2. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Цель: Активизация познавательного интереса у детей | -Ребята, предлагаю сегодня отправиться в лес. Только в необычный лес – словарный. Вместо грибов и ягод мы насобираем там полные корзины слов. А так как тишину леса нарушать нельзя, разделимся на небольшие группы. У каждой группы будет своя осенняя краска: зеленая, желтая, красная, оранжевая. Запишем в тетрадь сегодняшнюю дату. -Мы собрали богатый урожай. Теперь нам нужно решить, на какие группы разделить слова. Может быть, попробуем на родственные? Начинаются на одну букву? По орфограммам? Какие варианты предлагаете? | Делятся на группы, выбирая жетон любого цвета. Занимают места по группам. Решают проблемную ситуацию. Приходят к выводу, что слова нужно разделить по частям речи. Формулируют тему урока. | Познавательная: Ищут и выделяют необходимую информацию Коммуникативная: Осознанно строят понятные для собеседника речевые высказывания. Планируют совместную работу в группах. Регулятивная: Определяют и формулируют познавательную цель |
3.Учебно-познавательная деятельность. Цель: Поиск решения учебной задачи | Итак, мы пришли к выводу, что будем делить слова по частям речи. Устроим командные соревнования. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Я загадываю загадки, а вы отгадайте, о какой части речи идет речь. Демонстрация презентации «Части речи» Есть один седой старик Превращаться он привык В шляпу, в бабушку, в котлеты, В тапочки, в слона, в конфеты – Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ. (имя существительное)(Слайд1) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь имена существительные Дополнительное задание: среди найденных существительных есть по одному словарному слову, найдите его, определите род существительных. Художника этого знает весь свет. Раскрасит художник всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?(имя прилагательное) (Слайд2) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь имена прилагательные Я страшное дело, какой деловой: В любые дела ухожу с головой. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета, Люди строят зданья, Цветут сады, И хлеб в полях растет. (глагол) (Слайд3) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь глаголы Физминутка. Игра на внимание. Правила игры: если ведущий называет существительное, все хлопают, если прилагательное – приседают, сели глагол – топают ногой. Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. Он, она, они и я, Это, без сомнения, слова - …(местоимения) ( Слайд4) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь местоимения Мастер числа называет. Каждый школьник его знает. Сто, четыре, двадцать пять. Учимся, друзья, считать. (имя числительное) (Слайд5) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь числительные -Как называются все части речи, которые мы нашли? А какая еще группа частей речи существует в русском языке? Словам он руку помощи дает Им помогает, связи бережет. И пишется от слов всегда отдельно. Считает: приставать к ним скверно. (предлог) (Слайд6) Задание командам: выбрать из своей корзины и выписать в тетрадь предлоги -У вас в корзинках осталось по одному слову. Назовите их и скажите, какими частями речи они являются (союзы и частица) -Молодцы! Вы хорошо справились с этим этапом наших соревнований. Вас ожидает следующее задание. Каждая команда получает необычный гриб-боровик. На обратной стороне – предложение. Определите, какие части речи входят в его состав. -С какой трудностью столкнулись? Такие слова называются омонимы. Музыкальная физминутка. Мы покидаем сказочный лес. Выполним последнее задание. Перед вами картинка. Посмотрите внимательно, и пусть каждый член команды придумает предложение по картинке, используя разные части речи. За каждое правильно составленное предложение команда получает 1 балл. | Фронтальная работа. Называют части речи, ставят к ним вопросы, указывают, что обозначают данные части речи. Групповая работа. Отбирают и записывают в тетрадь слова той части речи, о которой шла речь в загадке. Работа со словарными словами. Фронтальная работа. Вспоминают понятия «самостоятельные и служебные части речи» Групповая работа. Определяют части речи. 1 команда – Посадила мама в печь пироги капустные печь. 2 команда – Сорок умненьких сорок прилетели на школьный урок. 3 команда – К вечеру красное солнышко село за село. 4 команда – Суп в столовой мы едим ложкой столовой. Выясняют, что одни и те же слова могут быть разными частями речи. Индивидуальная работа. Составляют и записывают предложения по картинке. Демонстрация своих работ. | Познавательная: Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Наблюдают зрительно. Анализируют, доказывают свою точку зрения. Фиксируют результаты Коммуникативная: Воспринимают ответы обучающихся. Учитывают мнение товарищей, адекватно реагируют на исправление ошибок. Принимают и высказывают свои точки зрения. Дополняют и развивают высказывания одноклассников Регулятивная: Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Определяют последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными правилами и инструкциями учителя. Осуществляют самоконтроль. |
4. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. Цель: Обобщение полученных знаний. Оценка деятельности учащихся. Побуждение к поиску новой информации | Подводим итоги нашего соревнования. Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. Зеленый цвет – урок прошел удачно, я активно участвовал в работе, с заданиями справлялся успешно. Я доволен собой! Желтый цвет - сегодня не все задания на уроке оказались такими уж легкими, мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Красный цвет – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! Домашнее задание: словарная работа. Выписать из словаря в конце учебника 10 слов, определить части речи, с любыми из 3-х слов составить и записать предложения. Спасибо за урок! Я очень довольна вашей работой! | Подсчитывают кол-во баллов, определяют команду-победителя. Оценивают свою работу на уроке. Осознают уровень усвоения учебного материала. Записывают домашнее задание. | Познавательная: Учатся делать выводы, прогнозировать дальнейшую работу Коммуникативная: Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Рефлексия своих действий. Регулятивная: Оценивают свою работу на уроке и деятельность одноклассников, осознают уровень усвоения учебного материала |