис.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт (медленно), как будто вполсилы. (Постепенно) на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится (очень много).
Как красиво на улице в зимний вечер!


3-я группа 

Вставить наречия, пользуясь словами для справок.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!


1 группа

А) Записать текст, вставить по смыслу наречия, между частями которых ставится дефис.

Б) Определить тему текста.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!


2-я группа 

А) Заменить данные в скобках слова синонимами – наречиями, между частями которых ставится дефис.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт (медленно), как будто вполсилы. (Постепенно) на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится (очень много).
Как красиво на улице в зимний вечер!


3-я группа 

Вставить наречия, пользуясь словами для справок.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!