СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи «Путешествие в сказку»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрационный материал к уроку литературы по теме "Повторение и обобщение изученного о волшебных сказках. Подготовка к созданию собственных сказок"

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи «Путешествие в сказку»»

      Урок развития речи «Путешествие в сказку»  (литература, 5 класс).

Урок развития речи «Путешествие в сказку» (литература, 5 класс).

Демонстрационный материал к уроку литературы в 5 классе по теме «Повторение и обобщение изученного о волшебных сказках. Подготовка к созданию собственных сказок» Для учащихся 5-ого класса. Цели:  Повторить и обобщить сведения о волшебных сказках, их героях и сюжетах. Закрепить понятие композиции и её элементов. Подготовить учащихся к созданию собственных сказок на основе изученных. Развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Демонстрационный материал к уроку литературы в 5 классе по теме «Повторение и обобщение изученного о волшебных сказках. Подготовка к созданию собственных сказок»
  • Для учащихся 5-ого класса.

Цели:

  • Повторить и обобщить сведения о волшебных сказках, их героях и сюжетах.
  • Закрепить понятие композиции и её элементов.
  • Подготовить учащихся к созданию собственных сказок на основе изученных.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся.
Типы сказок Действие происходит в «странном мире», герою помогают сверхъестественные силы, волшебные животные. Основаны на вымысле и фантастике. Традиционные герои: Иван-царевич, Баба-яга, Кощей, Змей Горыныч. Действие происходит в реальном мире с хорошо узнаваемыми предметами быта . Основаны на противостоянии разных социальных групп (поп и мужик, хозяин и батрак,). Обычно сатирического содержания. Традиционные герои: солдат, дурак, поп, барин. Сатирические или юмористические. Главные герои – животные и птицы. Традиционные образы: хитрая лиса, жестокий и глупый волк и др.

Типы сказок

Действие происходит

в «странном мире»,

герою помогают

сверхъестественные

силы, волшебные

животные.

Основаны на вымысле

и фантастике.

Традиционные герои:

Иван-царевич, Баба-яга,

Кощей, Змей Горыныч.

Действие происходит

в реальном мире с хорошо

узнаваемыми предметами

быта . Основаны на

противостоянии разных

социальных групп (поп и

мужик, хозяин и батрак,).

Обычно сатирического

содержания.

Традиционные герои:

солдат, дурак, поп, барин.

Сатирические или

юмористические.

Главные герои –

животные и птицы.

Традиционные образы:

хитрая лиса, жестокий

и глупый волк и др.

Эпиграф.  … Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы почти верите ему. Ф.М.Достоевский. … Сказки открывали передо мной просвет в другую жизнь… А.М.Горький.

Эпиграф.

… Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы почти верите ему.

Ф.М.Достоевский.

… Сказки открывали передо мной просвет в другую жизнь…

А.М.Горький.

 Где же он, «просвет в другую жизнь»? Как проникнуть в сказку, лично познакомиться с её героями? Сон. «Ожившая книга». Помощь сказочного существа (золотая рыбка, старик Хоттабыч, волшебная щука, фея и т.д.). Картина на сказочный сюжет.

Где же он, «просвет в другую жизнь»? Как проникнуть в сказку, лично познакомиться с её героями?

  • Сон.
  • «Ожившая книга».
  • Помощь сказочного существа (золотая рыбка, старик Хоттабыч, волшебная щука, фея и т.д.).
  • Картина на сказочный сюжет.
… Былинник, сказочник, гусляр. Виктор Васнецов (1848-1826) – знаменитый русский художник, автор картин на сказочные сюжеты.  «Ковёр- самолёт». «Алёнушка». «Царевна-лягушка».

… Былинник, сказочник, гусляр.

Виктор Васнецов (1848-1826) – знаменитый русский художник, автор картин на сказочные сюжеты.

«Ковёр- самолёт».

«Алёнушка».

«Царевна-лягушка».

Одна из самых известных картин В.М.Васнецова – «Иван-царевич и серый волк».   БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ. Какой эпизод сказки здесь изображён? Как он помогает представить героев, отражает их настроение? Тёмные деревья, ни одного луча солнца. И на душе у героев тоскливо: влюблённым предстоит расстаться. Лицо у Елены печальное, у Ивана – решительное. Волк устал: шерсть взъерошена, пасть открыта, глаза сверкают.

Одна из самых известных картин В.М.Васнецова – «Иван-царевич и серый волк».

БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ.

Какой эпизод сказки здесь изображён?

Как он помогает представить героев, отражает их настроение?

Тёмные деревья, ни одного луча солнца. И на душе у героев тоскливо: влюблённым предстоит расстаться. Лицо у Елены печальное, у Ивана – решительное. Волк устал: шерсть взъерошена, пасть открыта, глаза сверкают.

Работа с сюжетом.  Подготовка к созданию собственных сказок.  Что могло бы вам помочь войти в картину, заговорить с героями? Как бы вы с ними познакомились? Какую историю могли бы рассказать вам герои (Иван-царевич, Елена Прекрасная, серый волк)? Чем различались бы эти истории? В каких приключениях сказочных героев вы могли бы поучаствовать, чем помочь? (Не забывайте, что бОльшая часть приключений у них уже позади). Какие новые приключения могут ждать наших героев? Какие сказочные животные и волшебные вещи могут вам помочь? Как вы вернётесь назад? Получите ли вы от своих новых друзей что-то на память (перо жар-птицы, молодильное яблоко)?

Работа с сюжетом. Подготовка к созданию собственных сказок.

  • Что могло бы вам помочь войти в картину, заговорить с героями?
  • Как бы вы с ними познакомились?
  • Какую историю могли бы рассказать вам герои (Иван-царевич, Елена Прекрасная, серый волк)? Чем различались бы эти истории?
  • В каких приключениях сказочных героев вы могли бы поучаствовать, чем помочь? (Не забывайте, что бОльшая часть приключений у них уже позади).
  • Какие новые приключения могут ждать наших героев? Какие сказочные животные и волшебные вещи могут вам помочь?
  • Как вы вернётесь назад? Получите ли вы от своих новых друзей что-то на память (перо жар-птицы, молодильное яблоко)?
Работа с выразительными средствами сказки.  Особую эмоциональность придают сказке разнообразные изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сказочные формулы, повторы. Использование их в творческих работах очень обогатит язык и содержание.  Что такое эпитет?  Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность.  Какие эпитеты часто используются в сказках?  Солнышко красное, поля широкие, моря глубокие, леса дремучие, добрый молодец, красна девица, диво дивное, чудо чудное.  Приведите примеры сказочных формул.  Ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, не скоро дело делается; долго ли, коротко ли; ни пешему пройти, ни конному проехать.  Какие сказочные повторы вы знаете?    Жили-были, думать-гадать, затужили-загоревали.

Работа с выразительными средствами сказки.

Особую эмоциональность придают сказке разнообразные изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сказочные формулы, повторы. Использование их в творческих работах очень обогатит язык и содержание.

Что такое эпитет?

Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Какие эпитеты часто используются в сказках?

Солнышко красное, поля широкие, моря глубокие, леса дремучие, добрый молодец, красна девица, диво дивное, чудо чудное.

Приведите примеры сказочных формул.

Ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, не скоро дело делается; долго ли, коротко ли; ни пешему пройти, ни конному проехать.

Какие сказочные повторы вы знаете?

Жили-были, думать-гадать, затужили-загоревали.

Работа с композицией  будущей сказки. Ни одно произведение не обходится без названия. Как вы можете назвать свою сказку? Например: «Новые приключения Ивана-царевича», «Путешествие в сказку», «Происшествие в картинной галерее» и т.д. Как будет построена ваша сказка? Что такое композиция? Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов и сцен произведения. С чего обычно начинается сказка? Зачин – устойчивая формула, с которой начинается сказка (например «Жили-были…»). Какие зачины вы знаете? Какой зачин мог бы быть у нашей сказки?

Работа с композицией будущей сказки.

  • Ни одно произведение не обходится без названия. Как вы можете назвать свою сказку?

Например: «Новые приключения Ивана-царевича», «Путешествие в сказку», «Происшествие в картинной галерее» и т.д.

  • Как будет построена ваша сказка? Что такое композиция?

Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов и сцен произведения.

  • С чего обычно начинается сказка?

Зачин – устойчивая формула, с которой начинается сказка (например «Жили-были…»).

  • Какие зачины вы знаете? Какой зачин мог бы быть у нашей сказки?
Что такое завязка? Завязка – начальный момент в развитии событий художественного произведения (с чего всё началось). Где будет завязка в нашей истории? Как мы назовём этот пункт плана? Примеры названий: «Я попадаю в сказку», «Знакомство с героями». Что следует за завязкой? Что такое сюжет? Сюжет – система событий в произведении, приключения героев. Как мы назовём этот пункт плана? Общее название основной части – «Новые приключения Ивана-царевича». Что такое кульминация? Что станет кульминацией вашей сказки? Кульминация – высшее напряжение действия в произведении (решающая битва, схватка и т.д.) или «накал страстей». Какое событие будет развязкой вашей истории? Возвращение домой.
  • Что такое завязка?

Завязка – начальный момент в развитии событий художественного произведения (с чего всё началось).

  • Где будет завязка в нашей истории? Как мы назовём этот пункт плана?

Примеры названий: «Я попадаю в сказку», «Знакомство с героями».

  • Что следует за завязкой? Что такое сюжет?

Сюжет – система событий в произведении, приключения героев.

  • Как мы назовём этот пункт плана?

Общее название основной части – «Новые приключения Ивана-царевича».

  • Что такое кульминация? Что станет кульминацией вашей сказки?

Кульминация – высшее напряжение действия в произведении (решающая битва, схватка и т.д.) или «накал страстей».

  • Какое событие будет развязкой вашей истории?

Возвращение домой.

Композиция сказки. Зачин (применяется редко, никак не связан с сюжетом сказки)- традиционная формула в начале сказки («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве»). Завязка  – начало действия, развития событий. Развитие сюжета. Кульминация – самый напряжённый момент в действии. Развязка – окончание действия. Концовка (есть не всегда) – традиционная формула, не связанная с сюжетом («И я там был, мёд-пиво пил…» )

Композиция сказки.

  • Зачин (применяется редко, никак не связан с сюжетом сказки)- традиционная формула в начале сказки («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве»).
  • Завязка – начало действия, развития событий.
  • Развитие сюжета.
  • Кульминация – самый напряжённый момент в действии.
  • Развязка – окончание действия.
  • Концовка (есть не всегда) – традиционная формула, не связанная с сюжетом («И я там был, мёд-пиво пил…» )
План написания творческой работы «Путешествие в сказку». Зачин (по желанию, можно сочинить свой собственный, оригинальный). Завязка. Вступление. Я попадаю в сказку. Основная часть. Новые приключения Ивана-царевича. Развязка. Заключение. Счастливое возвращение домой. Концовка (по желанию).

План написания творческой работы «Путешествие в сказку».

  • Зачин (по желанию, можно сочинить свой собственный, оригинальный).
  • Завязка. Вступление. Я попадаю в сказку.
  • Основная часть. Новые приключения Ивана-царевича.
  • Развязка. Заключение. Счастливое возвращение домой.
  • Концовка (по желанию).
Домашнее задание. Творческая работа. Сочинение «Путешествие в сказку» (на основе русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк»).

Домашнее задание.

Творческая работа. Сочинение «Путешествие в сказку» (на основе русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!