Урок русского языка
Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна,
Учитель русского языка и литературы,
МКОУ «Сосновская СОШ»
Тема : «Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз»
Класс: 7
Тип урока : урок усвоения новых знаний
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.
Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.
Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических и морфологических средствах связи предложений в тексте; совершенствовать способы учебной деятельности
- расширить знания учащихся о морфологических средствах связи предложений и смысловых частей текста..
Форма урока: комбинированный
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам,
работа с учебником, работа в парах, группах.
Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке:
1. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.
2. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.
3. Умение работать в паре, группе.
4. Умение выполнять практические задания творческого характера.
7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.
Оборудование: карточки, схемы.
Ход урока:
I. Организация начала урока. Кинезиологические упражнения: Лиса и заяц, Блинчики, яблочко.
II. Актуализация материала.
Ребята, вы знаете, что в этом году мы отмечаем 75-летие освобождения Горшеченского района от немецко-фашистских захватчиков. Давайте запишем несколько предложений, посвященных Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война была всенародной. И победа над врагом тоже была всенародной. Был май 1945 года. Гремела война. Ликовали люди Земли. И радость огнями взлетала в небо.
Беседа: Ребята, скажите , можно ли назвать эти предложения текстом и почему?
- Вспомните, что мы называем текстом?
- Заполните кластер, вспомнив признаки текста.
Стилевое единство
Основная мысль, идея идея
Наличие или возможность заголовка
тема
Смысловая завершенность, целостность
Использование средств
связи
Определенная
последовательность предложений
текст
-Вспомните, как могут связываться предложения в тексте, при помощи чего?
Лексические: синонимы, антонимы, родовидовые слова.
Морфологические: местоимения, глаголы одного вида и времени.
- Посмотрите на записанные предложения, попробуйте определить, при помощи чего здесь связаны предложения?
- Правильно, союзами.
- К каким средствам связи относятся они лексическим или морфологическим?
- Морфологическим.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Тема: Морфологические средства связи. Союз.
Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке:
1. Повторить и закрепить средства связи предложений в тексте.
2. Научиться находить и определять эти средства связи в тексте.
3. Составлять текст, используя средства связи- союз
Чтение теории с.97 Союзы могут соединять предложения в тексте , а также смысловые части текста.
III. Пробное действие
Упр.99 с.96
IV. Закрепление материала:
Упр. 98
V. Самостоятельная работа
Задание:
Определить тему и основную мысль текста, придумать заголовок.
2. Определить морфологические средства связи предложений в тексте.
3. Определить лексические средства связи предложений в тексте.
4. Вставить пропущенные буквы.
5. Найти средства выразительности (тропы), определить их роль. Каков образ автора.
Заполнить таблицу, сделать вывод.
ФИ | № задания | Ответ | Оценка | |
| 1 | | | |
| 2 | | | |
| 3 | | | |
| 4 | | | |
| 5 | | | |
Вывод: Докажите, что перед вами текст. |
В м..розные дни солнце восходит б..гровое, в тяж..лом дыму. И в это утро подн..лось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Тр..щали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряч.. (не) заметил, что после полудня небо зат..нулось ни..кими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переем…нилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахл.. весной, навозом…
К.Г. Паустовский
Домашнее задание:
Вам необходимо из произведения, изучаемого нами на уроках литературы,М. Горький «Данко» выбрать понравившийся эпизод, отрывок (4-5 предложения).
Выписать в тетрадь.
1. Подготовить выразительное чтение.
2. Средства связи предложений.
3. Средства художественной выразительности (тропы).
или
Написать сочинение-миниатюру (4-5 предложений) на тему «Конец зимы», используя различные средства связи и средства художественной выразительности (тропы).
V. Итог урока
- Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?
- Назовите признаки текста.
- Какие средства связи знаете?
Приложение: распечатка для учеников
Приложение .
- Заполните кластер, вспомнив признаки текста.
Стилевое единство
Использование средств
связи
Определенная
последовательность предложений
текст
Самостоятельная работа
Задание:
Определить тему и основную мысль текста, придумать заголовок.
2. Определить морфологические средства связи предложений в тексте.
3. Определить морфологические и лексические средства связи предложений в тексте.
4. Вставить пропущенные буквы.
5. Найти средства выразительности (тропы), определить их роль.
Заполнить таблицу, сделать вывод.
ФИ | № задания | Ответ | Оценка | |
| 1 | | | |
| 2 | | | |
| 3 | | | |
| 4 | | | |
| 5 | | | |
Вывод: Докажите, что перед вами текст. |
В м..розные дни солнце восходит б..гровое, в тяж..лом дыму. И в это утро подн..лось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Тр..щали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряч.. (не) заметил, что после полудня небо зат..нулось ни..кими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переем…нилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахл.. весной, навозом…
К.Г. Паустовский
Домашнее задание:
Вам необходимо из произведения, изучаемого нами на уроках литературы, И.А. Бунин «Лапти» выбрать понравившийся эпизод, отрывок (4-5 предложения).
Выписать в тетрадь.
1. Подготовить выразительное чтение.
2. Средства связи предложений.
3. Средства художественной выразительности (тропы).
или
Написать сочинение-миниатюру (4-5 предложений) на тему «Конец зимы», используя различные средства связи и средства художественной выразительности (тропы).