Урок развития речи. Работа над сочинением
В начальных классах коррекционной школы работа над сочинением возможна разными видами деятельности по развитию речи: как устными рассказами, так и письменными изложениями, сочинениями. В творческих работах учащиеся с задержкой психического развития допускают ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки. Наиболее распространённые из них:
пропуск главных частей, важных объектов;
неправильное или неточное употребление слова;
нарушение порядка слов в предложении, логической последовательности;
повторение одних и тех же фактов, одного и того же слова;
Основная задача педагога привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, научить находить интересное в обыденном, чувствовать родной язык, осмысленно, выполнять творческие задания. На протяжении всей жизни человека речь развивается и для её развития необходима речевая активность самого субъекта, учащегося. Активизация данного процесса возможна при использовании в работе учителя следующих методов:
Имитационный (подготовительный), способствующий повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся и опирающийся на литературные образцы;
Коммуникативный (творческий), который является средством общения, самовыражения и опирается на потребность в общении;
Конструирования (синтетический), формирует на основе правил новые способы деятельности учащихся, их умения – этот метод опирается на изучаемый в школе материал и на закономерности языка;
Так, как изложения и сочинения являются основными формами проверки речевого развития учащихся, то в результате целенаправленной комплексной работы можно прогнозировать развитие следующих показателей:
Компетенция | Умения и навыки |
Коммуникативная | умения раскрывать тему; передавать основную мысль; излагать материал последовательно и связно; находить для материала определённую композиционную форму; |
Языковая | |
Правописная | |
Педагог должен научить учащихся воспринимать художественное произведение в целом и во всех деталях, уметь правильно, точно и образно передавать смысл и содержание увиденного и услышанного, а также свои чувства. В своей практике используем методику дифференцированного обучения и индивидуальный подход. Проводим дифференциацию по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.
Правильнее будет отнести учащихся к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
В 1-ой группе – ребята, которые способны справиться с материалом полностью самостоятельно, за короткий срок и с высоким качеством, ( в будущем они будут оказывать помощь другим). Достаточная орфографическая подготовка обеспечивает учащимся уверенность в письме.
Во 2-ой группе – учащиеся, способные справиться почти самостоятельно с небольшими корректировками.
В 3-ей группе – дети, которые требуют постоянной дополнительной помощи.
Сейчас хочу поделиться опытом работы над сочинением по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» во 2 классе. На уроке развития речи, при обучении детей написанию сочинения, для выработки логического мышления, обогащения устной речи, повышения коммуникативных возможностей, было дано 3 варианта карточек для разных групп.
I вариант | II вариант | III вариант |
подошел увидел закрыл стоят изменилось | подошёл к окну первый снег всю грязь деревья стоят как в сказке | Мальчик подошел … ….. . Он увидел, ….. ……. первый ….. . Пушистый …… закрыл …. грязь. Деревья ….. белые . За ночь …. изменилось,… .в сказке. |
I вариант – более сложный – предполагал самостоятельное написание сочинения после орфографической подготовки и работы по вопросам с опорой на слова.
На карточках у II варианта были написаны словосочетания, необходимые для конструкции предложений. Учащимся III варианта, которые слабо уверены в своих силах и с плохой памятью, необходимо было вставить в готовые предложения слова и дополнить текст своими предложениями.
Такая форма дифференциации, владение информацией об особенностях познавательной деятельности каждого ребёнка, баланс между знакомым и «безопасным», неизвестным и волнующим, помогли нам организовать наиболее оптимальные условия развития речи, получения знаний, эстетического наслаждения от литературы и просто языка. Продуктом деятельности детей являлись сочинения, которые обладали тремя указанными чертами: аккуратно написаны, достаточны по объёму, отражали интеллектуальное усилие каждого ученика, использование речи как средства выражения мыслей, присутствовал положительный эмоциональный фон.
Компетентность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает: сокращается количество повторений одних и тех же слов, употребления слов в неточном значении, нарушений фразеологической сочетаемости употребляемых слов.
Систематическая коррекционно-развивающая работа прогнозирует положительную динамику, способствует дальнейшему развитию процессов компенсации, повышению мотивации детей с ЗПР.
Считаем, что данный опыт работы над развитием речи учащихся с задержкой психического развития является приемлемым и довольно востребованным.
Литература:
Дьячкова Г.Т. «Русский язык 2-4 класс, сочинения и изложения» - Волгоград, изд-во «Учитель», 2011 г.
Есенина С.А. «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения - 3 класс» М. изд-во «Грамотей», 2006 г.
Печкурова О.В. «Современные уроки развития речи, 2 класс» Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.