СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Содержит распечатку для учащихся с материалом для самостоятельной работы. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз" 7 класс»

Урок русского языка

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна,

Учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Сосновская СОШ»

Тема : «Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз»

Класс: 7

Тип урока : урок усвоения новых знаний


Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических и морфологических средствах связи предложений в тексте; совершенствовать способы учебной деятельности

- расширить знания учащихся о морфологических средствах связи предложений и смысловых частей текста..

Форма урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам,

работа с учебником, работа в парах, группах.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке:

1. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.

2. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.

3. Умение работать в паре, группе.

4. Умение выполнять практические задания творческого характера.

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

Оборудование: карточки, схемы.

Ход урока:

I. Организация начала урока. Кинезиологические упражнения: Лиса и заяц, Блинчики, яблочко.

II. Актуализация материала.

  1. Ребята, вы знаете, что в этом году мы отмечаем 75-летие освобождения Горшеченского района от немецко-фашистских захватчиков. Давайте запишем несколько предложений, посвященных Великой Отечественной войне.


Великая Отечественная война была всенародной. И победа над врагом тоже была всенародной. Был май 1945 года. Гремела война. Ликовали люди Земли. И радость огнями взлетала в небо.


Беседа: Ребята, скажите , можно ли назвать эти предложения текстом и почему?

- Вспомните, что мы называем текстом?

- Заполните кластер, вспомнив признаки текста.

Стилевое единство





Основная мысль, идея идея

Наличие или возможность заголовка



тема





Смысловая завершенность, целостность

Использование средств

связи

Определенная

последовательность предложений

текст





















-Вспомните, как могут связываться предложения в тексте, при помощи чего?

Лексические: синонимы, антонимы, родовидовые слова.

Морфологические: местоимения, глаголы одного вида и времени.

- Посмотрите на записанные предложения, попробуйте определить, при помощи чего здесь связаны предложения?

- Правильно, союзами.

- К каким средствам связи относятся они лексическим или морфологическим?

- Морфологическим.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Тема: Морфологические средства связи. Союз.

Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке:

1. Повторить и закрепить средства связи предложений в тексте.

2. Научиться находить и определять эти средства связи в тексте.

3. Составлять текст, используя средства связи- союз

Чтение теории с.97 Союзы могут соединять предложения в тексте , а также смысловые части текста.

III. Пробное действие

Упр.99 с.96

IV. Закрепление материала:

Упр. 98

V. Самостоятельная работа

Задание:

  1. Определить тему и основную мысль текста, придумать заголовок.

2. Определить морфологические средства связи предложений в тексте.

3. Определить лексические средства связи предложений в тексте.

4. Вставить пропущенные буквы.

5. Найти средства выразительности (тропы), определить их роль. Каков образ автора.

  1. Заполнить таблицу, сделать вывод.

ФИ

№ задания

Ответ

Оценка




1





2






3






4






5





Вывод: Докажите, что перед вами текст.



В м..розные дни солнце восходит б..гровое, в тяж..лом дыму. И в это утро подн..лось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Тр..щали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряч.. (не) заметил, что после полудня небо зат..нулось ни..кими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переем…нилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахл.. весной, навозом…

К.Г. Паустовский







Домашнее задание:

Вам необходимо из произведения, изучаемого нами на уроках литературы,М. Горький «Данко» выбрать понравившийся эпизод, отрывок (4-5 предложения).

Выписать в тетрадь.

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Средства связи предложений.

3. Средства художественной выразительности (тропы).

или

Написать сочинение-миниатюру (4-5 предложений) на тему «Конец зимы», используя различные средства связи и средства художественной выразительности (тропы).

V. Итог урока

- Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?

- Назовите признаки текста.

- Какие средства связи знаете?



Приложение: распечатка для учеников

Приложение .

- Заполните кластер, вспомнив признаки текста.

Стилевое единство



















Использование средств

связи

Определенная

последовательность предложений

текст























Самостоятельная работа

Задание:

  1. Определить тему и основную мысль текста, придумать заголовок.

2. Определить морфологические средства связи предложений в тексте.

3. Определить морфологические и лексические средства связи предложений в тексте.

4. Вставить пропущенные буквы.

5. Найти средства выразительности (тропы), определить их роль.

  1. Заполнить таблицу, сделать вывод.

ФИ

№ задания

Ответ

Оценка




1





2






3






4






5





Вывод: Докажите, что перед вами текст.



В м..розные дни солнце восходит б..гровое, в тяж..лом дыму. И в это утро подн..лось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Тр..щали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряч.. (не) заметил, что после полудня небо зат..нулось ни..кими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переем…нилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахл.. весной, навозом…

К.Г. Паустовский

Домашнее задание:

Вам необходимо из произведения, изучаемого нами на уроках литературы, И.А. Бунин «Лапти» выбрать понравившийся эпизод, отрывок (4-5 предложения).

Выписать в тетрадь.

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Средства связи предложений.

3. Средства художественной выразительности (тропы).

или

Написать сочинение-миниатюру (4-5 предложений) на тему «Конец зимы», используя различные средства связи и средства художественной выразительности (тропы).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!