Предмет: русский язык
Класс: 2 «В»
Тема: «Безударная гласная в корне слова. Повторение».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщить знания способов проверки безударной гласной, упражняться в правописании слов с безударной гласной в корне, умении подбирать проверочные слова.
Формирование УУД:
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне;
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;
-учить составлять алгоритм действий и работать по нему;
личностные - продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;
коммуникативные – развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.
Оборудование:
Ход урока
Слайд 1
I. Организационный момент.
Учитель: Поговорим?
Дети: О чём?
Учитель: О разном и о прочем.
О том, что хорошо и что не очень.
Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.
Поговорим?
Дети: Поговорим. Нам будет интересно.
Учитель: - Прочтите, пожалуйста эпиграф к нашему уроку:
На столе моем книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Этибор Ахунов
- Как вы понимаете эти слова? Для чего нужно изучать русский язык? (Ответы детей).
- Давайте приступим к его изучению.
II. Минутка чистописания.
Учитель: - Откройте тетради. Назовите сегодняшнее число, месяц и день недели. Запишите число и Классная работа.
Слайд 2 На доске запись:
гроза ветер луна солнце
дождь пыль ночь ?
Учитель: - Найдите связь между парами слов.
- Какое слово можно поставить вместо вопроса? (День)
- Что общего между словами второй строки? (Во всех словах пишется на конце Ь)
- Предположите, какую букву мы будем писать сегодня на уроке во время чистописания? (Букву Ь)
- Что вы можете рассказать об этой букве? (Это буква русского алфавита. Она не обозначает звука. Употребляется для смягчения согласного на конце слова. Употребляется как разделительный Ь в середине слова, пишем после согласной перед гласными е,ё,ю,я,и)
- Определите порядок написания букв и допишите строчку до конца: Щелчок
ь ьь ььь ьььь....
III. Словарно-орфографическая работа. Определение темы и целей урока.
Слайд 3 Запись на доске:
Зимля, учитиль, улеца, глоза, лигушка, лисной, варабей, сталовая, заиц.
- Что заметили в данных словах? (В словах допущены ошибки)
- Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки. Подчеркните орфограммы.
- Обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши и проверьте написание слов. (Взаимопроверка).
- Объясните написание слов. (Работа с интерактивной доской. Дети объясняют орфограмму, по щелчку буква меняется на правильную).
- На какие две группы вы бы разделили данные слова? (Слова с безударной гласной в корне слова, проверяемая ударением и непроверяемая гласная в корне слова).
- Как можно проверить безударную гласную в корне слова? (Нужно изменить слово так, чтобы гласная оказалась в сильной позиции, т.е. под ударением).
- Что нужно делать со словами, в которых невозможно проверить гласную ударением? (Проверить их по словарю).
- Определите тему нашего урока. (Правописание гласной в корне слова).Слайд 4
- Какие цели вы для себя определите? (Повторить изученное по данной теме)
IV. Физкультминутка.
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны, пошире, - это, кажется, четыре,
Сильно их к плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
V. Работа по теме урока.
Учитель: - Откройте учебник на с.95, упр.196. Прочтите задание. Нужно ли списывать весь текст? (Да). Выполните упражнение, работая в парах. В скобках записывайте проверочные слова. (Дети выполняют задание).
- Справились? (Да). По цепочке выходим к доске и записываем слова с орфограммой.
Учитель: - Предлагаю поиграть в игру «Угадай, какую букву нужно писать в слове»
Слайд 6 На доске:
У меня есть дедушка,
Как зима с...дой.
Он с...дит под деревом
С белой бородой.
Володя Колосов лучше всех в хоре зап...вал песню.
Татошка зап...вал лекарства соком.
Вокруг деревни раскинулись л...са. Л...са живет в норе.
(По щелчку появляются буквы на месте пропусков).
Учитель: - Что за слова встретились вам в игре? (Омофоны) Щелчок. Что такое омофоны? (Это слова, которые одинаково произносятся, а пишутся по-разному). Как же не ошибиться в написании таких слов? (Они имеют разное лексическое значение. Нужно быть внимательным).
Учитель: - Ребята, у вас на партах лежат карточки (Приложение 1). Работая в группах, вы должны выполнить задание. Кто справится раньше всех, повесьте свою карточку на доску. (Дети выполняют задание). Проверим.
VI. Итог урока.
Учитель: - Какую орфограмму мы повторяли сегодня на уроке? (Безударная гласная в корне слова).
- Все ли безударные гласные в слабой позиции в корне слова можно проверять? (Нет. Есть такие слова, которые называют словарными. Их нужно запомнить или проверять по словарю).
- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют различие в написании и лексическом значении? (Омофоны).
- Что нового узнали? Что вспомнили?
VII. Домашнее задание.
С.97 упр.197 (всем)
Найти и записать не более 6 пар омофонов (по желанию).
VIII. Оценка. Рефлексия.
Учитель: - Оцените свою работу на уроке.
- Понравился ли вам урок? Перед вами лежат карточки. (Приложение 3). Прочтите задание. Раскрасив ягоды, вы выразите свое настроение. Красный цвет - отлично, зеленый - не очень, синий - плохое. Покажите свои карточки. Спасибо за урок!
Приложение 1
Приложение 2
Вариант№1.
1.Запиши отгадку и 3 однокоренных слова.
Я бегу струей из крана.
Бью ключом из-под земли.
Я качаю в океанах
Великаны-корабли.
2. Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Л_нивый - …, з_мляной - …, т_нистый - …,с_сновый - …, зв_риный - ….
3. Подбери однокоренные слова, выдели безударные гласные.
Лес - …
Корм - …
Жаль - …
4. Выпиши слова с безударными гласными, которые можно проверить.
На ветру дрожат осины от холода.
Замени словосочетания одним словом.
Человек, который сажает сад - …
Человек, который строит дома - …
Выпиши проверочные слова:
Скрип, скрипит, скрипка, скрипач.
Спиши и вставь пропущенные буквы.
Под _кном в с_ду по_вилась в_сенняя лужа.
Вариант№2.
1.Запиши отгадку и 3 однокоренных слова.
Мороз морозит,
Лед леденит.
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
2. Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
С_рняк -…, в_дяной - …, пл_ксивый - …, гр_бной - …, з_леный - ….
3. Подбери однокоренные слова, выдели безударные гласные.
Смех - …
Мост - …
Лед - …
4. Выпиши слова с безударными гласными, которые можно проверить.
В мелких озерах появляется ледок..
Замени словосочетания одним словом.
Кольцо, сделанное из золота - …
Кольцо, сделанное из стали - …
Выпиши проверочные слова:
Белила, белит, побелить, белая.
Спиши и вставь пропущенные буквы.
На л_сных п_лянах кр_снеют р_бины.
Приложение 3