Пояснительная записка
Ф.И.О.: Шкут Елена Васильевна, Чеснокова Наталья Валентиновна.
Должность: учителя начальных классов.
Место работы: МБОУ гимназия № 19 г. Липецка.
Название материала: урок – рефлексия. Тема: упражнение в правописание парных согласных в конце слова.
Аннотация:
Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса базового уровня изучения предмета русский язык, обучающихся по образовательной системе Л. В. Занкова, относится к теме «Упражнение в правописании парных согласных в конце слова», в системе уроков № 8 «Правописание парных согласных в конце слова», по типу – урок-рефлексия.
Целью урока была коррекция и тренинг правописания парных согласных в конце слова; обучающиеся должны были развивать умения обобщать, выделять главное, выстраивать логику в высказываниях.
Разработка такого урока требует большой затраты сил, энергии и времени, но с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно-познавательной деятельности.
Ключевые слова: урок-рефлексия, парные согласные.
Количество листов: 10 листов.
Приложение: презентация, карточки.
Урок – рефлексия. Тема: правописание парных согласных в конце слова
Деятельностная цель: формирование способности у учащихся к рефлексии коррекционно-контрольного типа
Образовательная цель: коррекция и тренинг правописания парных согласных в конце слова, работы с алгоритмом проверки правописания парных согласных в конце слова.
Задачи
Метапредметные
Личностные:
- формирование интереса к предметно – исследовательской деятельности;
- формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:
- воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль и самопроверку по эталону;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане.
Предметные
- составить алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1 Мотивирование к коррекционной деятельности | Почему на небе тучи? Почему ежи колючи? Почему снежинка тает До ладони долетая? Почему звезда упала? Почему я знаю мало? Видно надо не лениться, А учиться и учиться! | | |
2 Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. | - Прочитайте предложение. Зимой сне… глубокий, летом хле… высокий. - Как называется такое предложение? Смысловое значение. - Спишите себе в тетрадь. Вставьте пропущенные буквы. -Какую букву написали на конце слова снег? А в слове хлеб? -Буквы, какой орфограммы вы вставили? - Назовём эти согласные. - Значит тема нашего урока… - А какую цель перед собой поставим на уроке? - Вернёмся к нашему предложению и проверим написание слов с пропущенной буквой. -А какие ещё можно подобрать слова? -А каким правилом вы пользовались? - Посмотрите на эталон. (Работа по эталону). - Пользуясь эталоном, выполним упр. 31 на с. 18 - Вместе вы хорошо работаете, а теперь попробуйте выполнить задание самостоятельно. - Возьмите карточку № 1 и выполните самостоятельную работу. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1 Вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово. Глубокий овра… - ________________; крепкий моро… - ________________; санный сле… - __________________; сильный снегопа…- _______________. | - Пословица. Парные согласные в конце слова. б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш Написание парной согласной в конце слова. Продолжить учится писать слова с парной согласной, находить свои ошибки. - В слове «холод» пишу букву д, потому что проверочное слово холода. Холодный, холодец, холодеет… - В слове «хлеб» пишу букву б, потому что проверочное слово хлеба. - Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова. Их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный. Учащиеся «цепочкой» выполняют с комментированием. ЛИСТ КОНТРОЛЯ № 1 Глубокий овраг – овраги; крепкий мороз – морозы; санный след – следы; сильный снегопад – снегопады. | |
3 Локализация индивидуаль ных затруднений. | - Проверим, какие слова вы должны были выписать. - Если вы правильно выписали слово, поставьте «+», если ошиблись « ? ». - У кого возникли вопросы? - У кого ответы совпали с образцом? - Что это значит? | - Это значит, что нет затруднений. | |
4 Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. | - Итак, ошибки зафиксировали. - Я предлагаю вам работать по следующему плану. - У кого нет вопросов, вы будете выполнять более сложную самостоятельную работу. - А у кого есть вопросы, мы на них ответим. А потом выполним другую самостоятельную работу. - Чтобы выполнить задание, вспомним алгоритм исправления ошибок. НА ДОСКЕ АЛГОРИТМ. (Прикрепляется поэтапно). 1. Найти слово с ошибкой. 2. Вспомнить правило. 3.Подобрать проверочное слово. 4. Исправить ошибку. - Этот алгоритм поможет тем, у кого возникли вопросы и тем, у кого вопросов нет, так как этим детям предстоит исправить ошибки в тексте, который лежит на столе. - Чтобы справиться с предстоящей работой, предлагаю вам отдохнуть. | ФИЗМИНУТКА | |
5 Реализация построенного проекта | - Приступаем к работе. - Дети, у которых нет ошибок, выполняют работу повышенной сложности. - У кого возникли вопросы? Подумаем, почему? - В каком словосочетании у тебя ошибка? - Какое слово проверочное подобрал? - Вернёмся ещё раз к эталону. | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Прочитай предложения. Найди и исправь ошибки. Выпиши слова правильно, подбери проверочное слово. Пришла зима. Выпал пушистый снек. Он покрыл наш огорот. Ветер намёл в саду сугроп. Морос сковал землю. Петины санки покатились в оврак. Ребятам не страшен холот. Они надели шубы и валенки. На реке, на пруду появился блестящий лёт. Вышли гуси со двора и пошли на прут. Пришли они на берек, а воды нет. Стоят на берегу и кричат. | |
6 Обобщение затруднений во внешней речи | - Сделаем вывод. - В чём возникало затруднение при выполнении самостоятельной работы? - Что нужно делать? - Надеюсь, что при выполнении следующей самостоятельной работы вы не допустите ошибок. - А теперь, когда вы повторили эталон, выполним самостоятельную работу № 2 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2 Вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово. Зимний холо.. - __________________; сильный озно… - ___________________; крутой обры… - ____________________; голубой лё… - ____________________ . | - Нужно помнить, что проверяем только парные согласные. - Повторить правило. ЛИСТ КОНТРОЛЯ № 2 Зимний холод – холода; сильный озноб – ознобы; крутой обрыв – обрывы; голубой лёд – льды. | |
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Взяли образец и проверили. - Отметим свои результаты + или ? - Расскажите о своей работе. - Кому всё удалось? Молодцы. - А если есть ошибки? Вы будете расстраиваться? - Не расстраивайтесь. - Повторите дома ещё раз правило и потренируйтесь в его применении. - Это вы сможете сделать при выполнении дом. работы. | Дети проверят по эталону. ЛИСТ КОНТРОЛЯ Снег – снега; огород – огороды; сугроб – сугробы; мороз – морозы; овраг – овраги; холод – холода; лёд – льды; пруд – пруды; берег – берега. | |
8 Включение в систему знаний и повторение. | - Для чего же нам нужны правила? - Могут ли эти знания пригодится в жизни, а не только в школе за партой? - Я предлагаю проверить, как вы сможете использовать свои знания при выполнении упр. 35 - Закончили. - Оцените свою работу, поставив на полях карандашом отметку. - А я тоже оценю вашу работу. Её проверю сама. - Посмотрим, совпадут ли наши отметки. | Задание читает ученик. Самостоятельная работа в тетрадях. | |
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Итак, какова цель нашего урока? - Достигли ли этой цели? Творческое задание. Составление «Синквейна». Высвечивается 2 и 3 строки. А чтобы получить 1-ю, надо отгадать загадку. - Сели птицы на страницы, Знают быль и небылицы. - Что нужно сделать, чтобы правильно написать парные согласные? - Как называется опасное место в слове? А дома вы потренируетесь применять это правило при выполнении задания по выбору. У вас лежит карточка на парте. Домашнее задание на выбор: 1) Выполни упр. 42 стр.21. 2) Исправь ошибки. Спиши текст грамотно. Красиф восхот солнца у лесного озера. Воздух чист и свеш. Берек озера похош на расписной ковёр. Он осыпан росинками. Каждая похожа на алмас. 3) Составь свой текст с ошибкой для товарища на листочке. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? | - Учились находить и исправлять свои ошибки, оценивать собственную деятельность на уроке. Буквы Согласные парные Найди, проверь, напиши После согласного поставь гласный Орфограмма | |
Приложение
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово.
Глубокий овра… - ________________;
крепкий моро… - ________________;
санный сле… - __________________;
сильный снегопа…- _______________.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ № 1
Глубокий овраг – овраги;
крепкий мороз – морозы;
санный след – следы;
сильный снегопад – снегопады.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово.
Зимний холо.. - __________________;
сильный озно… - ___________________;
крутой обры… - ____________________;
голубой лё… - ____________________ .
ЛИСТ КОНТРОЛЯ № 2
Зимний холод – холода;
сильный озноб – ознобы;
крутой обрыв – обрывы;
голубой лёд – льды.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Прочитай предложения. Найди и исправь ошибки. Выпиши слова правильно, подбери проверочное слово.
Пришла зима. Выпал пушистый снек. Он покрыл наш огорот. Ветер намёл в саду сугроп. Морос сковал землю. Петины санки покатились в оврак. Ребятам не страшен холот. Они надели шубы и валенки. На реке, на пруду появился блестящий лёт. Вышли гуси со двора и пошли на прут. Пришли они на берек, а воды нет. Стоят на берегу и кричат.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
Снег – снега; огород – огороды; сугроб – сугробы; мороз – морозы; овраг – овраги; холод – холода; лёд – льды; пруд – пруды; берег – берега.