СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - ролевая игра по теме "Дальневосточный экономический район"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - ролевая игра для учащихся 9-х классов по теме "Дальневосточный экономический район. Перспективы развития"

Просмотр содержимого документа
«Урок - ролевая игра по теме "Дальневосточный экономический район"»

Дальневосточный экономический район.

Перспективы развития хозяйства


Урок с элементами ролевой игры


Цель урока:

  • научиться применять полученные географические знания на практике

Задачи урока:

  • убедиться в том, что без знаний об особенностях территории невозможно рациональное природопользование и размещение отраслей хозяйства

  • развивать у учащихся профессиональный интерес к будущим профессиям

  • формирование чувства патриотизма и уважения к своему родному краю

Оборудование:

  • карты Дальнего Востока: физическая, экономическая, карта природных зон

  • географические атласы

  • карточки-инструкции с заданиями

  • презентация к уроку

Ход урока:

Учитель исполняет роль предпринимателя, который хочет сделать инвестиции в Дальневосточный экономический район. Российское правительство предлагает на выбор три отрасли: машиностроение, нефтепереработку и пищевую промышленность (рыбопереработка).

Предприниматель хочет провести экспертизу - куда выгоднее сделать инвестиции. Для этого он обращается в три фирмы и просит их сделать комплексную оценку района, раскрыть положительные и отрицательные стороны каждого производства в этом районе, предложить проект будущего предприятия и подобрать для него место.

Каждый ряд составляет творческую группу. 1-й ряд оценивает перспективы инвестиций, вложенных в машиностроение, 2-й ряд- в нефтепереработку, 3-й ряд- в пищевую (рыбную) промышленность.

Группа выбирает руководителя проекта, который назначает профессиональных специалистов: геоморфолога, геолога, климатолога, гидролога, эколога, социолога, менеджера по маркетингу, аналитика, агронома.

Каждому специалисту дается карточка-инструкция, по которой он решает вопросы совместно со всем классом. План работы записан на доске:

1. Состав района и экономико-географическое положение, транспорт (руководитель проекта).

2. Природа района (геоморфолог, геолог, климатолог, гидролог, эколог).

3. Население (социолог).

4. Хозяйство (менеджер по маркетингу, аналитик, фермер).

Выводы делает каждый специалист. Заключение дает руководитель проекта.

Чтобы подготовить ответы для совместной работы, дается 5 минут.

Для создания целостной картины района и экономии времени отвечает один специалист (например, климатолог), хотя в каждой группе (на каждом ряду) имеется свой специалист. Выводы делаются сразу после ответа. В конце урока выводы дают те, кому не предоставили слова в течение урока. Для выработки единого мнения группа объединяется вокруг руководителя про­екта.

Задания даются по географическому атласу 8 и 9 класса

Специалист

группы

Название учебных элементов.

Источники информации

1

Руководитель проекта.

1. Назвать состав района (области, республики и т. д.).

2. Положение по отношению к другим районам (с кем граничит)

3. Транспортные пути.

ВЫВОД. Проанализировать мнения специалистов и сделать вывод.

1.Стоит ли создавать данное предприятие в этом районе.

2. Если да то, в каком месте и почему? (учтите факторы размещения производства - смотри таблицу).

Атлас 9 класса

стр. 4-5, 26






Таблица «Размещение предприятий» (учебник, стр. 20)

2

Геоморфолог.

Оценка рельефа района. Каков рельеф района (горный, равнинный, и т.д.). Высшая точка. Как размещен.

ВЫВОД

1. Влияние рельефа на будущее предприятие.

2. Ваше представление, где в соответствии с рельефом должно находиться будущее предприятие.

Атлас 8 класс

стр. 44-45

3

Геолог.

1. Тектоническое строение района.

2. Возможность землетрясений, оползней, селей.

3. Полезные ископаемые.

ВЫВОД. Влияние этих условий на будущее предприятие.

Атлас 8 класса,

стр. 10





4

Климатолог.

Оценка климатических условий района.

1. Средняя tº января, средняя tº июля.

2. Количество осадков, как распределены. 3. Климатический пояс.

ВЫВОД. Как этот климат влияет на жизнь и здоровье человека.






Атлас 8 класса

стр. 14-15

5

Эколог. Гидролог

1. Определить при­родную зону.

2. Растительный мир (его состояние: бо­гатый, бедный, скудный).

3. Заповедники.

4. Водные ресурсы района (реки, озера).

ВЫВОД. Ваши ре­комендации по соз­данию будущего предприятия


Атлас 8 класса

стр. 16-23


6

Социолог.

1. Плотность сель­ского населения.

2. Крупные города района.

3. Национальный состав

ВЫВОД. Хорошо ли обеспечен район трудовыми ресур­сами для развития, данного предпри­ятия.

Атлас 9 класса

стр. 6-7


Атлас 9 класса

стр. 8-9

7

Менеджер по маркетингу

1. Какие отрасли преобладают.

2. Приведите при­меры характерных предприятий рай­она.

ВЫВОД. В каком городе или недалеко от него должно быть Ваше предприятие.

Атлас 9 класса

стр. 44-45



Анализ таб­лицы «Отрасли специализации Дальнего востока»

(учебник, стр.334)


8

Аналитик.

1. Какая промыш­ленность преобла­дает.

2. Какая промыш­ленность развита слабо.

ВЫВОД.

1. Чтобы ликвиди­ровать диспропор­цию, какое предпри­ятие советуете соз­дать.

2. Какие фак­торы оказывают большую и решаю­щую роль при соз­дании Вашего пред­приятия.

Анализ таб­лицы «Отрасли специализации Дальнего Востока», (учебник, стр.334) Смотри таб­лицу «Размещение предприятий», учебник стр.20

9

Фермер

1. Какие почвы пре­обладают

2.Какие культуры выращивают

3. Какой скот разво­дят

ВЫВОД. Ваши ре­комендации по раз­мещению данного производства.

Атласа 8 класса

стр. 18-19


Атласа 9 класса

стр.17-19

III. Подведение ито­гов

В конце исследова­тельской работы специалисты делают выводы и дают ре­комендации руково­дителю проекта по размещению пред­приятия.

Руководитель про­екта делает заклю­чение и дает реко­мендации предпри­нимателю.


При ответе специалистов учитель на доске создает опорный конспект.

Подведение итогов урока:

В конце исследовательской работы специалисты делают выводы и дают рекомендации руководителю проекта по размещению предприятия.

Руководитель проекта делает заключение и дает реко­мендации предпринимателю.

При ответе специалистов учитель на доске создает опорный конспект.

Учитель дает оценку руководителю проекта. Руководитель проекта ставит оценку специалистам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!