СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Работа над сочинением

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальных классах коррекционной школы работа над сочинением возможна разными видами деятельности по развитию речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Работа над сочинением»



Урок развития речи. Работа над сочинением



В начальных классах коррекционной школы работа над сочинением возможна разными видами деятельности по развитию речи: как устными рассказами, так и письменными изложениями, сочинениями. В творческих работах учащиеся с задержкой психического развития допускают ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки. Наиболее распространённые из них:

  • пропуск главных частей, важных объектов;

  • неправильное или неточное употребление слова;

  • нарушение порядка слов в предложении, логической последовательности;

  • повторение одних и тех же фактов, одного и того же слова;



Основная задача педагога привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, научить находить интересное в обыденном, чувствовать родной язык, осмысленно, выполнять творческие задания. На протяжении всей жизни человека речь развивается и для её развития необходима речевая активность самого субъекта, учащегося. Активизация данного процесса возможна при использовании в работе учителя следующих методов:



  1. Имитационный (подготовительный), способствующий повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся и опирающийся на литературные образцы;

  2. Коммуникативный (творческий), который является средством общения, самовыражения и опирается на потребность в общении;

  3. Конструирования (синтетический), формирует на основе правил новые способы деятельности учащихся, их умения – этот метод опирается на изучаемый в школе материал и на закономерности языка;



Так, как изложения и сочинения являются основными формами проверки речевого развития учащихся, то в результате целенаправленной комплексной работы можно прогнозировать развитие следующих показателей:





Компетенция

Умения и навыки

Коммуникативная

  • умения раскрывать тему;

  • передавать основную мысль;

  • излагать материал последовательно и связно;

  • находить для материала определённую композиционную форму;

Языковая

  • соблюдение в речи норм литературного языка

Правописная

  • соблюдение орфографических и пунктуационных норм



Педагог должен научить учащихся воспринимать художественное произведение в целом и во всех деталях, уметь правильно, точно и образно передавать смысл и содержание увиденного и услышанного, а также свои чувства. В своей практике используем методику дифференцированного обучения и индивидуальный подход. Проводим дифференциацию по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

Правильнее будет отнести учащихся к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

В 1-ой группе – ребята, которые способны справиться с материалом полностью самостоятельно, за короткий срок и с высоким качеством, ( в будущем они будут оказывать помощь другим). Достаточная орфографическая подготовка обеспечивает учащимся уверенность в письме.

Во 2-ой группе – учащиеся, способные справиться почти самостоятельно с небольшими корректировками.

В 3-ей группе – дети, которые требуют постоянной дополнительной помощи.

Сейчас хочу поделиться опытом работы над сочинением по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» во 2 классе. На уроке развития речи, при обучении детей написанию сочинения, для выработки логического мышления, обогащения устной речи, повышения коммуникативных возможностей, было дано 3 варианта карточек для разных групп.



I вариант

II вариант

III вариант

подошел

увидел

закрыл

стоят

изменилось

подошёл к окну

первый снег

всю грязь

деревья стоят

как в сказке

Мальчик подошел … ….. .

Он увидел, ….. ……. первый ….. .

Пушистый …… закрыл …. грязь.

Деревья ….. белые .

За ночь …. изменилось,… .в сказке.

I вариант – более сложный – предполагал самостоятельное написание сочинения после орфографической подготовки и работы по вопросам с опорой на слова.



На карточках у II варианта были написаны словосочетания, необходимые для конструкции предложений. Учащимся III варианта, которые слабо уверены в своих силах и с плохой памятью, необходимо было вставить в готовые предложения слова и дополнить текст своими предложениями.

Такая форма дифференциации, владение информацией об особенностях познавательной деятельности каждого ребёнка, баланс между знакомым и «безопасным», неизвестным и волнующим, помогли нам организовать наиболее оптимальные условия развития речи, получения знаний, эстетического наслаждения от литературы и просто языка. Продуктом деятельности детей являлись сочинения, которые обладали тремя указанными чертами: аккуратно написаны, достаточны по объёму, отражали интеллектуальное усилие каждого ученика, использование речи как средства выражения мыслей, присутствовал положительный эмоциональный фон.

Компетентность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает: сокращается количество повторений одних и тех же слов, употребления слов в неточном значении, нарушений фразеологической сочетаемости употребляемых слов.

Систематическая коррекционно-развивающая работа прогнозирует положительную динамику, способствует дальнейшему развитию процессов компенсации, повышению мотивации детей с ЗПР.

Считаем, что данный опыт работы над развитием речи учащихся с задержкой психического развития является приемлемым и довольно востребованным.

Литература:

  1. Дьячкова Г.Т. «Русский язык 2-4 класс, сочинения и изложения» - Волгоград, изд-во «Учитель», 2011 г.

  2. Есенина С.А. «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения - 3 класс» М. изд-во «Грамотей», 2006 г.

  3. Печкурова О.В. «Современные уроки развития речи, 2 класс» Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!