СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка для 6 класса на тему "РАЗРЯДЫ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПО СОСТАВУ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока:  ознакомить с разрядами имен числительных по составу: ввести понятия      « простое», «сложное», «составное числительное».

Задачи:

обучающая – повторить имя числительное как часть речи; дать понятие о простых, сложных и составных числительных; закрепить навыки их различия;

развивающая – умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развитие памяти;

воспитывающая -  привитие любви к предмету через занимательный материал, развитие познавательного интереса, воспитание доброго отношения к окружающему  миру.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, презентация к уроку, мультимедийная разминка для глаз.

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ. РАЗРЯДЫ ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПО СОСТАВУ»

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области



Сценарий открытого урока

русского языка в 6 классе на тему:





Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Алтухова М. И.




Цель урока: ознакомить с разрядами имен числительных по составу: ввести понятия « простое», «сложное», «составное числительное».

Задачи:

обучающая – повторить имя числительное как часть речи; дать понятие о простых, сложных и составных числительных; закрепить навыки их различия;

развивающая – умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развитие памяти;

воспитывающая - привитие любви к предмету через занимательный материал, развитие познавательного интереса, воспитание доброго отношения к окружающему миру.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, презентация к уроку, мультимедийная разминка для глаз.

Ход урока

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой класса.

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока и доброго настроения до конца дня.

-Сегодня у нас праздник – открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости – очень симпатичные и добрые учителя из других школ. Они на нашем уроке могут отдыхать, а нам предстоит серьёзная работа.

-Итак, мы начинаем нашу работу, традиционно, с орфографической разминки. Внимание на экран.

II.Орфографическая разминка. Целеполагание (Слайд №3 )

1) Целеполагание

-Записать только вставляемые буквы. Ребята, правильно выбранные буквы (орфограммы) помогут нам определить, о какой части речи мы с вами будем сегодня говорить.

1.Умелый ре(з,ч)ик

2.Ч(и,е)стота в классе

3. (з,с)бор урожая

4. Ко(л,лл)есо истории

5.Выб(и,е)раешь ответ

6.Весело улыбае(ть,т)ся

7.Свеж(е,о)го ветерка

8.Паралле(л,лл)ьно

9.Свист солов(ъ,ь)я

10.Ю(н,нн)ый герой

11.Пл(о,а)хой розыгрыш

12.Сп(е,и)шил на урок


-Какое слово у нас получилось? (Числительное)

2)Фронтальная беседа по теории.

- Именно о числительных мы с вами сегодня будем говорить, обобщая уже полученные знания и приобретая новые. По частоте употребления числительные занимают 8-ое место. В наше время эта часть речи особенно актуальна. Потому что везде и во всем человека окружают числа. Без числительных немыслима наука, сама жизнь.

(Слайд №4 )

-Давайте ответим на вопросы, которые появятся на экране.

  • -Что такое имя числительное?

  • -Что обозначает эта часть речи?

  • -На какие вопросы отвечает?

  • -Какие разряды числительных по значению вы знаете?

  • -Каким членом предложения может быть числительное?

  • -Какие числительные бывают по составу?


(Дети отвечают на первые 4 вопроса)


3) Ролевая игра.


Входит ребенок, плачет

- Что случилось? Почему ты плачешь?


Ребенок: Да, у вас весело, а мне так грустно и обидно. Знаете, кто я – порядковое числительное. Вот именно – порядковое. А меня все путают с моим братом, количественным числительным. Ну разве мы похожи, да мы же совершенно разные, а доказать это я никак не могу.


- Ребята, давайте поднимем порядковому числительному настроение. Ведь мы не можем быть счастливыми, если рядом кому-то плохо.


-Как же вы, ребята отличаете порядковые числительные от количественных? Приведите примеры.

-Давайте покажем, как хорошо мы различаем эти числительные. Проведём спортивную разминку. Если я назову порядковое числительное – руки в сторону, а количественное – поднимаем руки вверх:

два, восьмой, три, сотый, одиннадцать, одна вторая, тринадцатый, одна тысяча, тысяча девятьсот первый, миллион, двенадцатый, двое, сто, второй, десятый

-Я думаю, что порядковое числительное осталось довольным нашими знаниями и настроение у него поднялось.

Ребенок: Конечно, пойду, поделюсь радостью со своими друзьями. Спасибо вам, ребята.

-Ну а мы, сделав доброе дело, продолжаем работу.

4)Работа с карточками

-Выполним задание на белых карточках, лежащих на ваших столах. (Карточки с предложениями)

-Прочитайте предложения, найдите в них числительные.


На пришкольном участке растёт пятьдесят деревьев, о которых заботятся все.

С наступлением холодов мальчики сделали шесть кормушек и развесили их в саду.

Восемьдесят пять тонн макулатуры собрали школьники района.


-Сделайте синтаксический разбор простого осложнённого предложения (Один ученик работает на доске, остальные в карточках)


С наступлением холодов мальчики сделали шесть кормушек и развесили их в саду.

-Какое предложение вы выбрали для разбора? Почему?

  • Каким членом предложения может быть числительное?


-А мы, ребята, не ответили ещё на один вопрос. Прочитайте его. Можете ли сейчас ответить?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Разобрать по составу числительные)

-Тогда давайте внимательно посмотрим на числительные, которые употреблены в предложениях на карточке. (На экране появляется слайд с предложениями) (Слайд №5)

-Первые два числительных разберём по составу. Работаем в карточках.

-Что вы можете сказать о третьем числительном.(Оно состоит из двух слов)

-Значит числительные по составу разные?

- Что вы увидели? (Пятьдесят – два корня, шесть – один корень, восемьдесят пять – состоит из двух слов)

-Попробуйте сформулировать учебную задачу сегодняшнего урока. (Мы ответим на вопрос, на который не смогли ответить сразу)

-Правильно. Мы ответим на этот вопрос и научимся определять разряд числительного по составу.

-Откройте тетрадь и запишите тему урока.

IV. Запись в тетрадь темы урока. (Слайд №6)

Тринадцатое марта.

Классная работа.

Простые, сложные и составные числительные.


V. Работа по теме урока.

1) Знакомство с классификацией числительных по составу (Слайд №7 )

-Посмотрите на таблицу. Какую информацию она несёт?

- Вы, ребята, конечно, любите сказки. А чему они нас учат? (Добру, справедливости, честности)

-Послушайте, пожалуйста, фрагменты хорошо известных вам литературных произведений, выпишите в столбик имена числительные, используемые в этих отрывках, вспомните авторов. (Выразительное чтение учителем.)


…И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их…

-Из какого произведения прозвучал отрывок?

(Отрывок из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» (Слайд №8)


…Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской…

-А этот отрывок из какого произведения? (Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила») (Слайд №9)


Там ещё другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…

-Кто автор этих строк? Как называется сказка? ( Сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…) (Слайд №10)

-Какие слова вы выписали? К каким числительным по грамматическим признакам они относятся? (Количественные) А по составу – какие они? (Одиннадцать, двенадцать, тридцать – простые, тридцать три – составное)

-А могут ли быть порядковые числительные простыми, сложными и составными?

- Образуйте от количественных числительных порядковые и запишите их через чёрточку.

одиннадцать – одиннадцатый

двенадцать - двенадцатый

тридцать – тридцатый

тридцать три – тридцать третий


- Прочитайте свои записи. Сделайте вывод, используя следующую таблицу (Слайд №11)


-А теперь проверим, совпадают ли наши открытия с основным теоретическим материалом в учебнике на стр.264.

-Прочитайте пункт первый и рубрику «Возьмите на заметку!».


(Чтение основного теоретического материала учебника п. 1 (Учебник, стр.264) и рубрику «Возьмите на заметку!».)

-Так, совпадают наши открытия с научными?


2) Первичное закрепление. Тренировочные упражнения.

  • Любые знания, которые мы получаем на уроках, нам необходимы для дальнейшей работы. Сегодня нам пригодились знания, полученные на прошлом уроке, а завтра – то, что узнали сегодня. Поэтому, давайте закрепим новую тему.


-Представьте, что перед вами стихотворение, и прочитайте его сначала про себя, а затем вслух.

714, 15, 3247,

16, 318, 140, 327,

3, 28, 220, 126, 145,

615, 18, 2225.

713, 116, 512, 43,

2 000 000, 320, 17, 333.

-Каких числительных по составу вы не нашли в этом стихотворении? (Сложных)

-Запишите словами в тетрадь три любых составных числительных из этого стихотворения.

-Ребята, обменяйтесь тетрадями «по цепочке» и проверьте, как выполнили задание ваши товарищи.

VI. Физкультминутка для глаз.

-А сейчас всё внимание на экран. Пусть отдохнут наши глазки.

(Презентация «Если добрый ты»)

VII. Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.

  • Зрительный диктант (Слайд № 12 )

Замечательное число

Число 37 имеет замечательное свойство.

Если умножить его на числа

3, 6, 9, 12, 15, 18,

то получится интересный ряд:

111, 222, 333, 444, 555, 666.



-Запишем в строчку в тетради и на доске простые числительные, выделим в них морфемы.

  • Работа с учебником. (Слайд № 13)

-Выполните самостоятельно упражнение № 581, стр.265

-Какие числительные по своему строению вам встретились?

-Молодцы, ребята! И с этим заданием справились!

VIII. Подведение итогов урока.

-Итак, ребята, давайте подведем итог вашей учебной деятельности на уроке.

-Как называются числительные, которые называют количество предметов?

-Как называются числительные, которые указывают на порядок предмета при счёте?

-На какие группы по составу можно разделить все числительные?

(Числительные бывают простые (один корень), сложные (два корня, две основы), составные ( состоят из двух и нескольких слов)).


Рефлексия. (Слайд № 14)

- Ответьте на мои вопросы и запишите ответы в таблицу на карточку такого цвета, который соответствует вашему настроению.

Голубой цвет – на уроке было скучно, задания были неинтересные и сложные.

Зелёный цвет – урок мне очень понравился, но я не всё понял.

Жёлтый цвет – отличный, интересный, захватывающий урок, на котором у меня все получалось.



Классификация числительных по составу

Простые

Сложные

Составные





- Когда состоялся наш урок?

-Сколько минут он длился?

-Какова продолжительность одного часа в минутах?

-Судя по карточкам, которые вы выбрали, и по записям в них, можно сделать вывод: спокойное, доброе настроение сохранилось у вас до конца урока, а следовательно, наш урок, на котором мы совершали добрые поступки, были добры по отношению друг к другу и к нашим гостям и даже услышали добрую песню, состоялся.

IX. Выставление оценок

-Сегодня все отлично справлялись с предложенными заданиями и получают пятерки.

X. Домашнее задание (Дифференцированное по уровню сложности)

- А домашнее задание будет разноуровневое. Оно записано на экране и на карточках под №2. Выберите то задание из трех, которое будет вам по силам, и выполните его в рабочих тетрадях.

1 уровень: выполнить упражнение № 579 , стр.265

2 уровень: подготовить сообщение о разрядах числительных по составу. Свой рассказ проиллюстрировать с помощью таблицы «Классификация числительных по составу» и примеров.

3 уровень: имя числительное часто встречается в различных пословицах, поговорках, а также известно много фразеологических оборотов и русских народных сказок, где присутствуют имена числительные.

Записать в тетрадь несколько примеров, определить разряд числительных и синтаксическую роль.



Просмотр содержимого документа
«Самоанализ открытого урока»

Самоанализ открытого урока



Это третий урок в цикле уроков по теме «Имя числительное». На первых двух уроках мы узнали, что такое числительное, как отличать числительное от других частей речи, познакомились с разрядами числительных по значению, с ролью числительных в нашей речи. На сегодняшнем уроке было запланировано знакомство с простыми, сложными и составными числительными.

Главная цель урока: ввести понятия « простое», «сложное», «составное числительное».


На уроке решались следующие задачи:

обучающая – повторить имя числительное как часть речи; дать понятие о простых, сложных и составных числительных; закрепить навыки их различия;

развивающая – умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развитие памяти;

воспитывающая - привитие любви к предмету через занимательный материал, развитие познавательного интереса, воспитание доброго отношения к окружающему миру.


Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Метод обучения, использованный на уроке, частично-поисковый.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 16 слайдов с целью повышения мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

Через проектор выводились на экран различные виды работ. Все это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить задания.

Для снятия физического напряжения, используя физминутки, как элементы урока, я применяла здоровьесберегающие технологии.



В ходе урока сочетались фронтальная, коллективная и самостоятельная работы.


Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Устный опрос (повторение теоретического материала).

3.Целеполагание.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

6. Подведение итогов урока, рефлексия, оценки обучающимся выставлены.

7. Дано домашнее задание.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

  • Интегрированный: осуществлялась связь с литературой

  • Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи обучающихся, исправлению речевых недочётов.

На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.

Я старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную среду. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками. Для того, чтобы учащиеся меньше уставали и им на уроке было комфортно и интересно, давала разнообразные задания. Поддерживала темп урока.

Было дано дифференцированное домашнее задание.

Считаю, урок прошел успешно. Все, поставленные мной, цели достигнуты. Занятие прошло интересно и плодотворно.




Просмотр содержимого презентации
«Презентация к открытому уроку.»

Открытый урок русского языка в 6 классе на тему: «Разряды имён числительных по составу»

Открытый урок русского языка в 6 классе на тему: «Разряды имён числительных по составу»

Цель урока:  ввести понятия « простое», «сложное», «составное числительное».  Задачи: обучающая – повторить имя числительное как часть речи; дать понятие о простых, сложных и составных числительных; закрепить навыки их различия; развивающая – умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развитие памяти; воспитывающая - привитие любви к предмету через занимательный материал, развитие познавательного интереса.  

Цель урока: ввести понятия « простое», «сложное», «составное числительное».

Задачи:

  • обучающая – повторить имя числительное как часть речи; дать понятие о простых, сложных и составных числительных; закрепить навыки их различия;
  • развивающая – умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развитие памяти;
  • воспитывающая - привитие любви к предмету через занимательный материал, развитие познавательного интереса.

 

-Записать только вставляемые буквы. Правильно вписанные буквы (орфограммы) помогут нам определить, о какой части речи мы с вами будем сегодня говорить .

-Записать только вставляемые буквы. Правильно вписанные буквы (орфограммы) помогут нам определить, о какой части речи мы с вами будем сегодня говорить .

  • 1.Умелый рез(щ,ч)ик
  • 2.Ч(и,е)стота в классе
  • 3. (з,с)бор урожая
  • 4. Ко(л,лл)есо истории
  • 5.Выб(и,е)раешь ответ
  • 6.Весело улыбае(ть,т)ся
  • 7.Свеж(е,о)го ветерка
  • 8.Паралле(л,лл)ьно
  • 9.Свист солов(ъ,ь)я
  • 10.Ю(н,нн)ый герой
  • 11.Пл(о,а)хой розыгрыш
  • 12.Сп(е,и)шил на урок
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Ответьте на вопросы: -Что такое имя числительное? -Что обозначает эта часть речи? -На какие вопросы отвечает? -Какие разряды числительных по значению вы знаете? Каким членом предложения может быть числительное? -Какие числительные бывают по составу?

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Ответьте на вопросы:

  • -Что такое имя числительное?
  • -Что обозначает эта часть речи?
  • -На какие вопросы отвечает?
  • -Какие разряды числительных по значению вы знаете?
  • Каким членом предложения может быть числительное?
  • -Какие числительные бывают по составу?

Карточка №1 На пришкольном участке растёт пятьдесят деревьев, о которых заботятся все.  С наступлением холодов мальчики сделали шесть кормушек и развесили их в саду.  Восемьдесят пять тонн макулатуры собрали школьники района.   

Карточка №1

  • На пришкольном участке растёт пятьдесят деревьев, о которых заботятся все.
  • С наступлением холодов мальчики сделали шесть кормушек и развесили их в саду.

  • Восемьдесят пять тонн макулатуры собрали школьники района.

 

Тринадцатое марта  Классная работа Тема урока: Разряды имён числительных по составу.

Тринадцатое марта Классная работа

Тема урока: Разряды имён числительных по составу.

Простые Сложные  имеют один корень  Составные  имеют два и более корней  пять шесть восемнадцать тридцать пятьдесят шестьдесят восемьсот триста  состоят из двух и более слов пятьдесят четыре шестьдесят пять восемьсот тридцать два триста сорок семь

Простые

Сложные

имеют один корень

Составные

имеют два и более корней

пять

шесть

восемнадцать

тридцать

пятьдесят

шестьдесят

восемьсот

триста

состоят из двух и более слов

пятьдесят четыре

шестьдесят пять

восемьсот тридцать два

триста сорок семь

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ В.А. ЖУКОВСКОГО  «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»:

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ В.А. ЖУКОВСКОГО «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»:

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА  «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ А. С. ПУШКИНА  «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ А. С. ПУШКИНА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

Простые  Сложные  имеют один корень   Составные   имеют два корня  пятый шестой восемнадцатый тридцатый  состоят из двух и более слов пятидесятый шестидесятый восьмисотый трёхсотый пятьдесят четвертый шестьдесят пятый восемьсот сорок второй триста сорок седьмой

Простые

Сложные

имеют один корень

Составные

имеют два

корня

пятый

шестой

восемнадцатый

тридцатый

состоят из двух и более слов

пятидесятый

шестидесятый

восьмисотый

трёхсотый

пятьдесят четвертый

шестьдесят пятый

восемьсот сорок второй

триста сорок седьмой

Зрительный диктант Замечательное число Число 37 имеет замечательное свойство. Если умножить его на числа  3, 6, 9, 12, 15, 18,  то получится интересный ряд:  111, 222, 333, 444, 555, 666.

Зрительный диктант

Замечательное число

Число 37 имеет замечательное свойство.

Если умножить его на числа

3, 6, 9, 12, 15, 18,

то получится интересный ряд:

111, 222, 333, 444, 555, 666.

Работа с учебником  Выполните самостоятельно упражнение № 581, стр.265

Работа с учебником

Выполните самостоятельно упражнение № 581, стр.265

Рефлексия  - Ответьте на мои вопросы и запишите ответы в таблицу на карточку такого цвета, который соответствует вашему настроению.  Синий цвет – на уроке было скучно, задания были неинтересные и сложные.  Зелёный цвет – урок мне очень понравился, но я не всё понял.  Жёлтый цвет – отличный, интересный, захватывающий урок, на котором у меня все получалось.

Рефлексия

- Ответьте на мои вопросы и запишите ответы в таблицу на карточку такого цвета, который соответствует вашему настроению.

Синий цвет – на уроке было скучно, задания были неинтересные и сложные.

Зелёный цвет – урок мне очень понравился, но я не всё понял.

Жёлтый цвет – отличный, интересный, захватывающий урок, на котором у меня все получалось.

Домашнее задание 1 уровень: выполнить упражнение № 579 2 уровень: подготовьте сообщение о разрядах числительных по составу. Свой рассказ проиллюстрируйте с помощью таблицы «Классификация числительных по составу» и примеров. 3 уровень: имя числительное часто встречается в различных пословицах, поговорках, а также известно много фразеологических оборотов и русских народных сказок, где присутствуют имена числительные.  Записать в тетрадь несколько примеров, определить разряд числительных и синтаксическую роль.    

Домашнее задание

  • 1 уровень: выполнить упражнение № 579
  • 2 уровень: подготовьте сообщение о разрядах числительных по составу. Свой рассказ проиллюстрируйте с помощью таблицы «Классификация числительных по составу» и примеров.
  • 3 уровень: имя числительное часто встречается в различных пословицах, поговорках, а также известно много фразеологических оборотов и русских народных сказок, где присутствуют имена числительные.

Записать в тетрадь несколько примеров, определить разряд числительных и синтаксическую роль.

 

 

Урок окончен.  Спасибо за внимание!

Урок окончен. Спасибо за внимание!

Автор презентации:  Алтухова Марина Ивановна,  учитель русского языка и литературы  МБОУ «Глебовская СОШ»  Курского района Курской области

Автор презентации: Алтухова Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Глебовская СОШ» Курского района Курской области


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!