СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Работа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

– воспитание любви к искусству слова, живописи; способствовать воспитанию положительного отношения к учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Работа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Макеевская специальная общеобразовательная школа-интернат № 35















План – конспект урока по русскому языку (чтение)

Урок развития речи. Работа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»



.











Учитель – дефектолог

І квалификационной категории

Шаповал Татьяна Петровна







2014 -2015

Урок развития речи. Работа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»


Автор: Учитель – дефектолог

І квалификационной категории

Шаповал Татьяна Петровна.



Задачи: Образовательная – актуализировать знания учащихся о прилагательном как часть речи; о роли прилагательных в художественном тексте; Развивающая – формирование умения работать по плану; развитие устной и письменной речи; умение читать картину; Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление обучающихся, обогащать и активизировать словарный запас, способствовать развитию орфографической зоркости.

Воспитательная – воспитание любви к искусству слова, живописи; способствовать воспитанию положительного отношения к учебной деятельности; корректировать умственные и речевые недостатки; способствовать развитию коммуникативной компетентности; воспитывать доброжелательность на основе оценивания работ одноклассников.

Оборудование: портрет В. Васнецова, репродукция картины «Богатыри»»

Доска интерактивная: презентация «Васнецов-сказочник»

Ход урока

I. Перед сочинением проводится беседа, позволяющая учителю выяснить, что знают учащиеся о В.М. Васнецове, какие картины художника они видели.

Вопросы классу:

1. Кто такой Виктор Михайлович Васнецов? (Известный русский художник)

2. Когда он жил и работал? (Во второй половине 19-начале 20 века)

3. Что оказало большое влияние на живопись художника? (Устное народное творчество)

4. Какие картины Васнецова, написанные по мотивам сказок и былин вы знаете? («Ковер-самолет», «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», «Царевна-лягушка) Названия картин записываются на доске.

Учитель сообщает, что одним из лучших произведений В.М .Васнецова является картина «Богатыри», над которой он работал около 20 лет (1881-1898). В картине все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась: «Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный», имела она и другое название «На Киевской заставе».

Беседа по картине включает следующие вопросы:

1. Какой период из жизни русского государства отражен на картине? Что вы знаете о нем?

2. Кого изобразил художник на полотне?

3. Каков фон картины?

Ответы на вопросы предлагают краткие сведения об эпохе, когда Русь должна была защищаться от врагов. Ее защитники – известные по былинам любимые герои – богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Фон картины – типичный русский пейзаж: степь, поросшая ковылем, темный лес, курганы.

Обращаем внимание на то, что ни в окончательном названии, ни в подписи не сказано о защите земли, но позы героев, их силуэты, детали картины говорят об этом. Это первое впечатление от каротины.

Следующий этап работы – выяснение главной мысли ее, выраженной в фигурах богатырей.

4.Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему?

5. Что мы знаем об Илье Муромце из былин? Как народ рассказывает о его подвигах, силе богатырской? Во имя чего он их совершает? Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине? Какие детали портрета раскрывают облик героя?

6. Какими красками написан Илья Муромец и почему? (Фигура богатыря написана в желтых, темно-синих, серых и черных тонах, эти холодные тона подчеркивают суровую простоту в облике крестьянского сына Ильи Муромца).

7. Таким ли вы представляли себе богатыря, читая былины?

8.Как нарисовал В. М. Васнецов другого богатыря – Добрыню Никитича? Что вы знаете о нем из былин? Учитель дополняет ответы учащихся. Добрыня – побратим Ильи, тоже богатырь – герой, сын богатого купца рязанского. Он прославился своей борьбой за русскую землю с ханом Бытыем. Былины описывают его, как рассудительного богатыря, дипломата. Благодаря своему уму, он добивается успеха. Добрыня нарисован по правую руку от Ильи. Чертами лица напоминает самого художника. У него умный взгляд, он пытливо смотрит вдаль. Как и Илья, Добрыня храбр, силен. Но одет он в богатый кафтан, меч у него в золотых ножнах. Конь Добрыни в нарядной сбруе. Интересна деталь: полумесяцы на сбруе – символ победы богатыря над злым татарином.

9. Как нарисован третий богатырь – Алеша Попович? Что вы знаете о нем из былин?

Алеша Попович – тоже побратим Ильи, «сын соборного попа ростовского»: он молод, но победил злого Тугарина Змея, много раз отважно дрался с кочевниками, тоже защитник земли русской? Действует против врага находчивостью, хитростью. Рядом с Ильей он кажется особенно стройным, вооружен, щегольски, у седла висят гусли. Конь Алеши легкий на бегу, выносливый, как и хозяин.

10. что объединяет богатырей в грозную силу?

11. какие детали на полотне указывают на приближение опасности?

Опасность приближается справа: конь Добрыни повернул голову вправо и т.д.

12. Что усиливает впечатление силы и мощи богатырей?

Размеры полотна, его монументальность, детали пейзажа – маленькие ёлочки у ног лошадей.

13. Какие детали пейзажа помогают увидеть тревожность времени?

Небо облачное, осеннее. Гонит ветер тучи, колышет пожелтевшую траву в сте6епи, разметал гривы и хвосты богатырским коням.

14. Какие еще названия можно дать картине?

«В дозоре», «Богатырская застава», «На страже своих границ».

15. Что роднит полотно В. М. Васнецова с былинами?

Картина проникнута горячей верой в силу и величие России. Она близка нам своей глубокой идейностью, патриотическим чувством и поэтической правдой.

В результате коллективной работы учащиеся записывают план сочинения.

Примерный план

1. Великий русский художник В. М. Васнецов.

2. История создания картины «Богатыри».

3. Эпоха, отраженная в ней.

4. Герои Васнецовского полотна (внешний вид их, выражение лица, поза, характер богатырей).

5. Главная мысль картины.

Домашнее задание: собирание и запись материалов наблюдений, начало сочинения.

Примерное сочинение:

Виктор Михайлович Васнецов – один из известных и любимых русских художников. Большое влияние на его творчество оказала устная народная поэзия. Его самые известные картины написаны по мотивам русских народных сказок, былин. «Богатыри» – лучшее произведение Васнецова. Над ним художник работал более двадцати лет.

На картине мы видим трех могучих богатырей. Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Они богато и красиво одеты. Под ними сильные богатырские кони. Их оружие наготове. Добрыня Никитич вынимает меч из ножен, Илья Муромец повернул копьё в сторону врага, Алеша Попович уже наложил на лук стрелу.

Всадники остановились на границе русской земли и зорко всматриваются вдаль. Вокруг них виднеются холмы, перелески, над ними плывут облака. Крепко стоят богатыри на рубеже родной земли.

В облике Ильи Муромца художник отразил силу, мудрость, благородство, в Добрыне Никитиче отметил знание, опытность, решимость. В образе Алёши Поповича показал безграничную отвагу, смелость и весёлый характер. В картине «Богатыри» прославляется мощь, высокие духовные качества и патриотизм русского народа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!