СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 5 классе по теме «Подготовка к написанию эссе по картине А. А. Пластова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока «Подготовка к написанию эссе по картине А.А.Пластова» построена в соответствии с требованиями ФГОС к деятельностному подходу в обучении. Выделяются следующие этапы урока: мотивация, актуализация знаний,  целеполагание, постановка учебной задачи, открытие нового знания и практическая деятельность. Урок проводится с использованием презентации, которая поможет учителю дать учащимся  первичное представление об авторе картины и его произведениях, расширить кругозор учеников о живописи как виде искусства. Имеется раздаточный материал  для работы в группах.

Просмотр содержимого документа
«урок развития речи 5 кл»

Технологическая карта

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Подготовка к написанию эссе по картине А. А. Пластова.


ФИО авторов урока

Плютова Н. В., Галкина И. А., МКОУ «Тегульдетская СОШ» Томской области

Карташова Г. Ю., Колганова О. Г., школа № 28 г. Томска.

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с творчеством А.А.Пластова; познакомить с жанром сельского пейзажа, развивать культуру речи учащихся; развивать у школьников чувство стиля, способности к описательной речи; продолжить работу по воспитанию любви к природе и родному краю. Подготовка к написанию эссе.

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые результаты

Предметные: знать понятие «сельский пейзаж», уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, понимать роль деталей в описании; создавать тексты.

Метапредметные: осознавать цели учебной деятельности; выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: уважительное относиться к родному языку; стремиться к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Эвристический метод; групповая, фронтальная форма работы

Образовательные ресурсы

http://www.bibliotekar.ru/100hudozh https://yandex.ru/images

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин А.Пластова, раздаточный материал

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

описание, пейзаж, колорит



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Оргмомент

(1 мин.)


Учитель приветствует детей и предлагает разделиться на группы.


Учащиеся делятся на группы на добровольной основе.

Коммуникативные: умение договариваться, организовывать учебное взаимодействие в группе.

2. Актуализация знаний учащихся

Мотивация учебной деятельности учащихся


На экран проецируется репродукции А. А. Пластова: «Летом», «Ужин трактористов», «Сенокос», «Тройка. Ребятишки у реки» (слайд 1)


- Что объединяет эти картины?





-Если мы видим на картинах много общего, то какой вывод мы можем сделать?


-Может быть, кому-то знаком этот художник? Назовите его.


- Давайте познакомимся с этим художником. Перед вами А. А. Пластов. (Слайд 2)


- Что вы знаете о нем?


Воспринимают на слух информацию,

рассматривают репродукции, сравнивают, анализируют увиденное.





Высказывают своё мнение. Отвечают на вопрос учителя.

(Время года – лето, пейзаж, люди, яркие краски)


- Их нарисовал один художник.




Ребята высказывают свои предположения







Ребята высказывают свои предположения, рассказывают.

Метапредметные: овладение базовыми понятиями, определение связей между предметами.

Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания. Воспринимают высказывания членов группы.

Познавательные: анализируют, аргументируют свою точку зрения. Выделяют общий признак предметов, объясняют их сходство.



Познавательные: вербализируют эмоциональное впечатление.



Коммуникативные: высказываются и обосновывают мнение, запрашивают мнение партнера в рамках диалога.

3.Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока

(5 мин.)


- Давайте сформулируем тему нашего урока?


- Итак, тема нашего урока: подготовка к написанию эссе по картине А. А. Пластова.

Цель урока: подготовка к написанию эссе.


- Что мы для этого сделаем?

-Вы правы: сегодня на уроке мы расширим свой словарный запас.

Познакомимся с творчеством художника.

Соберем нужный для сочинения материал.

- Ребята высказывают свои предположения:


(Изучение картин, знакомство с биографией и творчеством художника, написание сочинения).




Ребята высказывают свои предположения:

- мы подробно рассмотрим картины.

-узнаем биографию художника.

-подберем нужные слова и словосочетания




Регулятивные: ставят цель деятельности на основе определенной проблемы.

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Коммуникативные: определение цели, функций, способов взаимодействия.







Динамическая пауза

(1 мин.)



Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.


Личностные: сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

4. Усвоение новых знаний.

(10 мин.)


Каждая группа получает свой отрывок текста о жизни и творчестве художника. (Приложение 1)


Учитель демонстрирует презентацию о жизни и творчестве художника, в соответствии с рассказами детей.


Учитель обращает внимание детей на репродукции (слайд 1) и предлагает подобрать названия к картинам из текстов.


-Какая картина произвела на вас самое сильное впечатление и почему?


-Давайте выберем картину, по которой мы сегодня будем работать путем голосования. (Работаем по картине, которая набрала наибольшее количество голосов)

Работа в группах с фрагментом текста,





Представление своей части текста другим группам.




Ученики совещаются и в группах и предлагают свои варианты.




Дети совещаются в группах и рассказывают о своих впечатлениях



Личностные: уважение к истории страны к ее культурным и историческим памятникам. Уважение ценностей семьи, любовь к природе. Оптимизм в восприятии мира.

Познавательные: излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.


Регулятивные: устанавливают время для подготовки и отбирают материал для выступления.



Коммуникативные: владение монологической речью в соответствии с нормами родного языка.

5. Углубление в работу над картиной

(15 мин.)


Каждая группа получает план работы по картине (приложение 2)

Представление собранного материала происходит по следующей схеме:

Первая группа представляет 1 пункт плана, а остальные дополняют ее.

Вторая группа представляет 2 пункт плана, а остальные дополняют ее и т.д.


Последний пункт представляют все группы.


Группы работают по плану.





Ученики слушают выступления и дополняют их. Записывают в свой лист наблюдений, то что понравилось из материала, собранного другими группами.



Коммуникативные: договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.



Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.



Коммуникативные: способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Постановка вопроса – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Регулятивные: оценка и, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Анализ и обоснование примененнных инструментариев для выполнения учебной задачи.

6. Промежуточная рефлексия

(8 мин.)


Учитель предлагает ребятам написать общее эссе по принципу письма по кругу. В эссе предлагается отразить впечатления о картине.



Учитель предлагает группам представить свои работы.

На одном листе бумаги они по очереди пишут по одному предложению фломастерами разных цветов, продолжая мысль предыдущего товарища.




Ребята представляют свои групповые эссе (читают вслух, крепят к выставочному стенду).

Коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли, принимать решения в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

Познавательные: определять логические связи между предметами или явлениями.

7. Рефлексия

(3 мин.)




Учитель предлагает каждому ребенку заполнить лист самооценки (приложение 3)


Ученики оценивают каждый этап своей работы и выводят себе отметку.


Регулятивные: свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из целей и средств.

Личностные: сформированность позитивной моральной самооценки.

8. Д/З

(1 мин.)


Учитель предлагает написать эссе от имени любого предмета, изображенного на картине.


Личностные: готовность к конструированию образа партнера по диалогу.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий


Приложение 1


Сведения о художнике.

(Слайд 2,3). Аркадий Александрович Пластов - русский художник 20 века. Большую часть своей жизни он провел в деревне Прислониха Ульяновской области.

(Слайд 4). В 1914 году Пластов поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.

(Слайд 5,6). Все картины Пластова наполнены теплом, душевной чистотой, любовью к человеку, к родной природе, родному краю. Любить и понимать природу, уважать и ценить труд земледельца Аркадий Александрович научился в родной деревне. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой. Простой деревенский мальчишка мечтал стать художником, каким были его отец и дед, писавшие иконы: «Быть только живописцем, и никем более».



«Тройка. Ребятишки у речки», «Ужин трактористов», «Сенокос», «Летом»


(Слайд 7). В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины А. Пластова «На базаре», «Колхозная конюшня». С тех пор он постоянный участник всех больших художественных выставок.

(Слайд 8,9, 10). Произведения А. Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Любимые герои Аркадия Александровича были деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне.



«Тройка. Ребятишки у речки», «Ужин трактористов», «Сенокос», «Летом»





(Слайд 11, 12, 13). «Я люблю нашу жизнь. …даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», - говорил А.А. Пластов.

(Слайд 14). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

(Слайд 15,16). Сын П. - Николай Аркадьевич тоже был художником, долгое время жил и работал в Прислонихе. Внук - Николай Николаевич тоже художник, живет в Москве.


«Тройка. Ребятишки у речки», «Ужин трактористов», «Сенокос», «Летом»



(Слайд 17). Открытие в Ульяновске самобытного музея Аркадия Пластова - это очередной поворот истории. В начале прошлого века в этом здании выставлялись самые первые работы художника. Спустя столетие картины вернулись, и теперь творческое наследие вновь доступно. Всего в экспозиции - более 200 картин, кроме того, в музейный интерьер органично вписались некоторые личные вещи Пластова. Его этюдник, кисти, масло. Работники музея уверены: незримо здесь присутствует и сам художник.

«Тройка. Ребятишки у речки», «Ужин трактористов», «Сенокос», «Летом»







Приложение 2

План по работы по картине:


1. Перечислите все цвета и оттенки, которые видите на картине

2. Что вы видите по 2

3. Что вы видите по 3

4. Что можно увидеть над

5. Что можно увидеть под

6. Что можно увидеть между

7. Какие здесь предметы на букву «к»

8. Время (версии и доказательства)

9. Странности на картине

10. Составьте диалог между предметами, изображенными на картине.





Приложение 3


Лист самооценки __________________ФИ 5 « » класс

Сегодня на уроке я работал в группе

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

Отвечал на вопросы учителя






Участвовал в составлении диалога






Участвовал в письме по кругу






Я работал по тексту






Мое настроение






Моя оценка за урок







Просмотр содержимого презентации
«Пластов прилож к уроку»

Аркадий Александрович Пла́стов (1893 — 1972) — русский живописец

Аркадий Александрович Пла́стов (1893 — 1972) — русский живописец

Д. Прислониха Ульяновской области

Д. Прислониха Ульяновской области

Автопортрет, 1940г.

Автопортрет, 1940г.

На пастбище. Стадо, 1938г. Деревенский март, 1964г.

На пастбище. Стадо, 1938г.

Деревенский март, 1964г.

В мастерской А. Пластова

В мастерской А. Пластова

Базар, 1935г.

Базар, 1935г.

Зима, 1969г.

Зима, 1969г.

Апрельский вечер в саду.

Апрельский вечер в саду.

Витя-подпасок. Первый снег. Родник.

Витя-подпасок.

Первый снег.

Родник.

Полдень, 1960г.

Полдень, 1960г.

Юность, 1954г.

Юность, 1954г.

Жатва, 1945г.

Жатва, 1945г.

Пластов Аркадий Александрович – певец русской деревни  и русской природы.

Пластов Аркадий Александрович – певец русской деревни

и русской природы.

Портрет художника Николая Пластова, 1965г.

Портрет художника Николая Пластова, 1965г.

Внук рисует, 1959г.

Внук рисует, 1959г.

Музей А. А. Пластова в с. Прислониха Ульяновской области

Музей А. А. Пластова в с. Прислониха Ульяновской области

Сенокос, 1945г.

Сенокос, 1945г.

Ужин трактористов, 1951г.

Ужин трактористов, 1951г.

Летом, 1954г.

Летом, 1954г.

Тройка. Рябятишки у речки.

Тройка. Рябятишки у речки.

Использованные ресурсы:  http ://www.bibliotekar.ru/100hudozh  https://yandex.ru/images

Использованные ресурсы:

http ://www.bibliotekar.ru/100hudozh https://yandex.ru/images


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!