Конспект урока технологии. 5 класс
Тема: Технология обработки ткани. Ручные швы.
Урок «Ручная работа »
Учитель: Алёшина Анастасия Васильевна, учитель технологии МБОУ Школа № 144 г.о. Самара
Класс: 5 Дата: 18.10. 2018 г.
Учебник: Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. В. Синица, В. Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф,2016.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного, освоение новых знаний.
Используемые технологии:
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н.Закатова).
Цели урока:
Обучающая - систематизировать и обобщить знания, закрепить практические умения, проверить знания по материаловедению.
Развивающая – способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать, критично оценивать свою работу, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, развитию самостоятельности.
Воспитательная – способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда; точности, аккуратности, экономного расхода материалов, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности.
Оснащение урока: Компьютер, проектор, экран, магнитная доска, инструкционные карты, образцы ручных швов, образец игольницы.
Методы обучения: Наглядные , словесные, инструктаж, практическая работа.
Форма проведения: Игра – путешествие.
Планируемые результаты:
Формирование УУД |
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
умение применить свои знания на практике. Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре. | Понимания понятия: «стежок», «строчка», «шов», «петельный стежок». Технология выполнения ручных стежков. Влияние ручных швов на декоративную отделку изделий. | Регулятивные: самостоятельно анализировать достижение цели на основе критериев, выдвинутых учителем. Познавательные: Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. |
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока. t, мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1. | Организационный момент. 3 мин. | Приветствие учащихся, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока, постановка цели и задач урока | Записывают тему урока. | Создание эмоционального фона урока |
2. | Повторение ранее пройденного 5 мин. | Проверяет, как учащиеся знают инструменты, применяемые для ручных работ | Разгадывают загадки (в случае правильного ответа предмет появляется на экране) | Актуализация знаний |
3. | Тестирование 10 мин. | Проверят ранее полученные знания учащихся по теме «Материаловедение» | Учащиеся дают определение ткани, рассказывают, как и из чего ее делают, затем письменно в тетрадях отвечают на вопросы теста и проводят взаимопроверку | Проверка ранее полученных знаний |
4 | Техника безопасности 3 мин. | | Читают советы, появившиеся на экране и исправляют ошибки в правилах, устно. | Переключение деятельности |
5 | Физкульт-минутка. | Видео | Делают упражнения | |
6 | Формирование новых умений и навыков. 10-15 мин. | Объясняет, какие бывают проекты ручные швы, их классификацию и технологию выполнения | Записываю в тетради определения: шов, строчка, стежок, длина стежка и ширина шва, терминологию ручных работ | Систематизация знаний о ручных стежках и строчках |
7 | Применение полученных навыков. 5 мин. | | Просмотр слайда с игольницами, обсуждение технологии изготовления игольницы. | |
8 | Практическая работа 30-35 мин. | Для выполнения практической работы объясняет и показывает технологию выполнение стежков объясняет, как можно оформить работу. Ставит перед учащимися проблему – изменить форму игольницы. Обходит рабочие места учащихся. Следит за их работой, помогая им. | Наблюдают за технологией выполнения стежков. Решают проблемную ситуацию, какие применять виды стежков и как оформлять работу. Выполняют практическую работу. Исправляют ошибки. | Создание ситуации, при решении которой дети сами распределяют время и делают выбор |
9 | Подведение итогов урока 5 мин. | По окончании работы просит презентовать и оценить свои работы Ставит оценку за работу на уроке. Подводит итоги урока. | Оценивают свою работу и работу других учащихся, аргументируют оценку. | Умение оценивать свою работу и работу других Развитие навыков контроля, умение находить допущенные ошибки. |
Ход урока:
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. 3 мин. | Сл.1 Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока, постановка цели и задач урока. Сл.2 Сегодняшний урок – это путешествие в волшебную страну с целью знакомства с ручными стежками и строчками. По пути в волшебную страну вы вспомните, чему научились на уроках технологии в начальной школе и в 5 классе. В предстоящем путешествии нам поможет карта. В начале нашего путешествия мы побываем в доме Умелого Портного, затем нам придется заглянуть в небольшой городок на Ярмарку. По дороге нам попадется замок Почемучки и Загадочный дом, побываем мы в гостях у госпожи Белошвейки. И в конце нашего пути мы остановимся во дворце у Золушки. | Записывают тему урока. |
II. Повторение ранее пройденного 15 мин. Тестирование (10 мин). | Сл.3 Первая остановка – дом Умелого портного». В доме умелого портного мы с вами видим много интересных вещей: в углу комнаты стоит манекен / используется для проверки правильности изготовления изделий/. Рядом стоит гладильная доска с утюгом /это рабочее место для выполнения влажно-тепловой обработки/. На столе стоит швейная машинка /предназначена она для сшивания тканей, выполнения декоративных строчек/ и шкатулка для инструментов. Какие именно инструменты лежат в шкатулке мы узнаем, отгадав загадки. 1. Инструмент бывалый – Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет и стрижет. Ножницы служат для разрезания ткани, подрезания нитей. 2.Барыня – княгиня Весь мир нарядила, А сама нагая ходит. Иглы применяют для ручного шитья. Изготавливают их из стали. 3. Идет судья в суд, Его пятеро несут, Туда идет бодро, А от туда – вяло Нитки – основной материал для соединения деталей одежды. Нитки бывают хлопчатобумажные, шелковые, смешанные. Различаются нитки по номерам. 4. Идет свинья из Питера- Вся истыкана. На одной яме Сто ям с ямой. Наперсток нужен для проталкивания иглы в ткань и предохранения при этом пальцев от укола ушком иглы. 5. Контур вырезать поможет, Из картона сделан он. Круглый может быть, квадратный; Называется ….. Шаблон нам понадобится для правильного раскроя деталей, нанесения контрольных знаков на ткани. 6. Обвилась вокруг меня, Словно узенькая змейка. Все измерила она – Не угольник, не линейка Сантиметровая лента применяется для снятия марок с фигуры человека, измерения деталей изделия, ткани. 7. Он рисует не в тетрадке, А на тканом лоскутке. А его родной братишка Пишет буквы на доске Все таки чего-то не хватает на столе у храброго портняжки? | Разгадывают загадки (в случае правильного ответа предмет появляется на экране) /Ножницы/ /Иголка/ /Нитка/ /Наперсток/ /Шаблон/ /Сантиметро-вая лента/ /Портновский мелок/ /Ткань/ |
Сл.4 Работая, храбрый портняжка использует различные ткани. Почему-то сегодня их не оказалось у него на столе, наверное, закончились. Поэтому нам с вами придется поехать в город на Ярмарку, где мы подберем с вами ткани. Ребята, а как мы найдем на ярмарке ткань? Что собой представляет ткань? Из чего ткут ткани? Что такое хлопок? Лен? Что относится к отделке ткани? Какими бывают ткани? На экране появляются образцы ткани Вроде бы разобрались с тканями и можем продолжить свой путь. Но вот Почемучка, который живет в доме на окраине города, ни за что не хочет отпускать вас, пока вы не ответите на все его вопросы. Сл.5 На экране появляются тестовые задания: Задание 1: Дано схематичное изображение структуры ткани. Что означают позиции 1- /кромка/, 2 - /нить основы/, 3 - /нить утка/. Сл.6 Выбери правильный ответ: 1. | Ткань изготавливают на фабрике: | | а) швейной, б) ткацкой, в) прядильной. | 2 | Ровницу получают из волокон путем: | | а) разрыхления, б) расчесывания, в) вытягивания. | 3 | На ткацких фабриках работают: | | а) ровничницы, б) ткачихи, в) прядильщицы. | 4 | Хлопчатник бывает: | | а) белый, в) голубой. б) розовый, г) красный. | 5 | Долевая нить идет вдоль кромки: | | а) да, б) нет. | 6 | Долевая нить при резком растяжении (хлопóк) издает звонкий звук: | | а) да, б) нет. | 7 | Нить утка: | | а) короткая, в) непрочная, б) гладкая, г) тонкая. | 8 | Укажите признаки, по которым можно определить нить основы: | | а) по звуку, б) по ворсу, в) по кромке, г) по растяжимости, д) по качеству отделки. | | Отвечают на вопросы устно. Ответы: 1. длинная широкая лента, полученная переплетением нитей основы и утка 2. из нитей льна, хлопка 3.хлопок – многолетнее растение, сырьем является цветочная коробочка в виде ватки. лен – однолетнее растение, сырьем является стебель 4. отбеливание, крашение 5. с печатным рисунком, гладкокрашеная, пестротканая Отвечают на вопросы теста письменно. |
Техника безопасности 3 мин. | Сл.7 А это что за преграда встала на нашем пути? Что это за Загадочный дом и кто в нем живет? А живут здесь Вредные советы, почему же они так называются? ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ТЕМ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ РУКОДЕЛИЕМ. 1. Ножницы, иголки, булавки аккуратно разложи на всем своем рабочем месте - у тебя будет много-много друзей-помощников. 2. Нитки рви и кусай, не используй для этого драгоценные ножницы. 3. Обсуди во время работы все свои проблемы. 4. Если ты захотела отлучиться на минутку, непременно возьми с собой ножницы, чтобы не было скучно в пути. 5. Тупые ножницы, ржавые иглы - тебе верные друзья. 6. Если ты захотел оказать услугу, разомкни ножницы и смело тычь ими в руку просящего. 7. Чем больше предметов на твоем рабочем столе, тем им веселее, ты сразу найдешь нужную тебе вещь. Ребята, будете ли вы выполнять в точности Вредные советы? Почему? | Читают советы, появившиеся на экране и исправляют ошибки в правилах, устно. |
3. Физкульт-минутка. | Сл.8 (видео) | |
4. Формирование новых умений и навыков. 10-15 мин. | Сл.9 Наконец-то мы с вами добрались до Замка госпожи Белошвейки. Дама она очень серьезная, любит, чтобы у нее было все аккуратно, как по линеечке: стежок к стежку, строчка к строчке. А вот какие бывают стежки и строчки она вам сейчас расскажет. Шов – это место соединения деталей. Строчка – это ряд повторяющихся стежков. Стежок – переплетение ниток между проколами иглы. Длина стежка – расстояние между двумя последовательными проколами иглы. Ширина шва – расстояние от среза до строчки. Сл.10 Сметочные стежки служат для временного соединения деталей, для закрепления меловых линий и знаков, для образования сборок. Длина такого стежка может составлять от 0,5 до 3 см. Копировальные стежки используются для перенесения очертания деталей с одного полотнища ткани на другое. Расстояние между уколами 0,3-0,5 см. Петельный шов применяется для обработки сыпучих тканей. Строчка прокладывается слева направо. Плотность шва 2-3 стежка на 1 см. Длина 0,4-0,6 см. Сл.11 Терминология ручных работ. Сметать – соединить две или несколько деталей, а также два среза одной детали сметочной строчкой. Приметать- соединить части деталей или мелкие детали с основной деталью сметочной строчкой. Наметать – соединить две детали сметочной строчкой, наложив одну на другую. Заметать – закрепить подогнутые детали сметочной строчкой. Выметать – выправить края деталей и закрепить их сметочной строчкой. Обметать – обработать срезы для предохранения их от осыпания. | Записываю в тетради определения: шов, строчка, стежок, длина стежка и ширина шва. Зарисовывают в тетради стежки. Записывают в тетрадь терминологию ручных работ. |
5. Применение полученных навыков. 5 мин. 6. Практическая работа 30-35 мин. | Сл.12 В заключение нашего путешествия мы попадаем во Дворец к Золушке, где ее помощники – веселые мышата устроили ателье по пошиву различных мелочей. Сегодня они демонстрируют нам различные игольницы. Наша задача на уроке состоит в том, чтобы научиться аккуратно выполнять изученные швы. Глядя на образцы игольниц, вы поймете, что в умелых руках эти незатейливые швы творят чудеса. И поможет нам в этом инструкционная карта, где рассказано в какой последовательности выполняются работы. Ребята, а давайте и мы с вами попробуем сделать что-то оригинальное, используя только ручные стежки и строчки. Сл.13 Изготовление игольницы. Текущий инструктаж Демонстрация приемов выполнения стежков. Обход рабочих мест учащихся. Проверка соблюдения ТБ при работе с иглой и ножницами. Проверка соблюдения технологии и приёмов работы. Индивидуальная работа с учащимися, помощь при работе. Контроль за работой, выполняемой учащимися. | Просмотр слайда с игольницами, обсуждение технологии изготовления игольницы. Наблюдают за технологией выполнения стежков. Выполняют практическую работу. Исправляют ошибки. |
6. Подведение итогов урока 5 мин. | Сл.14 Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Мне хочется узнать: где вы будете использовать ваши игольницы? Что нового вы узнали за время нашего общения? Как можно оформить ваши работы? Обсуждение. Презентация и оценка выполненных работ. | Ответы девочек. Перечисление швов и строчек, которые использовались на уроке. Презентация работ |
Домашнее задание. 1 мин. | Я благодарю всех за сотрудничество и жду вас на следующее занятие, для этого нужно иметь при себе лоскутки ткани, нитки, иголки.
| |
ЛИТЕРАТУРА
1. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. В. Синица, В. Д. Симоненко .- М.: Вентана-Граф,2016.
2. Рабочая тетрадь по технологии - А. П. Тарасова, СПБ, ИД, М и М’’
3. Забавные поделки шаг за шагом. Н.В. Чен, М.В. Бедина, Клуб семейного досуга. Белгород, 2015.
Интернет ресурсы:
Форум домашнего мастера http://forum.domaste.ru/archive/index.php/t-1122.
- Кройка и шитье. Ручные швы. | Иллюстрированные уроки...
Odensa-Sama.ru›krojka-i-shite-ruchnye-shvy/
- Клуб веселых мастеров vsch-scola.narod.ru›metod/klub_masterov.html
htmlhttp://www.openclass.ru/node/
http://www.rucodelnica.ru/lessons/pachwork/81
http://easyen.ru/load/tekhnologija/5_klass/ruchnye_shvy/222-1-0-2017
Заместитель директора МБОУ Школа №144 г.о. Самара ./
Инструкционная карта.
1. По лекалу вырезать из ткани круг диаметром 15см.
2.Разметить на ткани место выполнения копировального шва и выполнить копировальные стежки.
3. Разметить на ткани место выполнения и выполнить петельные стежки по контуру детали.
4. Наметить на ткани место расположения сметочной строчки и проложить ее.
Отступая от края 1см. проложить мелкую сметочную строчку, стянуть ее, вложив предварительно заготовленный поролон или вату.
5. Хорошо закрепить место стягивания шва. У вас получилась забавная игольница – клоун. А оформить вы ее можете каждый на свой вкус (творческий уровень).