СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития устной речи на тему "Ворона".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития устной речи рассказывает о строении тела, повадках вороны.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития устной речи на тему "Ворона".»

Модель урока развития устной речи на основе ознакомления с окружающим миром

во 2классе СКОУ VIII вида.

Тема «Птицы. Ворона».

Цели.

  1. Расширить знания учащихся о птицах на основе изучения вороны.

  2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

  3. Развивать мышление, внимание, память через работу с загадками, через упражнения на анализ и синтез, сравнение, классификацию.

Оборудование.

Презентация, наборы геометрических фигур на каждого ученика, разрезные картинки с изображением вороны.


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Организационный момент.


Включение учеников в работу.








Мотивация.



















Повторение пройденного материала.

Учитель приветствует учеников.



Для быстрого включения в работу учитель предлагает выучить стихотворение.







Учитель говорит о том, что сегодня на уроке дети отправятся в лес, где вместе с лесными жителями будут изучать тему «Птицы», будут учиться отгадывать загадки, строить описание птицы (а какой, определят сами позже), верно отвечать на вопросы.

Учитель сообщает, что в дорогу ученики возьмут снаряжение для путешествия.

Педагог разъясняет смысл слова «бинокль» и демонстрирует данный предмет детям.


Учитель предлагает вспомнить правила поведения в лесу.



Педагог нацеливает детей на то, что по лесу нужно идти не спеша, всматриваться в лес, вслушиваться в его шорохи.





Учащиеся хором проговаривают стихотворение:

«Долгожданный дан звонок–

Начинается урок.

Каждый день – всегда везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.».











Ученики читают слово «бинокль».



Дети рассказывают о том, что можно, и что нельзя делать в лесу.


Дети встают из-за парт и шагают.





Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

















































Введение в тему.

Учитель включает слайды №1 – №7 и предлагает рассказать о времени года, изображённом на фотографии, по плану.

Педагог просит ответить на вопрос: «Какие правила поведения у водоёмов зимой нужно выполнять?».

Учитель включает слайд №8, просит посмотреть, как много следов в лесу.

Педагог включает слайд №9 и предлагает отгадать загадки, объяснив правильность ответа.

  1. Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.


  1. Пухом богата,

Клюв – лопата,

В речке бродит,

Вперевалочку ходит.


  1. Чик-чирик!

К зёрнышку прыг.

Клюй, не робей.

Кто же это?


  1. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой!


  1. Чёрный, проворный,

Кричит «крак» –

Червякам враг.


  1. Клохчет, клохчет,

Детей созовёт,

Всех под крылья соберёт.


  1. Спереди шильце,

Сзади вильце,

Сам мал,

А за морем бывал.



Педагог предлагает детям посмотреть на картинки-отгадки и назвать всех тех,

Учащиеся рассказывают о зиме.



Дети называют правила поведения у водоёмов зимой.






Ученики отгадывают загадки, объясняют правильность своего ответа словами загадки, читают отгадки на слайде.

































Ребята по вызову учителя называют птиц, изображённых на слайде.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.


кто на них изображён.


Учитель задаёт вопрос: «Как одним словом назвать всех тех, кого вы видите на картинках?».


Педагог просит сказать, какая птица лишняя, и обосновать свой ответ.





Учитель предлагает разделить диких птиц на две группы.




Педагог включает слайд №10, просит назвать ещё перелётных птиц, а для этого отгадать загадки.

1. На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его … .


2. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?


3. Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку?


Учитель задаёт вопросы:

«Почему птицы улетают в тёплые края с наступлением холодов?»,

«Чем они питаются?», «Что происходит с насекомыми с наступлением холодов?».


Педагог включает слайд №11, просит назвать ещё зимующих птиц, а для этого отгадать загадки.

  1. На дереве сидит,

«Кар-кар» кричит.


  1. Чёрная птица

Никого не боится,

На зиму не улетает,

Нашу местность оживляют.


3. С синицами люблю летать я,



Ученик даёт ответ на данный вопрос.



Учащийся рассказывает о том, кто лишний, доказывает правильность ответа и убеждается в своей правоте.



Дети делят птиц на две группы зимующие и перелётные и обосновывают свой ответ.


Ребята отгадывают загадки, объясняют правильность своего ответа словами загадки, читают отгадки на слайде.











Ученики по вызову учителя отвечают на вопросы.






Дети отгадывают загадки, объясняют правильность своего ответа словами загадки, читают отгадки на слайде.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.









Физкультминутка.









Знакомство с темой через постановку проблемы.

Хотя они мне и не братья.

Вниз по стволу спускаюсь лаской,

Глаза мои – под чёрной маской.


Педагог включает слайд №12.

Учитель задаёт вопрос: «Как вы помогаете птицам зимой?».


Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой.

(Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой.

(Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)


Педагог говорит о том, что дети пришли в лес за тем, чтобы познакомиться с очень интересной птицей, которая горделиво прошагала около них, оставив на снегу следы, и включает слайд №13.

Учитель сообщает: «Ходит она большими шагами, то левым, то правым плечом вперёд, иногда прерывая степенный шаг прыжками как-то в бок.».


Педагог включает слайд №14 и предлагает детям подумать и сказать, на какие геометрические фигуры похожи следы птицы.


Учитель просит учащихся взять из конвертов треугольники, на которых напечатаны буквы, составить слово и, прочитав его, узнать, что за птица прошагала около них. (Приложение 1.)


Педагог включает слайд №15 и предлагает детям проверить, правы ли они, рассказать о количестве слогов, объяснить, какая орфограмма в данном слове.





Ребята по вызову учителя отвечают на вопрос



Дети декламируют стихотворные строки и выполняют движения.




















Учащиеся говорят, на какую геометрическую фигуру похожи следы птицы.



Дети составляют слово, читают его.






Ребята хором читают слово «ворона».

По вызову учителя ученики рассказывают о количестве слогов в слове, объясняют, какая орфограмма есть в слове «ворона».



Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.






Физкультминутка.










Изучение нового материала.

Учитель просит собрать разрезную картинку и рассказать о том, кто на ней изображён. (Приложение 2.)



Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки.

(Потягивания – руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём.

(Потягивания – в стороны руки.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

(Дети садятся за парты.)


Педагог включает слайд №16 и предлагает учащимся рассмотреть ворону.

Учитель сообщает: «А вы знаете, что ворона поражает своей осторожностью. Зимой люди проходят буквально рядом с питающейся на помойке вороной, и она не улетает. Но стоит появиться человеку с ружьём или мальчишке с камнем, птица моментально улетит. Вороны прекрасно различают, кого и чего именно следует бояться. Ворона отлетает на такое расстояние, что из ружья не возьмёшь, да и своеобразным криком оповестит об опасности всех в округе птиц.».


Учитель включает слайды №17 - №22 и просит учащихся назвать части тела птицы.


Педагог сообщает: «По величине серая ворона крупнее грача и галки, но раза в два меньше ворона.

А вы знаете, что в сильные морозы вороны садятся на ночь, тесно прижавшись друг к другу, спрятав головы под крыло и распушив оперение.».


Учитель включает слайд №23 и предлагает детям сделать вывод о том, какие части тела вороны они знают.

Учащиеся собирают разрезные картинки и говорят, что на них изображена ворона.


Дети декламируют стихотворные строки и выполняют движения.



























Ребята называют части тела вороны.












Ученики делают вывод.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Физкультминутка для глаз.

































Физкультминутка.

И. п. – сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками:

– глаза вправо – вверх;

– глаза влево – вверх;

– глаза вправо – вниз;

– глаза влево – вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1с. Ладони на стол. Открыть глаза.


Педагог просит учеников достать из конвертов геометрические фигуры и назвать их. (Приложение 3.)


Учитель включает слайд №24 и предлагает детям выполнить словесные инструкции.





Педагог спрашивает учеников о том, кого они составили из геометрических фигур, какой частью тела являются большой овал, круг, треугольники, прямоугольники.


Мы туристы, мы в пути.

Веселей шагайте ноги,

Легче выдох, глубже вдох

Путь неблизок, недалёк.

Впереди течёт ручей

Перепрыгнем поскорей.

(Ходьба, плавно переходящая в прыжки и лёгкий бег.)


Учитель включает слайд №25 и просит сказать, какую форму имеет тело вороны.




Педагог включает слайд №26 и просит ответить на вопрос.


Дети выполняют упражнения.














Ребята дают ответы.




Учащиеся выполняют инструкции учителя, комментируют свои действия, составляют из геометрических фигур ворону.


Дети дают ответы.







Ребята декламируют стихотворные строки и выполняют движения.







Ученики хором читают вопрос. По вызову учителя ребята отвечают на данный вопрос и убеждаются в своей правоте.


Дети хором читают вопрос. Ученик отвечает на данный

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.













































Физкультминутка для глаз.



Учитель включает слайд №27.

Педагог сообщает: «Серые вороны– двухцветные птицы: туловище пепельно-серое; клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост чёрные.».


Педагог включает слайды №28, №29.

Учитель сообщает: «Зимой ворона добывает пищу на свалках. С воронами обычно кормятся галки и часто сороки. Всё лучшее достаётся более сильным и смелым воронам.

Можно отметить страсть к блестящим предметам и стремление куда-нибудь припрятать про запас избыток пищи.

Весной вороны переселяются в леса и рощи. Весной ворон мы видим на полях, следующих вместе с грачами за тракторами. Здесь они собирают выпаханных насекомых и их личинок; на лугах ловят насекомых, улиток, мелких грызунов и землероек.

На озимых полях они часто оказывают неоценимую услугу, уничтожая озимого червя (гусеницу озимой совки), но мы знаем ворону и как воровку яиц и цыплят домашней птицы.

Немало она разоряет и птичьих гнёзд в природе, заклёвывает молодых птенцов, молодых зайчат.».


Педагог включает слайд №30.





  1. Потереть ладонью о ладонь.

Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки

вопрос.


Учащиеся хором читают вопрос. Ребята по вызову учителя отвечают на вопрос и убеждаются в своей правоте.



Дети хором читают вопрос.

По вызову учителя ученик отвечает на него.




























Ребята хором читают вопрос. Дети слушают голос вороны. Учащиеся по вызову учителя отвечают на вопрос.


Дети выполняют упражнения.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.


по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.


Учитель включает слайды №31, №32.

Педагог сообщает: «Гнёзда, похожие на грачиные, вороны устраивают на опушке леса или в рощах, а также на отдельно стоящих деревьях в развилках стволов, на толстых ветвях.

Часто ворона устраивает гнёзда в городских садах и парках и даже на карнизах высоких домов.

Весной вороны строят гнездо и выводят потомство. Птенцов они кормят разнообразной пищей: насекомыми, моллюсками, яйцами птиц, птенцами, мышами, лягушками, ящерицами, рыбой. Через 5 недель после вылупления птенцы начинают летать. Некоторое время родители их подкармливают, а затем выводки молодых сбиваются в стаи и улетают в поисках пищи на луга, речные долины, возвращаясь в места гнездования только на ночёвку.».


Педагог включает слайд №33.

Учитель сообщает: «А вы знаете, что серые вороны совершают регулярные перелёты осенью и весной. В сентябре – октябре они отлетают на зимовку к югу, а весной возвращаются к местам гнездований.

Например, из Подмосковья наши вороны улетают под Киев и Харьков, а на их место прилетают вороны архангельские. Таким образом, оказывается, что живущие зимой в городах и селениях вороны в своём большинстве не те, что строили здесь свои гнёзда и выводили птенцов, а пришлые из мест с более суровым климатом.

Только старые вороны остаются на месте в течение всего года и ведут





Учащиеся хором читают вопрос. По вызову учителя ученик отвечает на него.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.










Закрепление.















Итог урока.

полуоседлый образ жизни, откочёвывая весной в природу, подальше от человеческого жилья. На зиму они возвращаются в города и посёлки, где смешиваются с пришлыми воронами, образуя совместно с галками большие стаи.».


Учитель включает слайд №34.

Педагог задаёт вопросы:

«Где живёт ворона?»,

«Кто о ней заботится?»,

«Кто помогает вороне добывать пищу?»,

«Кто помогает ей растить птенцов?»,

«Значит ворона – это какая птица?».


Педагог включает слайды №35 – №38 и предлагает детям составить описание птицы по плану.


Учитель подводит итоги урока, даёт аргументированную оценку ответов учащихся, задаёт вопросы: «С какой птицей познакомились?»,

«Что нового о ней узнали?».

Педагог включает слайд №39.










Дети отвечают на вопросы, делают выводы и обосновывают ответ.

Ученики хором читают слова «дикая птица».







Ребята составляют описание птицы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!