СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-реквием «41-й завещано помнить»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по истории для обучающихся 9-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Урок-реквием «41-й завещано помнить»»

Урок-реквием «41-й завещано помнить»

27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей воины, посвящается.

Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим,

подарившим миру жизнь и счастье, посвящается.

Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.


Цели: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;

охарактеризовать героизм советских людей; воспитывать патриотизм.

Метод – словесно-наглядный.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Как изменилась ситуация в мире в конце лета 1939 года?

  2. Как назывался план молниеносной войны, разработанный Германией?

  3. Каковы причины неудач Красной Армии в начальный период войны?

III. Основная часть

  1. Канун войны.

«Июнь. Начало лета. Благодатная пора года. На полях зреют хлеба. В садах наливаются густыми сладкими соками плоды яблонь, вишень, слив. Поспевает черешня. Луга благоухают ароматом цветов и сочной травы. Скоро всё вокруг огласится перезвоном кос, весёлыми девичьими песнями да стрекотом сенокосилок. Воздух наполнится ни с чем несравнимым запахом свежескошенного сена.

Июнь по-славянски звучит «червень» - красный: это любимый цвет русского народа, цвет древних боевых знамён славянских дружин на Руси. Цвет крови. Цвет жизни.

Июнь. Румянец года. Ни облачка, ни дуновения ветерка. Давно отгремели первые грозы. Утихомирились после весенних паводков реки. На заоблачных вершинах гор жаркое солнце плавит снега.

Июнь. Чудесная сказка лета. Пора душистой теплыни, задумчивой тишины зелёных дубрав, цветов и ягод, пора соловьиных песен, медового запаха земли.

Июнь. Полдень. Жарко. Всё замерло. Не шелохнётся, не затрепещет ни один листик в лесу, ни одна травинка в знойной степи. Только над распаренной, разомлевшей от тепла землёй дрожит, переливается, перекатывается прозрачными волнами перегревшийся воздух. Всё вокруг дышит теплом. Парит. Душно.

Так было и в том памятном и страшном июне 1941 года. Днём нещадно палило солнце, а ночью нагретая земля излучала столько тепла, что нечем было дышать.

Между тем на границе всё шло своим чередом.»

«В ночь на 22 июня 1941 года всем работникам Генерального штаба и Наркомата обороны было приказано оставаться на своих местах. – Вспоминает Георгий Жуков. – Необходимо было как можно быстрее передать в округа директиву о приведении войск в боевую готовность…»

Всё говорило о том, что немецкие войска выдвигаются ближе к границе. Об этом мы доложили в 00:30 минут ночи И.В. Сталину…

«В 3 часа 30 минут начальник штаба Западного округа генерал В.Е. Климовских доложил о налёте немецкой авиации на города Белоруссии. Минуты через три начальник штаба Киевского округа генерал М.А. Пуркаев доложил о налёте авиации на города Украины. В 3 часа 40 минут позвонил командующий Прибалтийским военным округом генерал Ф.И. Кузнецов, который доложил о налётах на Каунас и другие города…»

  1. Начало войны.

Еще в декабре 1940 в ставке Гитлера был разработан план молниеносной войны с СССР в ходе реализации которого планировалось нанести основные удары в с трех направлений (Север – Ленинград, Центр – Москва, Юг – Сталинград – Москва).

Молотов (объявление о войне)(остановить на 2:35)

Именно В.М. Молотов первым рассказал всей стране, о том, что их жизни никогда не будут прежними. Все судьбы страны изменились от одного лишь слова – война.

Итог внезапного удара был страшен.

Из военного дневника начальника германского генштаба Ф.Гальдера.

22.06.1941. Наступление наших войск, по-видимому, явилось для противника на всем фронте полной тактической внезапностью. Пограничные мосты через Буг и другие реки всюду захвачены без боя и в полной сохранности. О полной неожиданности нашего наступления для противника свидетельствует тот факт, что части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать.


Военная блокада города Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - 872 дня.

(рассказ детей «Блокада Ленинграда в зеркале судеб», «Дети блокадного Ленинграда»)

Переломным моментом в ходе всей Великой Отечественной войны стала Сталинградская битва  с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года, которая завершилась полной победой войск СССР, именно после Сталинградской битвы и взятия в плен немецкого генерала Паулюса, был опровергнут миф о непобедимости войск вермахта.

(рассказ детей «Герои Сталинградской битвы»)

Самыми страшными, в этой жестокой войне, были судьбы матерей, которые отправляли на фронт своих детей, но ещё страшнее было получать похоронки.

(рассказ детей «Боль материнских сердец»)

Невозможно описать словами всю жестокость, которой подвергались жители оккупированных немцами территорий.

(Стих о войне)

Каждый из сегодняшних наших героев встретил известие о войне по-разному. И совершенно по-разному они на него реагировали, но всех их объединяла одна цель – отбить у врага свою Родину, свой дом, свою семью. Мальчишки и девчонки ни минуты не сомневаясь, шли на фронт, многие приписывали себе год-два, чтобы наравне со старшими бороться с врагом. Многие дети помогали взрослым вести диверсионную войну против врага, вступая в ряды партизан. Многие заменили взрослых у станков, в полях, в шахтах.

(рассказы детей о родственниках, принимавших участие в ВОВ)

(Поэма Р. Рождественнского «Реквием»)

Весь выпуск 1941 года не вернулся с войны.

(Пусть это будет не зря)


И завершить сегодняшний урок я хочу отрывком из книги чешского репортера Юлиуса Фучика «Репортаж с петлей на шее», которую он написал находясь в тюрьме гестапо:

«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы вы знали, что не было безымянных героев, что были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния, свои надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же павшие в бою будут всегда близки вам как друзья и как родные!»


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!