СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 7 классе. Сочинение-рассуждение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-рассуждение по теме "Милосердие". Такой вид урока готовит к сочинению-рассуждению на экзамене в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе. Сочинение-рассуждение.»

Урок развития речи. Сочинение-рассуждение. 7-й класс

Цель:

  • развития речи и творчества, логического и образного мышления,

Задачи:

  • повторить знания учащихся о типе речи – рассуждении;

  • совершенствовать навыки составлять текст типа - рассуждение;

  • обогащать словарный запас детей;

  • помочь понять содержание слова «милосердие»;

  • развивать внимание к слову и его лексическому значению,

  • воспитывать в детях чувство сострадания, соучастия, милосердия.

Оформление: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, музыкальные записи, символы – шарики для рефлексии.
Тип урока: урок развития речи и творчества с использованием ИКТ и творческих мастерских.

Структура урока.

  1. Оргмомент. Мотивация.


Тема, которую мы будем разбирать на уроке, актуальная. Как часто приходится в жизни людям сталкиваться с равнодушным отношением окружающих? Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен.

2.Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите схему.

- Конечно, это рассуждение. Мы будем рассуждать о проблеме, поднятой Д. Граниным в тексте, который мы немного позже прочтем. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение. Тема урока «Сочинение-рассуждение на тему…»
- Какие задачи мы поставим перед собой? (Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)

- Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? (Повторять тип речи – рассуждение)


2. Вспомним теоретический материал и ответим на вопросы:
- Что из себя представляет текст- рассуждение?
- Как строится текст - рассуждение?


(Материал для учителя: Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Рассуждение отличается от означающих отвлечен­ные понятия).

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логи­чески мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение не­обходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с кото­рым вы не согласны.

Как строится текст-рассуждение и каковы основные требова­ния к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) ..., б) ..., в) ... и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы - убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.)


3. Работа с текстом Д.Гранина.

Целевой вопрос: Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?

Чтение текста «Бездушие и равнодушие» Д. Гранина. (или «О милосердии»)



О МИЛОСЕРДИИ

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, ху­же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече­ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале­ко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо по­мню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с де­вочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, муж­чина, молодые ребята, все они вначале с любопытст­вом взглядывали на меня, а потом отводили глаза, от­ворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я за­помнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и при­нимали за пьяного - они же видели, что я весь в кро­ви, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, пони­мал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

(По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

4. Частичный анализ текста.
– О чем этот текст?
- В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?

  1. Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.

  2. Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.

  3. Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.

  4. Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

 5. Что же делать, чтобы не было в мире равнодушия или хотя бы было его меньше?
Как вы считаете?
Выслушаем детей. (Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным, всегда помогать кому бывает трудно.)


6. Словарная работа.
- Как вы понимаете значение слова равнодушие? (равнодушие – выражение безразличия, безучастности)

- А сейчас я попрошу вас подобрать синонимы и антонимы к слову «равнодушие» (работа в группах)


Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.

Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами

бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.


Примерные ответы:

Синонимы: равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.) Прикрепляются на доску

- Каких качеств больше?
- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?

- Посмотрите на столбик с антонимами.

-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. (Ответ: Милосердие.)
- Как вы понимаете это слово?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Мы с вами подобрали составляющие милосердия.

- Является ли проблема милосердия сегодня актуальной? Докажите примерами.

-Кто нуждается в милосердии? (Старый человек, больной, инвалиды, больные люди …)
итог: все люди нуждаются в милосердии.


7. Творческая работа.
Пришло время начать работу над текстом- рассуждением, мини- сочинением. Вспомнить, что данный текст имеет особое строение. Темы для работы: (на зелёных полосках)

  • Согреть своим теплом. Что это значит?

  • Равнодушие или милосердие?

  • Что же с нами происходит?

  • Своя тема.

Время работы – 7 минут. Для помощи я вам раздаю высказывания разных авторов по этой теме (оранжевые карточки). Может они кому - нибудь пригодятся.

После самостоятельной работы учащиеся в группах читают сочинения и зачитывают понравившиеся без называния имён.

Я хотела бы к вашим сочинениям добавить слова добавить слова В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.»
Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.

8. Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок заставил задуматься над поднятой проблемой- поднимите красный символ, если вас урок оставил равнодушными – синий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!