СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 10 классе Как сыр в масле …Возвращение к языку через фразеологизмы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 10 классе Как сыр в масле …Возвращение к языку через фразеологизмы»

Урок развития речи в 10 классе

Как сыр в масле …Возвращение к языку через фразеологизмы.

Учитель русского языка и литературы Кибишева Марина З.

ДЕРЖИ!!!

По ветру нос! Пистолетом — хвост!
Себя — в руках! Рот — на замках!
Голову — в холоде! Живот — в голоде!
Порох — сухим, себя к сплетням — глухим!
Ноги — в тепле! Попа — в подоле'!
За зубами — язык! Внутри — оскорбленья и крик!
Востро' — ушки! Да чтобы —  на макушке!
Руку на пульсе, снова и снова! Держи слово!
Себя — в узде! На высоте! Всегда и везде!


Цели: 

- общеобразовательная:

Повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология, работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологические обороты, пословицы, антонимы, паронимы.

развивающая: 

- коммуникативную компетенцию учащихся;

-речь, память, внимание, вербально-логическое мышление,  аналитико-синтетическую деятельность учащихся, умения

сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями;

воспитывающая: 

- самостоятельность, умение сопереживать за товарища;

- стремление совершенствовать речевое мастерство,  повышать   речевую      культуру;

- интерес к русскому языку.

- формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию          информации.



Ход урока

1. Организационный момент 

2. Актуализация знаний. Повторение.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ выполняют роль одного члена предложения)

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимое словосочетание.Сегодня нам предстоит узнать много нового о фразеологизмах .Приступим!


Фразеологизмы часто совпадают по лексическому составу со свободными словосочетаниями, существенно различаясь по значению. Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.


Идти навстречу, лед тронулся, между двух огней, заткнуть за пояс.

Итак…

Задание 1



  • Отгадай загадку.

1) На него бросают слова и деньги, когда их не ценят; он обычно бывает в голове у легкомысленных людей; его советуют искать в поле; он обычно свистит в ушах при быстрой езде. (Ветер. Бросать слова/деньги на ветер; ветер в голове; ищи ветра в поле (не удается найти, как ни старайся); ветер свистит в ушах).

2) Это не цветы, но они вянут, если говорят глупости; не дрова, но могут гореть; не ладони, но ими можно хлопать; их иногда даже развешивают доверчивые граждане. (Уши. Уши вянут (так описывают ощущения от совершенно неприемлемых или глупых речей какого-либо человека); уши горят (о состоянии, когда человек испытывает чувство стыда); хлопать ушами (слушать что-либо, но не понимать, о чем идет речь); развесить уши (доверчиво и увлеченно слушать чей-либо разговор).



Фразеологизмы часто совпадают по лексическому составу со свободными словосочетаниями, существенно различаясь по значению. Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.

Идти навстречу, лед тронулся, между двух огней, заткнуть за пояс.

Задание 2

Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а)        как свои пять пальцев;

б)        яблоку негде упасть;

в)        души не чаять;

г)        проще пареной репы;

д)        носить на руках;

е)        положа руку на сердце.

4.        Найдите синонимические фразеологизмы:

а)        во что бы то ни стало;

б)        игра не стоит свеч;

в)        ни слуху ни духу;

г)        хоть караул кричи;

д)        себе дороже;

е)        хоть волком вой;

ж)        кровь из носу;

з)        как в воду канул.

5.        Найдите антонимические фразеологизмы:

а)        душа в душу;

б)        засучив рукава;

в)        играть на руку;

г)        положа руку на сердце;

д)        вставлять палки в колеса;

е)        кривить душой;

ж)        как кошка с собакой;

з)        через пень колоду.



Задание 3. Найдите пару. Из данных фразеологизмов составьте синонимичные пары.

(Девать) некуда
на всех парах
не отходя от кассы
таскать каштаны из огня
согнуть в бараний рог
лизать пятки
поминай как звали
далеко пойти
держать камень за пазухой
делать большие глаза
при царе Горохе
мелко плавать
мухи не обидит
на живую нитку
петь дифирамбы
плакать в жилетку
от аза до ижицы
от доски до доски
открывать Америку
откуда ни возьмись
играть на руку

сломя голову
чужими руками жар загребать
согнуть в три погибели
пруд пруди
курить фимиам
и след простыл
воды не замутит
идти в гору
галопом по европам
по горячим следам
разводить руками
рассыпаться мелким бесом
иметь зуб
не видеть дальше своего носа
петь лазаря
как гром среди ясного неба
лить воду на чью-либо мельницу
от а до я
изобретать велосипед
от корки до корки

Задание 4. Определите смысловое и стилистическое различие фразеологизмов-синонимов, составляющих следующие синонимичные ряды (в случае затруднений обращайтесь к фразеологическому словарю):

а) переливать из пустого в порожнее; точить лясы; чесать язык;
б) курить фимиам; петь дифирамбы; поднимать на щит;
в) лить пули; разводить турусы на колесах;
г) яблоку негде упасть; плюнуть негде; шагу негде ступить.

Задание 5.Найдите пары фразеологизмов-антонимов.

Голубая кровь; сердце кровью обливается; черная кость; сердце обросло мохом; вставлять палки в колеса; хоть пруд пруди; кот наплакал; дать зеленый свет.

  • Укажите значения фразеологизмов, определите их стилистическую окраску и сферу употребления.

Задание 6 По фразеологическому словарю выясните значение следующих фразеологизмов:

тихой сапой
пальма первенства
ни шатко ни валко
колосс на глиняных ногах
темна вода во облацех
праздновать труса

  • Что вы узнали о происхождении данных устойчивых выражений?

  • Какими стилистическими пометами они сопровождаются?

  • Составьте 2–3 предложения с данными фразеологизмами.

Задание7. Прочитайте. Определите значения устойчивых сочетаний слов; укажите их происхождение, источник.

Между Сциллой и Харибдой; загнать в бутылку; квасной патриотизм; подливать масло в огонь.

  • Какие еще фразеологизмы, синонимичные фразеологизму между Сциллой и Харибдой, вы знаете?

  • На основе устойчивого выражения загнать в бутылку возникли родственные фразеологизмы просторечного характера. Назовите их, укажите значение.

Задание 8. Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов. Запишите их. Определите значение. Укажите их стилистическую принадлежность, сферу употребления.

Рубикон, на, перейти, узел, последнему, сжигать, становиться, слову, на, по, щит, разрубать, поднимать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово, огонь.

  • Запишите предложения с любыми двумя фразеологизмами. Определите их синтаксическую роль.

Задание 9. Запишите устойчивые выражения в такой последовательности: а) книжные; б) разговорные; в) просторечные; г) нейтральные; д) устаревшие.

Лебединая песня; хождение по мукам; мотать на ус; бельмо на глазу; прокатить на вороных; одним росчерком пера; разверзлись хляби небесные; на дружеской ноге; идти по стопам кого-либо; иерихонская труба; гусь лапчатый; белая кость; березовая каша; ходячая энциклопедия; разрываться на части; сказка про белого бычка.



Задание 10. Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение.

Задание 11

I. 1) Евсей Стахеевич Лиров, благовидный, хотя и не слишком ловкий молодой человек, а по чину и званию своему птица невысокого полета, отстояв в пятиглавом соборе обедню, пустился по неизменному местному обычаю в объезд по всем лакейским и передним. 2) Лиров стоял у косяка дверей в переднюю, глядел во все глаза на занимательную беседу прокурора с полковником о здравии его превосходительства господина губернатора и ее превосходительства супруги его. 3) Проговорив это, Лиров встал как вкопанный и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил. 4) Лиров подошел, не помня себя, к треугольному столику, покрытому синею измаранною ярославской салфеткой. 5) Из Стахея вышел бойкий, разбитной детина, который семнадцати годов уже по грамотной части заткнул за пояс весь Воронеж. 6) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль)

II. 1) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 2) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 3) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 4) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 
5) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 6) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 7) Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, нашей неимоверной тяжести победы, наши страдания, – не отдавай всего этого за понюх табаку... Мы умели жить. Помни это. Будь человеком. (В.Шукшин) 8) Не удивительно ли, что два русских писателя, Пастернак и Набоков, и по способу выражения, и по своей устремленности во всем остропротивоположные, стали в один и тот же год бестселлерами в Соединенных Штатах! Первый выражает на нарочито простом языке то, что в русском народе есть вечного, второй с западной утонченностью – кошмар человечества без руля и без ветрил... (З.Шаховская)

Домашнее задание.

Составить связный текст, употребив не менее 10 фразеологизмов.

Ответьте на вопрос «Что даёт человеку использование в речи фразеологизмов?»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!